Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие правоприменительного поведения




Правоприменительное поведение – это поведение, регулируемое правовыми нормами.

Его можно подразделить на три группы: правоисполнительное, правопослушное, законопослушное[38].

- правоисполнительное (правомерное), при котором потребности личности совпадают с правовыми требованиями (именно об этом поведении шла речь выше);

- правопослушное, когда цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями не в силу внутреннего убеждения личности, а в силу ее конформности (податливости личности реальному или воображаемому давлению группы, проявляющейся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства);

- законопослушное, при котором потребности, интересы и желания личности не совпадают с общественными требованиями, но личность, боясь наказания, вынуждена подчиняться требованиям закона.

Особо отметим, что правомерное поведение (как и правосознание) является результатом правовой социализации и представляет собой поведение, цели, способы и результаты которого не противоречат ценностям общества, выраженным в правовых нормах[39].

При этом правомерное (правоисполнительное) поведение предполагает включение этих ценностей в ценностно-нормативную систему личности, формирование у нее внутреннего согласия и солидарности с нормами права.

Как утверждает Н.Н. Ярушкин, высшим уровнем мотивации правоприменительного поведения считается убежденность личности в социальной ценности совершаемого поступка, полезного для общества, для окружающих, родных и близких.

Итак, для того, чтобы человек вел себя правомерно, он должен принять социальные ценности, усвоить основные нормы и способы поведения, принятые в обществе. Правовые представления и оценки могут быть сформированы лишь на этой основе. При этом личность включается в систему правового регулирования в качестве активного субъекта, который обладает совокупностью собственных побуждений, интересов и целей, которые во многом определяют характер и направленность ее поступков.

Правомерное поведение, как это уже отмечалось, определяется, в первую очередь, правовым сознанием, а также правовыми установками (бессознательной сферой). Васильев В.Л. называет правовые установки, обусловливающие проявление правовых стереотипов поведения, «правовой интуицией», на которую большинство граждан опирается при выборе решения и вариантов поведения[40].

А.М. Столяренко подтверждает эту мысль и говорит, что личность способна почти в любых ситуациях интуитивно, руководствуясь общими разумными соображениями, выбирать правомерный способ поведения.

В данном случае идет речь о личности, которая разбирается в вопросах морали и которой присущи такие качества, как честность, ответственность, организованность и требовательность к себе. При этом правомерное поведение личности возможно практически при полной правовой неподготовленности.

Таким образом, личность, находящаяся на достаточно высоком уровне социального, морального и интеллектуального развития, обладает достоинствами, которые являются фундаментом ее правомерного поведения. Вместе с тем надежные взаимоотношения личности с правовой системой, обеспечивающие правильное решение всех правовых вопросов, возникающих в процессе жизни и деятельности, требуют, чтобы она (личность) была развита и в правовом отношении.

Также отметим, что, как отмечает А.М. Столяренко[41], существуют разные уровни развития правовой психологии общества, общностей, групп, личностей: высокий, средний, низкий, криминальный. Для высокого уровня характерно максимальное соответствие ее правовым представлениям о подлинном правовом государстве и обществе и, как следствие, правомерное поведение людей, обладающих им. Это уровень систематизированного, устойчивого отражения правовой реальности в психологии людей и развитом правосознании – уровень правовой культуры, который в максимальной степени обеспечивает правомерное поведение. Остальные уровни характерны понижением ее соответствия потребностям правового государства, снижением уровня развития правосознания и правомерного поведения.

Вывод: Правосознание и правомерное поведение формируются в процессе правовой социализации. Однако не всегда правовая социализация личности протекает благоприятно. Возможен и такой вариант правового развития человека, при котором происходят нарушения правовой социализации, что, в свою очередь, приводит к нарушениям в формировании правосознания и поведения, совершению противоправных и даже преступных действий.

 

 

Заключение

Резюмируя содержание лекции, в которой дана характеристика основных положений и понятий правовой психологии, можно сделать следующие выводы:

1. Правовая психология – раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности отражения в сознании людей правозначимых явлений. Возникновение и развитие этого раздела связано, в первую очередь, с необходимостью учета «человеческого фактора» (психологических особенностей) в правовой регуляции поведения людей.

