Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оперативный контроль




Текущий контроль

Основной целью (и одновременно задачей) текущего контроля является определение степени выраженности отставленных постнагрузочных изменений в функциональном состоянии ведущих органов и систем организма спортсмена.

Текущий контроль может осуществляться:

- ежедневно утром (натощак, до завтрака; при наличии двух тренировок – утром и перед второй тренировкой);

- три раза в неделю (1 – на следующий день после дня отдыха, 2 – на следующий день после наиболее тяжелой тренировки и 3 – на следующий день после умеренной тренировки);

- один раз в неделю – после дня отдыха.

В предсоревновательном периоде целесообразно использование первого варианта организации текущего контроля При проведении текущего контроля, независимо от специфики выполняемых тренировочных нагрузок, обязательно оценивается функциональное состояние:

- центральной нервной системы;

- вегетативной нервной системы;

- сердечно-сосудистой системы;

- опорно-двигательного аппарата.

В видах спорта, в которых базовым физическим качеством является, выносливость дополнительно контролируются:

- морфологический и биохимический состав крови;

- кислотно-щелочное состояние крови (постнагрузочное восстановление кислотно-щелочного состояния крови в норме должно занимать не более 2 часов);

- состав мочи.

У спортсменов этих видов спорта особое место должно занимать обследование сердечно-сосудистой системы.

В видах спорта скоростно-силовой направленности обязательным является контроль функционального состояния нервно-мышечного аппарата.

В видах спорта со сложнокоординационным характером нагрузок необходимо оценивать:

- функциональное состояние нервно-мышечного аппарата;

- функциональное состояние анализаторов (двигательного, зрительного, вестибулярного).

 

Оперативные исследования оценивают срочный тренировочный эффект, т.е. изменения, происходящие в организме во время выполнения физических упражнений и в ближайшем восстановительном периоде. Используют следующие формы оперативного контроля:

- непосредственное наблюдение в процессе всего тренировочного занятия;

- исследование в покое до тренировочного занятия и через 20-30 мин после его окончания;

- исследование с применением дополнительных нагрузок до тренировочного занятия и через 20-30 мин после его завершения.

Наиболее информативной является первая форма оперативного контроля, которая, на практике обозначается как врачебно-педагогическое наблюдение (ВПН).

Врачебно-педагогические наблюдение это наблюдение за спортсменами или физкультурниками, которые проводятся совместимо врачом и тренером (преподавателем) во время тренировок или соревнований с целью совершенствования процесса подготовки.

Благодаря такому наблюдению, врачебный контроль сочетается с изучением педагогических и психологических аспектов тренировочного процесса в естественных условиях спортивной деятельности.

Во время выполнения спортсменом или физкультурником специфических упражнений, присущих потому или иному виду спорта, врач может получить наиболее достоверные данные о функциональном состоянии организма, адекватности физических нагрузок, что позволит ему разработать специальные рекомендации относительно последующего проведения или коррекции учебно-тренировочных занятий.

Основные задачи ВПН:

1. Оценка санитарно-гигиенических условий, в которых проводится учебно-тренировочное занятие;

2. Изучение организации и методики проведения учебно-тренировочного занятия;

3. Изучение соответствия используемых нагрузок полу, возрасту и уровню подготовленности занимающихся;

4. Определение функционально состояния организма и уровня тренированно-

сти на различных этапах тренировки;

5. Оценка соответствия применяемых средств и системы тренировки ее задачам и возможностям спортсмена в целях индивидуализации учебно-тренировочного процесса и совершенствования его планирования.

Изучение санитарно-гигиенических условий, в которых проводятся занятия, направлено на выявление неблагоприятных факторов отрицательно влияющих на состояние здоровья и повышающих риск спортивных травм.

Врач должен определить соответствие параметров микроклимата нормативным санитарно-гигиеническим требованиям в спортивном зале, на игровой площадке или стадионе (температура, влажность, освещенность, скорость ветра и т.д.), определить соответствие площади зала (4 м2 на одного занимающегося для занятий физкультурой) количеству занимающихся, состояние спортивного инвентаря и пр. Это позволяет сохранять оптимальные условия внешней среды в процессе проведения тренировки или соревнований. Формой контроля является санитарно-гигиенический осмотр спортивного сооружения в целом и непосредственного места проведения занятий, после проведения которого составляется «Акт санитарно-гигиенического обследования спортивной базы» по следующему плану:

1. Место расположения.

