Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок совершенной конкуренции




Для определения основополагающих признаков рынка следует принять за объект анализа рынок свободной конкуренции. Но со­держание понятия «рынок» неоправданно сводить только к свобод­ному обмену. В реальной действительности рынок может быть монополизированным или государственно-регулируемым. В совре­менных развитых экономических системах сложился рынок орга­низованной конкуренции, сущность которого состоит в сочетании олигополистических структур отраслевых рынков, обеспечивающих возможности для конкуренции, при одновременном государствен­ном регулировании рыночных процессов.

Рынок свободной конкуренции не испытывает на себе искажа­ющего воздействия внутренних и внешних экономических сил. Эффективное функционирование рынка свободной конкуренции требует наличия ряда условий.

Во-первых, в рыночной экономике любое физическое или юридиче­ское лицо располагает абсолютной экономической свободой. Предпри­ниматель вправе самостоятельно выбирать вид хозяйственной дея­тельности (организовать производственное предприятие, инвес­тировать деньги в недвижимость или положить их в банк, купить акции, приобрести государственные облигации). Потребитель обладает свободой потребительского выбора. В пределах своих денежных доходов в соответствии со сложившимися вкусами и предпочтения­ми потребители могут беспрепятственно приобретать вещи и услуги.

Экономическая свобода производителя и потребителя обеспе­чивается многообразием форм собственности. Приоритетное мес­то занимает частная собственность.

Во-вторых, в свободной рыночной экономике отсутствуют огра­ничения для участия в сделках по поводу купли-продажи, гарантиру­ется свободный доступ на рынок покупателей и продавцов, поэтому вклад каждого производителя в объем предлагаемой продукции не­значителен. Цены формирует рынок. Отдельные производители и по­купатели не могут воздействовать на сложившуюся рыночную цену.

В-третьих, каждый участник конкурентного рынка владеет пол­ным объемом рыночной информации о спросе, предложении, ценах, нормах прибыли и т.д. На основе полученной информации произ­водитель устанавливает, что следует производить и в каком количе­стве. Через рынок на производство воздействуют и потребители, которые выступают в качестве субъектов рыночных отношений как покупатели. Именно потребители, совершая покупку товара, обес­печивают окончательное признание общественной значимости про­изведенного продукта и затраченного на него труда. Продажа това­ра означает признание его общественной полезности.

В-четвертых, рынок свободной конкуренции характеризуется однородностью одноименных продуктов, отсутствием индивидуальных характеристик, дифференцирующих товары. Этим обеспечивается свободная конкуренция, исключающая привилегированное, моно­польное положение отдельных продавцов.

В-пятых, субъекты рыночных отношений преследуют на рынке только свои личные интересы, возникает своего рода «экономический эгоизм». Однако совокупные интересы в обстановке рыночной кон­куренции реализуются некой «невидимой рукой» (механизмом рын­ка), что отвечает общественным интересам. Отдельный индивид, по мнению классика экономической теории А. Смита, преследуя свои собственные цели, способствует благу всех зачастую более дей­ственно, чем, если бы он специально поставил задачу облагодетель­ствовать общество.

В-шестых, реализация личных интересов порождает конкуренцию между субъектами рыночных, отношений. Условиями конкуренции являются абсолютная доступность материальных, трудовых, финан­совых и прочих ресурсов, а также полная свобода выбора деятель­ности, вступления субъекта в сферу действия того или иного рынка или выхода из нее.

Конкуренция обеспечивает активную хозяйственную деятель­ность субъектов рынка, восприимчивость к техническим новше­ствам, знание конъюнктуры рынка, совершенствование обществен­ного производства в целом.

Экономические системы современных развитых стран мира имеют ряд отклонений от признаков свободного конкурентного рынка. Более того, свободного рынка в строгом смысле слова и не может быть. Возможные отклонения от режима рынка свободной конкуренции возникают под воздействием экономической поли­тики государства, монополистических образований, неполноты коммерческой информации и ряда других причин.

Пределом отклонения экономических систем от режима сво­бодного конкурентного рынка является сохранение рыночного механизма (формирование цен под воздействием спроса и предло­жения, беспрепятственное перемещение ресурсов из одной страны в другую, исчерпывающая информация о состоянии всей эко­номики и т.п.).

Современный тип рыночного хозяйства представляет собой си­стему, включающую эффективные средства государственного регулирования и демократические институты (объединения произ­водителей, потребителей, различные фонды и т.д.). Условия хозяй­ственной деятельности субъектов рынка подчинены системе пра­вовых норм, соблюдение которых гарантируется государством.

Контрольные вопросы

1. Как решается известная триада проблем: что, как и для кого произ­водить в условиях различных типов экономических систем?

2. Какие особенности российской экономики, которые не позволяют копировать ни одну из известных в мире моделей рыночной систе­мы, вы можете назвать?

3. Чем отличаются друг от друга типы экономических систем?

4. В каких ситуациях общая полезность какого-либо блага возрастает, а предельная полезность снижается?

5. Что такое предельная полезность?

6. Чем предельная полезность отличается от полезности вообще?

7. В чем заключаются причины неопределенности в экономике?

8. Почему неизбежен риск?

9. Каковы причины риска?

10. Можно ли измерить риск?

11. Каковы основные условия, необходимые для функционирования свободного рынка?

12. Почему информация и гласность – необходимые условия систе­мы свободного рынка?

13. Почему возможна деформация рыночных отношений?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.