2. Основными понятиями правовой психологии являются «правовая социализация», «правосознание» и «правомерное поведение». Эти понятия и явления, обозначаемые ими, тесно взаимосвязаны и определенным образом соотносятся между собой. В процессе правовой социализации личности формируются ее правосознание, которое, в свою очередь, лежит в основе правомерного поведения.

3. Правосознание характеризуется структурой, которая определяется ее функциями (познавательной, оценочной и регулятивной). Также различают различные виды правосознания: обыденное и теоретическое; общественное, групповое и индивидуальное.

4. Правомерное поведение также (как и правосознание) является результатом правовой социализации. Помимо правомерного поведения выделяют также поведение правопослушное и законопослушное.

5. Правовая социализация личности длится на протяжении всего периода развития личности и осуществляется, в институтах правовой социализации – семье, детских заведениях, образовательных учреждениях, трудовых коллективах, общественных организациях. При этом правовая социализация личности не всегда протекает благоприятно, в некоторых случаях в ходе правового развития человека возможны нарушения в формировании правосознания и поведения.

 

Приложение. Психологические особенности процесса правовой социализации личности

 

Каждый человек с момента своего рождения проходит непрерывный путь развития, длящийся всю жизнь. В процессе этого развития, как мы уже отмечали, происходит правовая социализация личности, то есть усвоение социальных (в том числе правовых) ценностей (определенных знаний и отношений к окружающему миру и самому себе, норм поведения и т.д.).

Одним из важнейших институтов социализации выступает семья, в которой человек с момента своего рождения приобретает первый социальный, в том числе правовой, опыт. «Новорожденный ребенок правосознанием не обладает, оно формируется в личности по мере ее социализации»[42]. Основы же индивидуального правосознания личности, как отмечает Г.Г. Шиханцов, начинают свое становление в раннем детстве. Для ребенка нравственно-правовые нормы олицетворены в образах родителей. Именно от них он узнает как нужно себя вести в различных ситуациях и копирует их модели социального поведения. Но степень усвоения образцов поведения и нравственно-правовых установок зависит также и от эмоционального отношения ребенка к родителям. При положительном отношении ребенок усваивает их отношение к правовым нормам. При негативном отношении ребенка к родителям их система нравственно-правовых ценностей отвергается.

Согласно исследованиям отечественных ученых (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.) примерно в возрасте 3-ех лет происходит разотождествление себя от внешнего мира, складывается образ «Я» личности и начинается формирование детского мировоззрения. Постепенно в течение дошкольного возрастного периода появляются не только первичные представления о мире в целом, но и возникают знания о морально-этических нормах и принятых в обществе критериях оценок, развиваются элементы произвольного управления поведением.

По мнению Л.Б. Филонова, в возрасте 3-5 лет, когда в процессе игровой деятельности ребенок усваивает образцы, ценности (образцы-роли) и правила поведения в игре, впервые появляется возможность усвоения асоциальных конструктов при отсутствии социального контроля за исполнением правил. Также впервые в игре в связи с нарушением правил могут зарождаться такие качества личности, как жестокость, зависть, хитрость, жадность и лживость[43].

В младшем школьном возрасте (6-10 лет) продолжается формирование мировоззрения ребенка, развитие его самосознания и освоение норм отношений в коллективе, зарождается чувство ответственности, а поведение становится менее непосредственным и более осмысленным. В этом возрастном периоде появляется новый важнейший институт правовой социализации - школа.

Как утверждает Л.Б. Филонов, для ребенка, пришедшего в общеобразовательное учреждение, педагог выступает как представитель макросоциума и является источником получения информации об обществе. В процессе взаимодействия и общения с ребенком учитель использует шкалу оценок, с помощью которой определенным образом оказывает влияние на процесс его социализации (в том числе правовой).

Правовая социализация, продолжающаяся в подростковом возрасте (11-15 лет), имеет свои особенности. Отметим, что этот возрастной период представляет собой этап перехода от детства к юности; это период завершения детства и «вырастания» из него, с одной стороны, и период «приближения» к стадии юности, с другой. Поэтому подростковый этап развития, когда индивид уже не ребенок, но пока еще и не юноша, называют также переходным периодом.