2. Оборудование помещений и спортивных объектов.

3. Состояние спортивного оборудования и инвентаря.

4. Состояние подсобных и вспомогательных помещений.

5. Организация врачебного контроля на спортивной базе.

6. Выводы.

При оценке места расположения спортивной базы врач должен описать отдаленность ее от центра города и объектов, которые загрязняют окружающую среду. Для открытых спортивных сооружений, например, стадионов, обязательно указывается характер и качество покрытия или грунта (его амортизирующие и дренирующие свойства), наличие и соответствие разметки между различными по назначению секторами (беговые дорожки, сектор толкания ядра, метания диска и др.), протяженность финишной прямой и пр. Кроме того, регистрируется температура воздуха и относительная влажность. Для летнего периода эти параметры должны составлять соответственно в переделах +25оС; 60-70 %, а для зимнего -15оС при безветренной погоде, при такой же относительной влажности воздуха. Аналогично обследуется состояние других открытых спортивных сооружений (футбольных полей, хоккейных площадок, катков, ипподромов, лыжных трасс и др.).

На закрытых спортивных базах оцениваются размеры спортивной базы, внутреннее состояние основных помещений (состояние пола, потолка, стен, способ и качество уборки, наличие и состояние отопления, освещения, вентиляции, температура, общая и полезная площадь, кубатура).

При ознакомлении с состоянием спортивного оборудования и инвентаря выясняется их исправность, соответствие современным техническим характеристикам и требованиям и пр.

Санитарно-гигиеническая оценка состояния подсобных и вспомогательных помещений включает у себя характеристику комнат отдыха, раздевалок, душевых, туалетов, кроме того оценивается качество уборки этих помещений, характеристика соответствующей дезинфекции.

Каждая спортивная база должна иметь медицинский кабинет. В процессе ВПН, необходимо проверить его оснащенность, правила хранения медикаментов, наличие необходимых средств оказания экстренной медицинской помощи, ведение учетной и отчетной документации для оценки качество работы кабинета в целом. Эти данные также отражается в акте санитарно-гигиенического обследования.

После завершения обследования врач делает заключение о пригодности данного спортивного сооружения к проведению учебных, тренировочных занятий или соревнований, описывает условия эксплуатации, отражает замечания и предложения. Акт подписывается врачом, который проводил ВПН, а также врачом и директором спортивной базы. Если в ходе ВПН были выявлены нарушения, то обязательно указываются срок их устранения и ответственные за исполнение лица.

Изучение организации и методики проведения занятия предполагает, знакомство с планом и задачами тренировки, а также средствами, которые будут использоваться для их решения, оценивается соответствие упражнений используемых в различных частях занятия их целям, технической и физической подготовленности занимающихся, преемственность выполняемых упражнений в различных частях занятия и т.д.

Для изучения и совершенствования методики управления тренировочным процессом необходимо в ходе ВПН оценивать правильность построения тренировки, распределения различных средств в одном занятии, оптимальность количества повторений упражнений, длительности интервалов отдыха между упражнениями особенно длительность и полноценность восстановления после одного из наиболее трудного задания.

Изучение соответствия используемых нагрузок полу, возрасту и уровню подготовленности занимающихся. Данная задача при проведении ВПН является основной. Врач уточняет воздействие на организм спортсмена различных физических нагрузок, так как во время выполнения больших тренировочных нагрузок могут проявиться скрытые отклонения в состоянии здоровья, которые не удалось обнаружить при обследовании в кабинете. Исследования, проводимые непосредственно в условиях учебно-тренировочных занятий или соревнований, позволяют определить изменения уровня функционального состояния спортсмена, без чего нельзя правильно оценить уровень тренированности (специальной работоспособности).

Изучение влияния нагрузки на организм лиц, занимающихся физкультурой, у которых имеются отклонения в состоянии здоровья или сниженные показатели физического развития, позволяет уточнить правильность их распределения на медицинские группы. ВПН имеет особую ценность в том случае, если одновременно используются методы, позволяющие определять изменения функционального состояния не одной, а нескольких систем организма. Это связано с тем, что длительность восстановления параметров различных систем организма после физических нагрузок неодинакова. Кроме того, такие исследования дают возможность выявить особенности изменений в межсистемных связях.

