Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие правовой социализации личности

Человек – существо социальное. С самого начала своей жизни он окружен себе подобными и включен в социальные взаимоотношения. В процессе межличностных отношений и взаимодействия с другими людьми человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Исходя их этого, определяется понятие социализации.

Социализация – это процесс усвоения человеком социального опыта, норм и ценностей, осуществляемый в общении и деятельности, а также процесс последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта[16].

Процесс социализации осуществляется в институтах социализации - группах, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые играют роль своеобразных трансляторов социального опыта. Основными институтами социализации являются семья, детские учреждения и образовательные заведения, трудовые коллективы, различные общественные организации[17].

Составной частью процесса социализации личности выступает правовая социализация – процесс, который вводит человека в правовую культуру; имеет две взаимосвязанные грани: с одной стороны – усвоение индивидом правовых знаний и опыта, норм и ценностей общества, в котором он живет, а с другой – активное воспроизводство системы социальных связей на основе правового опыта и правомерного поведения индивида за счет его деятельности и актичного включения в социальную среду[18].

Как подчеркивает М.И. Еникеев[19], высший уровень правовой социализации предполагает привычное правоисполнительное поведение как устойчивую особенность нравственной личности. При этом нормы права соблюдаются не из страха наказания и даже не из чувства солидарства с правом, а по настоятельной нравственной потребности совершать только правомерные действия.

При этом правовые запреты принимаются к сведению и становятся привычными рамками поведения; у человека формируется привычная готовность действовать в данной обстановке в соответствии с определенными нормами права. Результатом успешного усвоения правовых и моральных норм поведения является «этический» контроль, когда человек настолько глубоко усвоил эти нормы, что, не задумываясь, поступает так, как этого требует общество, а в случае нарушения этих норм, испытывает недовольство собой.

Дефектность правовой социализации может проявиться в недооценке ценности права (правовой негативизм), в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона (правовой инфантилизм), в активном неприятии норм права (правовой нигилизм) и в сознательном преступном поведении.

При низком уровне нравственного, социально-психологического развития у индивида преобладают спонтанно возникающие влечения, его эмоции могут преобладать над разумом, низшие потребности – над высшими.

Пример:

Дефекты психической саморегуляции наиболее вероятны в кризисные периоды жизни индивида. Особенно «хрупок» подростовый возраст. Критический перелом в этом возрасте проявляется в изменении лица, голоса, строения тела, новых способах взаимодействия со средой. Повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы, возросшие силы не находят в ряде случаев достойного и эмоционально насыщенного применения. Отношение же к подростку часто остается как к ребенку. Отсюда – подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения.

В отдельных случаях возможно и обольщение преступной романтикой, формирование социально-отрицательных интересов: раннее приобретение сексуального опыта, наркомания и др.

Первоначальная разновидность отклоняющегося поведения – делинкветное поведение – система незначительных правонарушений, провинностей, проступков. Делинкветность может быть обусловлена как педагогической запущенностью, невоспитанностью, недостаточной культурностью, так и психическими аномалиями, неадекватностью реакций, негибкостью поведения, склонностью к аффективным реакциям.

Делинкветное поведение в значительной мере обусловлено неблагополучием семейного воспитания, иногда «гиперопекой» или крайне жестким обращением, неблагоприятным влиянием микросреды, низкой педагогической квалификацией отдельных педагогов. Первые проявления делинкветного поведения – прогулы, драки со сверстниками, мелкое хулиганство, терроризирование слабых сверстников, шантаж, угон велосипедов, мотоциклов, вызывающее поведение в общественных местах.

Своевременно не пресеченные эти формы предпреступного поведения закрепляются в соответствующие поведенческие стереотипы; формируется асоциальный стиль поведения, который при соответствующих условиях может перерасти в устойчивый антисоциальный тип поведения.

Отклоняющееся поведение личности может быть связано с ослаблением социального контроля и безнадзорностью. Внешние условия, допускающие возможность систематического бесконтрольного поведения, переходят во внутреннюю неспособность к самоограничснию.

Общая социальная адаптация – база правовой социализации личности. Социальная дезадаптация личности уходит истоками в раннюю юность и даже в отроческий период жизни индивида. Асоциальная личность формируется, как правило, в ответ на труднопреодолимые жизненные коллизии. В этих условиях личность легко включается в асоциальную субкультуру и формирует свою асоциальную жизненную стратегию.

Социальная дезадаптация личности связана в ряде случаев не только с ценностной дезориентацией, но и с несформированностью у нее способов психологической самозащиты.

Социальная дезадаптация часто приводит к формированию делинквентности, а затем и преступности.

Для того чтобы человек вел себя правомерно, он должен принять социальные ценности, усвоить основные нормы и способы поведения, принятые в обществе. Правовые представления и оценки могут быть сформированы лишь на этой основе.

Вывод: Таким образом, правовая психология выступает самостоятельным разделом юридической психологии и изучает психологические аспекты правового регулирования, закономерности правовой социализации, особенности разных видов правосознания и правомерного поведения.

Обсудим подробнее явления правосознания и правомерного поведения.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение правовой психологии. Правовое регулирование и условия эффективности правовых норм | Определение, структура и виды правосознания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.