Основные психологические особенности подростка – активное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация на нормы и ценности этого мира. Важнейшим психологическим новообразованием является чувство взрослости. Оно связано во многом с переменой интересов подростка, которые все больше начинают зависеть от мотивов, лежащих в сфере будущей деятельности, стремлением занять определенное положение в коллективе сверстников и взрослых, склонностью к самостоятельности. Одновременно продолжает формироваться мировоззрение (убеждения, основные интересы, перспективы), происходит приобретение специальных трудовых навыков, формирование привычки ответственно относиться к выполнению своих обязанностей, возникает чувство личного достоинства. В то же время, формирование таких качеств подростка происходит, как правило, в случае его благоприятного личностного развития.

При отсутствии же условий для проявления индивидуальности и позитивной реализации своих возможностей самоутверждение подростка может приводить к неблагоприятным последствиям. Одним из таких последствий является развитие отклоняющегося поведения, когда поступки человека противоречат принятым в обществе правовым и нравственным нормам[44]. При этом отклоняющееся (девиантное) поведение может быть непротивоправным и уголовно наказуемым. Примером отклоняющегося непротивоправного поведения могут быть систематическое пьянство, стяжательство, сексуальная распущенность и т.д., а отклоняющегося уголовно наказуемого поведения – преступность.

По мнению Г.Г. Шиханцова[45], можно выделить следующие причины нарушений правовой социализации подростков: 1) причины, обусловленные определенными характеристиками семьи и семейных отношений; 2) трудности, неудачи в школе; 3) контакты, сближение со стихийными группами сверстников.

Рассмотрим подробнее эти причины.

1) Нарушения правовой социализации, связанные с характеристиками семьи, наблюдаются в следующих случаях:

- родители словесно и на деле утверждают аморальные или антисоциальные образцы поведения. В этом случае может произойти прямое усвоение ребенком (подростком) норм асоциального поведения;

- родители словесно придерживаются нравственных норм поведения, но совершают действия, им противоречащие, в результате чего у детей воспитывается лицемерие, ханжество;

- родители придерживаются общепринятых норм, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребенка. Отсутствие прочных эмоциональных контактов подростков с родителями значительно затрудняет нормальный процесс социализации;

- родители применяют неправильные методы воспитания (методы, основанные на принуждении, насилии, унижении личности ребенка).

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, называют неблагополучными. К ним относят такие семьи, как:

а) криминогенные, в которых члены семьи сами совершают преступления;

б) аморальные (в них концентрируются отрицательные факторы, такие, как алкоголизм, систематические конфликты, сопровождающиеся драками, беспорядочное сексуальное поведение);

в) проблемные (характеризуются постоянно конфликтной атмосферой, отсутствием сотрудничества между членами семьи, разобщенностью);

г) неполные, в которых дети, как правило, испытывают эмоциональный дискомфорт, чувство неполноценности, эмоционального дефицита. Например, в семьях без отца возрастает опасность феминизации мальчиков, которые начинают демонстративно проявлять маскулиность в поведении: в ряде случаев они склонны к агрессивности и грубости;

д) псевдоблагополучные (или псевдосолидарные), отличающиеся деспотичной атмосферой, безоговорочным доминированием одного из родителей, наличием жестких отношений, применением физического наказания как основного средства воспитания детей.

2) Другой немаловажной причиной нарушений правовой социализации подростка являются трудности в школе. В частности, неоднократные неудачи в обучении, связанные, например, с проблемами социально-психологической адаптации школьника, могут привести к тому, что педагоги, а затем и одноклассники, часто называют этих детей «трудными». Наклеивание ярлыка «трудный» приводит к тому, что степень проявления нежелательных психологических качеств «трудных» подростков завышается, преувеличивается окружающими, а их положительные личностные черты нивелируются. Человек все больше начинает соответствовать именно той социальной роли, которая ему отводится - роли «трудного» подростка. Кроме того, в результате неуспеваемости и постоянной недисциплинированности у «трудных» складываются конфликтные отношения с ближайшим социальным окружением в школе (одноклассниками, учителями) и они оказываются в социально изолированном, отвергнутом положении. Вследствие этого может развиться негативизм поведения, который выражается в ярко выраженном непослушании, демонстративной агрессивности, курении, употреблении спиртных напитков, наркотиков и т.п.