Степень и характер этих изменений являются надежными критериями оценки воздействия нагрузки на организм спортсмена и трактовки особенностей восстановления процесса.

Методы врачебно-педагогических наблюдений разделяются на простые, инструментальные и сложные. При выборе методов наблюдения исходят, прежде всего, из задач и форм организации исследований, из специфики вида спорта.

Простые методы: опрос о субъективных ощущениях в ходе тренировочного процесса и наблюдения за внешними признаками утомления; аускультация сердца; перкуссия и пальпация печени; определение частоты пульса; измерение АД; измерение массы тела; динамометрия; определение частоты дыхания, жизненной емкости легких, силы дыхательных мышц, мощности вдоха и выдоха; исследование сухожильных и некоторых вегетативных рефлексов; проведение ортостатической пробы; проведение координационных проб; определение максимальной частоты движения конечностей; определение реакции на дополнительную (стандартную и специфическую) и повторные нагрузки, и др. Они позволяют врачу и тренеру получить представление о состоянии организма спортсмена в целом, ориентироваться относительно степени напряжения, с которым выполняются физические упражнения, и соответственно определить степень утомления.

Обычно перед занятием спортсмена расспрашивают о самочувствии, наличии ощущения усталости, желания тренироваться и т.д. Во время тренировки также выясняют самочувствие спортсмена, его субъективную оценку, касающуюся времени, отводимого на отдых, трудности выполнения отдельных упражнений и др.

Инструментальные методы: электрокардиография; поликардиография; оксигемометрия; хронаксиметрия; определение скрытого периода двигательной реакции; исследование электрической чувствительности глаз; миотонометрия; электромиография и др.

Сложные методы: телеметрическая и радиотелеметрическая регистрация частоты сердечных сокращений и дыхания, ЭКГ, электромиограммы; анализы крови и мочи, биохимические исследования; биопсия мышц и др.

Во время выполнения ВПН чаще используются простые, более доступные методы, информативность и чувствительность, которых вполне удовлетворительная.

К числу таких методов относятся опрос и визуальное наблюдение за внешними признаками утомления спортсмена. Они позволяют врачу и тренеру получить представление о состоянии организма спортсмена в целом, ориентироваться относительно степени напряжения, с которым выполняются физические упражнения, и соответственно определить степень утомления. Для этого перед занятием спортсмена расспрашивают о самочувствии, о наличии ощущения усталости, желания тренироваться и т.д. Во время тренировки также выясняют самочувствие спортсмена, его субъективную оценку, касающуюся времени, отводимого на отдых, трудности выполнения отдельных упражнений и др.

Если у спортсмена во время или после тренировки отмечаются какие-либо жалобы, это всегда означает несоответствие нагрузки уровню его подготовленности или свидетельствует о нарушении в состоянии здоровья.

Степень утомления в процессе тренировочного занятия оценивается обычно по признакам внешнего утомления. При этом обращают внимание на окраску кожи, потливость, характер дыхания, координацию движений, внимание.

При небольшой степени утомления отмечается нормальная окраска кожи лица или ее небольшое покраснение, незначительная потливость, умеренно учащенное дыхание, отсутствие нарушений координации движений и нормальная, бодрая походка.

Средняя степень утомления характеризуется значительным покраснением кожи лица, большой потливостью, глубоким и значительно учащенным дыханием, нарушением координации движений (при выполнении упражнений и при ходьбе – неуверенный шаг, покачивание).

Большая степень утомления характеризуется резким покраснением или побледнением и даже синюшностью кожи, очень большой потливостью с появлением соли на висках, на спортивной одежде, резко учащенным поверхностным, иногда аритмичным дыханием с отдельными глубокими вдохами, значительными нарушениями координации движений (резкое нарушение техники, покачивание, иногда падение).

Измерение веса тела и его изменений под влиянием нагрузок – необходимый и важный метод оценки воздействия нагрузок. Вес следует определять утром натощак, а также до и после тренировки. После тренировочного занятия среднего объема и интенсивности вес снижается на 300-500 г у тренированного спортсмена и на 700-1000 г у новичка. После больших, интенсивных и длительных нагрузок (бег на длинные и сверхдлинные дистанции, лыжные и велосипедные гонки) потеря веса за тренировку или соревнование может достигать 2-6 кг. Очень важно знать, как изменяется вес на протяжении занятия. В начале тренировки вес снижается более активно, чем в конце. С достижением хорошего состояния тренированности вес спортсмена стабилизируется. При умеренном снижении веса после тренировок его величина быстро восстанавливается.

