Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сегментные и суперсегментные единицы фонетики

Речевой аппарат. Классификация звуков речи.

ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ

 

План

1. Сегментные и суперсегментные единицы.

3. Изменения звуков в потоке речи.

4. Фонология. Понятие фонемы и аллофона.

5. Конститутивные признаки фонем.

6. Фонологические позиции

 

Фонетика – это раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка.

В зависимости от задач исследования различают фонетику:

· частную и общую;

· описательную и историческую;

· сопоставительная;

· экспериментальная;

· социофонетика.

Частная фонетика занимается изучением звуковой системы конкретного языка, общая изучает общие закономерности. Описательная изучает фонетическую систему языка в определённый период её развития. Историческая изучает изменения, происходившие в звуковой системе языка на протяжении всей её истории. Сопоставительная изучает фонетический строй нескольких языков. Социофонетика изучает особенности произношения отдельных групп населения. Экспериментальная изучает язык с помощью экспериментов.

Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь представляет собой определённые звенья – сегменты. К таким сегментным единицам речи относятся: 1) фразы, 2) речевые такты, 3) фонетические слова, 4) слоги, 5) звуки.

Фраза – это самая крупная фонетическая единица; они разделяются длительными паузами. Объединяются фразы интонацией.

Фраза распадается на речевые такты. Такт – это часть фразы, объединённая одним логическим ударением. Речевые такты ограничиваются с двух сторон менее длительными паузами, чем фразы.

На берегу пустынных волн ll стоял он ll дум великих полн.

Фонетическое слово характеризуется единым словесным ударением. При этом фонетическое слово может соответствовать одному лексическому слову или нескольким словам.

В ту же ночь ll широкая лодка ll отчалила от берега.

Понятие речевого такта (фонетического слова) строится с учетом так называемых клитик, т.е. слов, не имеющих ударения и примыкающих к знаменательным словам, вместе с которыми они и составляют фонетическое слово. В качестве клитик чаще всего выступают слова служебных частей речи – предлоги, послелоги, артикли, союзы, частицы и т.п.

В зависимости от места примыкания к знаменательному слову клитики подразделяются на проклитики(примыкание спереди: под окном) и энклитики(примыкание сзади: придёшь ли?).

Фонетические слова распадаются на слоги. Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков. Не все звуки могут быть слоговыми.

Наиболее популярной из них является сонорнаятеория, основывающаяся на акустическом критерии.



Звуки речи характеризуются различной степенью сонорности (звучности). Максимально сонорными в любом языке являются гласные звуки, далее по шкале убывания располагаются собственно сонорные согласные, за ними шумные звонкие и, наконец, шумные глухие. Слог, согласно такому пониманию, представляет собой сочетание более звучного элемента с менее звучным. В наиболее типичном случае это сочетание гласного, образующего вершину (ядро слога), с примыкающими к нему на периферии согласными, например, го-ло-ва, сти-хи, стра-на и т.п.

По своей структуре слоги бывают:

1) открытыми, если оканчиваются гласными;

2) закрытыми, если оканчиваются согласными;

3) прикрытыми, если начинаются согласными;

неприкрытыми, если начинаются с гласных.

В ряде языков есть слоги, вообще не содержащие гласного звука. Вершина таких слогов чаще всего представлена сонорными [р] и [л], например, vlk (волк), vrch (верх), slza (слеза) в чешском языке; рж (рожь), крв (кровь), прст (перст, палец), врба (верба) в сербохорватском языке.

Существуют законы слогоделения. Определение границ слогоразделов в интервокальных позициях между стечениями согласных представляет известные трудности, что подтверждается материалом слов типа острый, сестра, допускающими различные варианты слогоделения. Ср.: о-стрый, ос-трый, ост-рый, се-стра, сес-тра, сест-ра. На этот счет существует точка зрения, согласно которой слогораздел в русском языке в интервокальной позиции всегда проходит после гласных. С позиций этого подхода приведенные слова правильно нужно членить на слоги только так: о-стрый, се-стра.

Слоги разделяются на звуки. Звук – это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию (одиним толчком выдыхаемого воздуха).

 

К суперсегментным единицам фонетики относят интонацию и ударение. Они не образуют отдельных отрезков, а как бы накладываются на сегменты.

Ударение – это выделение с помощью различных фонетических средств одного из слогов неодносложногослова в составе речевого такта или фразы на фоне безударных слогов.

Различают три основных вида ударения –динамическое(силовое, экспираторное), долготное (количественное) имузыкальное(тональное).

Динамическоеударение характеризуется усилением голоса в ударном слоге на фоне ослабления голоса в безударных слогах.

Динамическое ударение может быть:

1. Фиксированным(постоянным), т.е. закрепленным за одним и тем же слогом: в чешском, венгерском, латышском языках ударение закреплено за первым слогом; в польском – за предпоследним слогом и т.д.

2. Нефиксированным(свободным), т.е. незакрепленным за одним и тем же слогом, как, например, в русском языке: гнёзда (на первом слоге), гнезду (на втором слоге), гнездовой (на третьем слоге) и т.д.

По возможности перехода с одного слога на другой внутри одного того же слова, т.е. при изменении его формы, различают подвижноеинеподвижноединамическое ударение. Примеры из русского языка: голова, головы, голове, но голову (подвижное ударение) и сильный, сильного, сильному… сильным, сильными и т.д. (неподвижное ударение).

Долготное – это количественное (квантитативное) ударение. Оно достигается удлинением гласного ударного слога. Преобладающим оно является в индонезийском языке. Элементы количественного ударения присущи и русскому языку, почему его правильнее рассматривать как экспираторно-количественное.

Музыкальноеударение – это тоновое, мелодическое ударение, характеризующееся изменением голосового тона по высоте внутри одного и того же слога. Оно встречалось во многих индоевропейских языках далекого прошлого (в древнеиндийском, древнегреческом). Из современных языков музыкальное ударение присуще китайскому, дунганскому, тайскому, вьетнамскому и некоторым другим языкам. Количество тонов по языкам может быть различным: например, в китайском языке 4 тона, во вьетнамском – 6.

Интонация– сложное явление. Она представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и системы пауз.

Главной составляющей интонации является мелодика речи, т.е. движение голосового тона по высоте; остальные признаки являются сопутствующими.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Сегментные и суперсегментные единицы фонетики

Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.36.82
Генерация страницы за: 0.021 сек.