Имеется прямая связь между школьным воспитанием и семейным. Так, у значительной части детей, чье семейное воспитание было недостаточным, слабо выражена и роль учащегося. Эти дети с трудом осваивают социальную роль школьника, испытывают трудности в соблюдении принятых в общеобразовательном учреждении норм и правил, что, может привести к общественно неприемлемым формам поведения. В то же время при благоприятной обстановке в семье и прочных положительных эмоциональных контактах с родителями у подростков возникает меньше трудностей в обучении и общении и снижается вероятность подвластности асоциальным влияниям.

3) Следующей причиной нарушений правовой социализации подростков является сближение со стихийными группами сверстников.

Часто, утратив эмоционально положительные связи с семьей и школой, подростки ищут поддержки в группах сверстников, которыми выступают, как правило, стихийные подростковые компании. Причина этого заключается не только в недостатке внимания со стороны взрослых и положении отверженного в учебном коллективе, но и в стремлении к неформальному эмоционально значимому общению, к удовлетворению потребности в дружбе, самостоятельности, безопасности и уважении со стороны равных себе сверстников. При неблагоприятных социальных условиях подростковые группы могут стать асоциальными (или антисоциальными), совершать правонарушения или преступления.

В процессе юности (15-21 год) также продолжает формироваться определенная система ценностей (личное мировоззрение и жизненная позиция), складываются относительно устойчивые профессиональные интересы и намерения. Если человек не находит своего места в жизни, не испытывает признания со стороны других людей, постоянно находится в состоянии изоляции и одиночества, то возможно развитие враждебности по отношению к социуму. Это способствует возникновению трудностей в формировании определенных качеств зрелой в социальном и правовом отношении личности (например, чувства ответственности, способности к активному участию в жизни общества и конструктивному решению жизненных проблем).

Одно из решающих воздействий на процесс правовой социализации и формирование личности в целом в юношеском и особенно в зрелом (22-60 лет) возрасте оказывает трудовой коллектив и профессиональная деятельность. В случае достижения желаемого уровня в профессиональной деятельности и успеха в ней у человека, как правило, возрастает его положительная мотивация к труду, происходит творческое развитие себя как личности средствами профессии[46].

В то же время, на данном этапе социализации оказывается возможным отрыв личности от трудового коллектива, уход ее в группы антисоциального характера, когда на смену институту социализации приходит своеобразный институт «десоциализации» в виде преступной группы. Данная проблема, как свидетельствует Г.М. Андреева, недостаточно исследована. Однако, можно предположить, что это оказывается реальным в ситуациях, когда люди не находят себе применения и не имеют возможности самореализоваться в профессиональном отношении.

Ощущение отсутствия перспектив профессионального роста, личностная неудовлетворенность содержанием и условиями профессиональной деятельности и межличностными отношениями с коллегами, глубокое разочарование в профессии способны привести к возникновению раздражительности, внутреннего дискомфорта, неадекватного поведения и нарушений в правовой социализации личности.

Процесс социализации не завершается по достижении взрослости, а продолжается непрерывно на протяжении всего онтогенеза человека[47]. Правовая социализация также продолжается и на послетрудовой стадии, например, в общественных организациях для пенсионеров. На данном этапе, чаще всего в пожилом возрасте (61- 75 лет), вероятность кардинальных изменений в правосознании и правовом поведении личности мала (хотя и не исключена). Это обусловлено, по-видимому, возрастным скептицизмом и консерватизмом, преобладанием стремления к сохранению унаследованного опыта и передаче его следующим поколениям, а также меньшей гибкостью психических процессов и поведения пожилых людей.