Изменения функционального состояния кардиореспираторной системы имеют изучение особое значение. При исследовании в первую очередь обращают внимание на характер динамики ЧСС.

В процессе ВПН определение частоты пульса является одним из самых распространенных методов благодаря его доступности и информативности. ЧСС определяют перед занятием, после разминки, после выполнения отдельных упражнений, после отдыха или периодов снижения интенсивности нагрузок. Поскольку при значительном учащении пульса (180 уд/мин и больше) определить его на лучевой артерии нелегко, рекомендуется

считать пульс на сонной артерии или определять ЧСС по верхушечному толчку сердца.

Исследование измерений частоты пульса позволяет оценить правильность распределения нагрузки во время занятий, т.е. рациональность его построения и интенсивность нагрузки.

Для этого изменения ЧСС в процессе занятия отражают в виде физиологической кривой занятия. Не менее важно сопоставлять изменения пульса с продолжительностью восстановительного периода.

Сопоставляя характер нагрузки с изменениями частоты пульса и быстротой его восстановления, определяют уровень функционального состояния спортсмена. Например, если при пробегании 400 м за 70 с у спортсмена пульс учащался до 160 уд/мин, и восстановление (до 120 уд/мин) длилось 2 мин, а спустя некоторое время (2-3 недели) пульс учащался до 150 уд/мин

и восстановление продолжалось 3 мин, это может свидетельствовать об ухудшении функционального состояния спортсмена и требует его дополнительного обследования.

В легкой атлетике, например, для тренированных бегунов по частоте пульса выделяют следующие зоны интенсивности тренировочных нагрузок, характеризующихся определенным типом энергообеспечения (Ф.П. Суслов). Для стайеров при пульсе до 170 уд/мин наблюдается аэробный тип энергообеспечения (развивающая зона), при 150 уд/мин – поддерживающая зона, при 130 уд/мин зона восстановления.

В игровых видах спорта при пульсе от 170 и до 190 уд/мин развивающая зона (тип энергообеспечения смешанный, аэробно-анаэробный.), зона, поддерживающая в пределах 170 уд/мин, зона восстановления при 130 уд/мин.

При пульсе свыше 190 уд/мин наблюдается преимущественно анаэробный, характер энергообеспечения, который имеет место у спортсменов-спринтеров. В зависимости от количества молочной кислоты и кислотно-щелочного равновесия при этом типе энергообеспечения выделяют субмаксимальную (170-190 уд/мин) и максимальную зону интенсивности (свыше 190 уд/мин).

По частоте пульса во время тренировочной работы можно определить ее энергетическую стоимость. Для этого используются сумматоры пульса – электронные устройства со счетчиком, суммирующие частоту пульса за определенное время.

Важным показателем функционального состояния организма является быстрота восстановления пульса. У хорошо тренированных спортсменов его частота уменьшается в течение 60-90 с со 180 до 120 уд/мин. При снижении пульса до такой частоты тренированные спортсмены готовы к повторному выполнению тренировочных нагрузок или отдельных упражнений.

Оценка приспособляемости организма спортсмена к различным нагрузкам по реакции пульса на отдельные упражнения и длительности его восстановления позволяет врачу и тренеру совершенствовать тренировочный

процесс, исключать или ограничивать упражнения, к которым спортсмен недостаточно адаптирован, находить оптимальные интервалы отдыха, правильное чередование упражнений и различных средств тренировки.

Также большое значение для оценки приспособляемости организма к нагрузкам имеет сопоставление сдвигов частоты пульса и максимального АД. При хорошей приспособляемости эти сдвиги должны быть пропорциональными, т.е. при значительном учащении пульса максимальное АД также должно значительно повышаться и наоборот. Одним из признаков ухудшения приспособляемости организма является уменьшение сдвигов максимального АД при сохранении или увеличении сдвигов пульса.

Крайним его выражением является гипотоническая реакция. Она может возникать при утомлении, вызванном упражнениями на выносливость. При перегрузке в скоростно-силовых упражнениях нередко возникает резкое увеличение максимального АД (до 220-240 мм рт.ст.) – гипертоническая реакция.

Нормальная реакция диастолического давления (ДАД) на физическую нагрузку проявляется в его уменьшении. Однако в некоторых случаях оно может или не изменяться, или увеличиваться. Повышение ДАД может быть признаком ухудшения приспособляемости к физическим нагрузкам.

Таким образом, в случаях, когда уровень подготовленности спортсмена соответствует выполняемой нагрузке, сердечно-сосудистая система реагирует сочетанным учащением ЧСС, повышением максимального АД и увеличением пульсового давления (в пределах 80% и более).

Резкое учащение пульса, снижение максимального АД при неизменном или увеличенном минимальном давлении вызывает уменьшение пульсового давления после нагрузки отражают крайнюю степень утомления, плохую адаптацию к нагрузке.

Помимо изучения изменений в состоянии сердечно-сосудистой системы, также изучаются изменения показателей внешнего дыхания.

Определение частоты дыхания (ЧД) – наиболее простой и распространенный метод исследования. Он проводится визуально или пальпаторно, путем прикладывания руки к нижней части грудной клетки. Частота дыхания исследуется в покое, до занятия, а затем, так же как и пульс, в течение всего занятия. После физических нагрузок частота дыхания достигает 30-60 дыханий в 1 минуту, в зависимости от их характера и интенсивности нагрузки. Сравнение сдвигов в частоте дыхания и длительности его восстановления с характером нагрузок также позволяет в известной степени оценить их воздействие на функциональное состояние занимающегося и достаточность интервала отдыха между ними и пр.

Помимо ЧД изучаются изменения ЖЕЛ, МВЛ, мощности вдоха и выдоха (с помощью пневмотахометра). Они измеряются до, в процессе тренировочного занятия и после него ЖЕЛ и МВЛ после занятий с относительно небольшой тренировочной нагрузкой могут не изменяться или немного понижаться (ЖЕЛ на 100-200 мл, МВЛ на 2-4 л). Очень большие нагрузки могут вызвать снижение ЖЕЛ на 300-500 мл и МВЛ на 5-10 л. Степень уменьшения ЖЕЛ и

МВЛ, мощности вдоха и выдоха после отдельных упражнений и быстрота их восстановления в период отдыха характеризуют воздействие нагрузки на функциональное состояние занимающегося. Например, если до занятия мощность вдоха равнялась 5 л/с, а после него – 4 л/с, это свидетельствует о значительном утомлении под влиянием физических нагрузок.

Исследование нервной и нервно-мышечнойсистем занимают в ВПН значительное место, так как физические нагрузки во время спортивной тренировки предъявляют высокие требования к этим системам. Известно, что нерациональная тренировка нередко ведет к травмам и заболеваниям нервно-мышечного аппарата у спортсменов. В связи с этим при проведении ВПН необходимо широко применять методы исследования, позволяющие оценивать воздействие нагрузок на эти системы. К простейшим из них относятся: исследования быстроты движений конечностей, силы и статической выносливости мышц, точности воспроизведения движений по амплитуде и силе при выключенном зрении, координационные пробы, пробу Ромберга и определение тремора. Общее утомление, возникающее после выполнения больших нагрузок, приводит к снижению быстроты движений, т.е. их количества за исследуемый промежуток времени. Например, если до тренировки спортсмен способен сделать 60-90 движений за 10 с, то после нее

при выраженном утомлении – всего лишь 40-60 движений.

Исследование изменения силы мышц под влиянием физических нагрузок осуществляется с помощью динамометров. Статическая выносливость мышц кисти исследуется с помощью ручного динамометра, мышц спины становым динамометром, а мышц живота – по времени удержания ног под прямым углом к телу в упоре на руках.

При большой нагрузке во время занятий (после отдельных упражнений) сила мышц кисти падает на 2-3 кг, мышц спины – на 5-15 кг, после соревнований или тяжелых тренировок – соответственно на 2-6 и 5-30кг.

Проба с дополнительной физической нагрузкой. Следует учитывать, что ВПН, проводимое в течение всего занятия, очень трудоемкий метод и в какой-то степени нарушающий тренировочный процесс. Приходится отрывать спортсмена от выполнения упражнений (а это не всегда совпадает с планом тренировки), иногда удлинять отдых, что может привести к «остыванию» мышц. Особенно усложняется проведение исследований в холодную погоду и при занятиях зимними видами спорта. В тех случаях, когда нет возможности проводить наблюдение на протяжении всего занятия целесообразно применять в пробу с дополнительной физической нагрузкой Она получила широкое распространение при ВПН благодаря простоте, доступности и надежности информации о воздействии нагрузки на организм и функциональное состояние спортсмена. Сравнение реакции на одну и ту же нагрузку до и после тренировки, в различные дни микроцикла и т.д. позволяет выявить степень изменения работоспособности спортсмена после конкретной тренировки или после нескольких микроциклов.

В качестве дополнительной физической нагрузки используется любая функциональная проба. Единственное требование при этом – строгое дозирование нагрузки. Лучше всего применять велоэргометрическую пробу определенной мощности и длительности, а если это невозможно по каким-либо причинам, то использовать степ-тест, бег на месте под метроном с подниманием коленей до определенного уровня и др.

Дополнительная физическая нагрузка выполняется спортсменом непосредственно перед тренировкой и через 10-20 мин после нее.

Оценка адаптации к тренировочным и соревновательным нагрузкам по реакции на дополнительную физическую нагрузку основана на учете разницы в показателях, полученных после 2-й дополнительной нагрузки, по сравнению с теми же показателями после 1-й дополнительной нагрузки.

При этом обычно учитывают разницу в следующих показателях:

На 1-й минуте восстановления: а) в частоте пульса в первые 10 с б) в величине максимального АД; в) величине минимального АД; г) в величине соотношения между максимальным АД и частотой пульса за 10 с (коэффици-

ент эффективности сердечной деятельности); д) в типе реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку.

На 3-й минуте восстановления: а) в частоте пульса за последние 10 с; б) в величине максимального АД; в) в величине минимального АД. В зависимости от величины разницы выше перечисленных показателей определяется воздействие тренировочной или соревновательной нагрузок на организм, степень его утомления.

У подростков принято рассматривать четыре степени воздействия физических нагрузок на организм юного спортсмена (Стогова Л. И., 1976).

Незначительное воздействие. Юный спортсмен успешно, без признаков утомления справляется с тренировочной или соревновательной нагрузкой. После 2-й дополнительной нагрузки по сравнению с 1-й дополнительной нагрузкой частота пульса за 10 с увеличивается на 2 удара, максимальное АД увеличивается на 10 мм рт. ст., минимальное – уменьшается на 5 мм рт. ст., а коэффициент эффективности сердечной деятельности остается почти без изменения. Тип реакции сердечно-сосудистой системы остается нормотоническим. По сравнению с 1-й дополнительной нагрузкой на 3-й минуте восстановления после 2-й дополнительной нагрузки пульс недовосстанавливается на 1 удар (за 10 с), максимальное АД больше на 15 мм рт. ст., минимальное – меньше на 5 мм. Если нагрузка была достаточно интенсивной или близкой к максимальной, то такие результаты при пробе с дополнительными нагрузками свидетельствуют о хорошем функциональном состоянии и высокой работоспособности спортсмена.

Умеренное воздействие. Наблюдаются средние по выраженности признаки. После 2-й дополнительной нагрузки по сравнению с 1-й пульс учащен (за 10 с) на 4 удара, максимальное АД ниже 5 мм рт. ст., минимальное – на10 мм рт. ст., коэффициент эффективности сердечной деятельности уменьшается на

единицу. Тип реакции чаще нормотонической, но нередко выявляется бесконечный тон. По сравнению с 1-й нагрузкой на 3-й минуте восстановления после 2-й нагрузки пульс недовосстановлен на 3 удара (за 10 с). Максимальное АД такое же, как и при 1-й дополнительной нагрузке, минимальное – меньше на 10 мм рт. ст. Такая реакция может указывать на некоторое несоответствие величины данной нагрузки уровню функциональной готовности организма юного спортсмена.

Значительное воздействие. Отмечаются признаки выраженного утомления. После 2-й дополнительной нагрузки по сравнению с 1-й пульс учащен (за 10 с) на 6 ударов, максимальное АД ниже на 15 мм рт. ст., часто регистрируется

бесконечный тон, коэффициент эффективности сердечной деятельности уменьшен на 2 единицы. На 3-й минуте восстановления после 2-й нагрузки по сравнению с 1-й дополнительной нагрузкой пульс недовосстановлен на 5 ударов (за 10 с), а максимальное АД меньше на 5 мм рт. ст. Такая реакция может свидетельствовать об ухудшении работоспособности (особенно если при 2-й дополнительной нагрузке спортивно-технический результат хуже, чем при 1-й) и снижении адаптационных возможностей организма юного спортсмена.

Чрезмерное воздействие. Наблюдаются признаки резкого утомления. По сравнению с 1-й дополнительной нагрузкой после 2-й до- полнительной нагрузки пульс (за 10 с) учащен на 8 ударов, максимальное АД ниже на 28 мм рт. ст., а коэффициент эффективности сердечной деятельности уменьшен на 3 единицы. Часто отмечается феномен бесконечного тона, который нередко сочетается со ступенчатым подъемом максимального АД. На 3-й минуте восстановления после 2-й нагрузки по сравнению с 1-й дополнительной нагрузкой пульс чаще на 7 ударов (за 10 с), максимальное АД ниже на 15 мм рт. ст., минимальное – выше на 5 мм или регистрируется бесконечный тон. Следует подчеркнуть, что такая реакция часто сопровождается появлением на ЭКГ, зарегистрированной сразу после тренировки или соревнования, признаков перегрузки, перенапряжения. Все это указывает на снижение функциональных возможностей организма, возникшее либо в результате отклонений в состоянии здоровья юного спортсмена, либо недостаточной подготовленности к выполнению такого уровня нагрузок.

У взрослых спортсменов выделяют три варианта реакции на дополнительную стандартную физическую нагрузку.

Первый вариант характеризуется несущественным отличием реакции на нагрузку, выполненную после достаточно интенсивной тренировки, от реакции на нее до тренировки. Могут быть только небольшие количественные различия в сдвигах пульса, АД и длительности восстановления. При этом в одних случаях реакция на нагрузку после тренировки может быть выраженной, в других – более выраженной, чем до тренировки. В целом первый вариант показывает, что функциональное состояние спортсмена после тренировки существенным образом не изменяется.

Второй вариант реакции свидетельствует об ухудшении функционального состояния, проявляющемся в том, что при стандартной нагрузке, выполняемой после тренировки, сдвиг пульса становиться большим, а подъем максимального АД меньшим, чем до тренировки (феномен «ножниц»). Длительность восстановления пульса и АД обычно увеличивается. По-видимому, это связано или недостаточной тренированностью спортсмена, или с очень большой интенсивностью тренировочных нагрузок, вызвавших выраженное утомление.

Третий вариант реакции характеризуется дальнейшим ухудшением приспособляемости к дополнительной нагрузке. После тренировки на выносливость появляется гипотоническая или дистоническая реакции. После скоростносиловых упражнений возможны гипертоническая, гипотоническая и дистоническая реакции. Восстановление значительно увеличивается. Этот вариант реакции свидетельствует об ухудшении функционального состояния спортсмена. Причина – недостаточная подготовленность, переутомление или чрезмерная нагрузка на занятиях Все полученные таким образом данные позволяют оценить их соответствие полу, возрасту, состоянию здоровья и функциональным возможностям спортсмена.

Анализ построения и проведения тренировки значительно облегчается, если проводить протоколирование. Для этого используются специальные формы и таблицы. Для общей характеристики и приблизительной оценки правильности распределения физических нагрузок на тренировке определяется общая, моторная плотность и физиологическая кривая нагрузки учебно-тренировочного занятия.

Плотность тренировки – это выраженное в процентах отношение суммарного времени, которое было потрачено на выполнение физических упражнений в разных частях занятия, к общему времени тренировки. Этот указатель характеризует насыщенность занятия активной физической работой.

Определение плотности тренировки проводится с помощью метода хронометража занятия. При оценке плотности занятия определяют общую и моторную плотность. Для проведения хронометража используют секундомер, с помощью которого регистрируют время, которое было потрачено на выполнение физических упражнений, отдых, а также определяется длительность каждой части и общее время занятия.

Моторная плотность – это выраженное в процентах отношение времени, которое было потрачено только на выполнение физических упражнений, к общему времени тренировки. А общая плотность тренировки – это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общему времени занятия, которое выражается в процентах. Она включает в себя и моторную плотность, и время, которое было потрачено на объяснение, показ тренером физических упражнений, на организационные вопросы.

Общая плотность должна быть до 100%, т.е. спортсмен все время должен быть под надзором тренера, Моторная плотность не должна достигать 100%. Это может привести к переутомлению и ухудшению состояния здоровья спортсмена (физкультурника), к спортивным неудачам.

Чем больше моторная плотность тренировки, тем большим будет ее физиологичное влияние на организм спортсмена (физкультурника). При правильной организации занятия этот параметр равняется 60-70%. Его можно

значительно повысить за счет сокращения замены пассивного отдыха активным отдыхом и использованием принципа переключения с одной работы на другую. При этом следует помнить, что при значительной насыщенности основной части тренировки интенсивными или сложно-координаторными упражнениями повышение плотности занятия нецелесообразно. Поэтому плотность тренировки, например, гимнастов или штангистов существенно меньше (около 30-40%), тогда как у марафонцев, велосипедистов-шоссейников она может достигать 90% и больше.

Вторым фактором, который позволяет оценить тренировочный процесс, является физиологичная кривая нагрузки в процессе занятия. Физиологическая кривая нагрузки – это графическое изображение изменений физиологичных показателей (частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления и др.) в течение отдельных частей и всего тренировочного занятия. Физиологичная кривая достаточно наглядно характеризует уровень напряжения функциональных систем организма, как в течение отдельных частей, так и всей тренировки, что дает возможность оценить последовательность выполнения и правильное распределение физических нагрузок.

Чаще всего физиологичная кривая выглядит как ломаная линия, которая плавно поднимается к наивысшему уровню (или имеет несколько пиковых повышений) в основной части и значительно снижается в конце занятия.

Характер распределения и роста физических нагрузок зависит от педагогической цели и частных задач тренировки, что отражается на форме физиологичной кривой. Например, физиологическая кривая тренировки по легкой атлетике может иметь значительный пик сначала, в период разминки, и еще несколько в конце занятия, если проводились многократные интервальные забеги. Однако общий принцип распределения физических нагрузок в течение тренировки в целом предусматривает определенную закономерность – постепенное ее повышение к средине основной части и от-

четливое снижение к окончанию занятия, при этом может использоваться несколько пиковых нагрузок в основной части.

Незначительный перепад физиологичной кривой и ее плоская форма свидетельствуют о недостаточности физических нагрузок, а резкое повышение и отсутствие тенденции к снижению в конце тренировки – признак избыточных нагрузок.

Определения плотности и физиологичной кривой тренировочного занятия дают врачу и тренеру объективные данные, которые нужны для анализа адекватности физических нагрузок, средств и методов, которые используются в учебно-тренировочном процессе.

После завершения врачебно-педагогического наблюдения врач обязан отразить результаты в протоколе врачебно-педагогического наблюдения, в котором указываются:

1. Место и время проведения учебного занятия, количество занимающихся, какое по счету занятие с начала учебного года, фамилию преподавателя физического воспитания.

2. Наличие учебной документации (журнал, план-конспект урока, запись в журнале о медицинской группе по физическому воспитанию).

3. Санитарно-гигиенические условия места проведения занятий (температура, влажность и скорость движения воздуха; освещенность; кубатура и площадь помещения; состояние спортивного инвентаря и оборудования; состояние спортивной одежды и обуви; обеспеченность спортивного сооружения водой, душевыми установками, раздевалками, санитарными узлами; регулярность и качество уборки помещения).

4. Организация и дисциплина на занятии, воспитательная работа.

5. Соответствие материала занятия его целям и задачам, плану-конспекту урока.

6. Соответствие физической нагрузки на занятии полу, возрасту, состоянию здоровья, функциональным возможностям и технической подготовленности учащихся.

7. Обучение занимающихся в процессе занятия правильному дыханию, использование корригирующих осанку упражнений.

8. Мероприятия по профилактике спортивного травматизма.

9. Степень выполнения задач занятия.

10. Содержание занятия, хронометраж.

11. Характеристика влияния занятия на организм занимающихся (анализ изменения физиологических показателей с помощью так называемой «физиологической кривой нагрузки», оценка внешних признаков утомления). К протоколу врачебно-педагогического наблюдения прилагается карта, на которой изображена физиологическая кривая занятия.

12. Выводы и предложения.

Данные врачебно-педагогических наблюдений представляют собой ценную информацию, которую можно использовать для управления учебно-тренировочным процессом, в частности, для индивидуализации тренировочных нагрузок, для контроля динамики специальной тренированности, для своевременного выявления признаков перенапряжения организма, для прогнозирования спортивных результатов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.