Таким образом, психологические особенности человека, сформированные в процессе правовой социализации и определяющие его правосознание и правовое поведение, при относительной их устойчивости с возрастом могут изменяться под влиянием различных социальных факторов. Правовая социализация личности протекает и вследствие целенаправленных воздействий, и в результате действия стихийных факторов, с которыми она сталкивается в ходе жизни, начиная с детских лет. «Преобладание стихийности всегда чревато задержками и деформациями в правовой социализации»[48]. Поэтому необходимо придавать процессу правовой социализации личности целенаправленный и организованный характер.

 


[1] Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 14

[2] Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М.: Зерцало, 2006. С. 28.

[3] Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2008. С. 226.

[4] Аминов И.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 45.

[5] См. в частности: Еникеев М.И. Основы юридической психологии: Учебник. – М.: Норма, 2009. С. 39; Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М.: Зерцало, 2006. С. 35.

[6] Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 46.

[7] Еникеев И.М. Основы юридической психологии: Учебник. – М.: Норма, 2009. С. 39.

[8] См. об этом: Грищенко Н.П. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого // Юридическая психология, 2008, № 1. С. 4-10; Еникеев М.И. Основы юридической психологии: Учебник. – М.: Норма, 2009. С. 27; Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 2009. С. 28; Столяренко А.М. Психология права // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 69.

[9] Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С 45.

[10] Большая книга афоризмов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 280.

[11] См. об этом: Еникеев М.И. Основы юридической психологии: Учебник. – М.: Норма, 2009. С. 51; Васильев В.Л. Юридическая психология: – СПб: Питер, 2009; Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 48-50; Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М.: Зерцало, 2006. С. 55-63.

 

[12] Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М.: Зерцало, 2006. С. 60.

[13] Еникеев М.И. Основы юридической психологии: Учебник. – М.: Норма, 2009. С. 50.

[14] Юридическая психология: Учебное пособие / В.П. Михайлова, Н.И. Корытченкова, Л.А. Александрова. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. С. 19.

[15] Там же. С. 19.

[16] Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2000. С. 241; Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. С. 635.

[17] Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2008. С. 284.

[18] Андрианов М.С. Правовая социализация // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 59.

[19] Еникеев М.И. Основы юридической психологии: Учебник. – М.: Норма, 2009. С. 52-54.

[20] Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Понятие о личности преступника // Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Т.Н. Курбатовой. – СПб.: Питер, 2001. С. 74-91. С. 80.

[21] Юридическая психология: Учебное пособие / В.П. Михайлова, Н.И. Корытченкова, Л.А. Александрова. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. С. 19.

[22] Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 47.

[23] Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 108.

[24] Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 31-39.

[25] См. об этом: Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб: Питер, 2009; Еникеев М.И. Основы юридической психологии: Учебник. – М.: Норма, 2009. С. 57; Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р. Правосознания психология // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 64-65.

[26] Еникеев М.И. Юридическая психология: энциклопедия. – М.: Изд-во Приор, 2001. С. 27.

[27] См. об этом: Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб: Питер, 2009; Ярушкин Н.Н. Правовая психология: Учебное пособие. – Самара: Самарский государственный педагогический университет, 2000. С. 35.

[28] Еникеев М.И. Основы юридической психологии: Учебник. – М.: Норма, 2009. С. 58.

[29] Еникеев М.И. Основы юридической психологии: Учебник. – М.: Норма, 2009. С. 57.

[30] См. об этом: Еникеев М.И. Основы юридической психологии: Учебник. – М.: Норма, 2009. С. 57-58; Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая культура и поведение // Юридическая психология / Сост. и общ. ред. Т.Н. Курбатовой. – СПб.: Питер, 2001. С. 50-65; Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М.: Зерцало, 2006. С. 36-37.

[31] Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М.: Зерцало, 2006. С. 37.

[32] Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая культура и поведение // Юридическая психология. Хрестоматия. – СПб: Питер, 2001. С. 50-65. С. 57.

[33] Там же. С. 58.

[34] Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Понятие о личности преступника // Юридическая психология / Сост. и общ. ред. Т.Н. Курбатовой. – СПб.: Питер, 2001. С. 74-91. С. 81.

[35] Гулевич О.А. Психологическая аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 24-26.

[36] Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 108.

[37] Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 64.

[38] См. в частности: Еникеев М.И. Основы юридической психологии: Учебник. – М.: Норма, 2009. С. 59.

[39] Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2008. С. 231.

[40] Поясним, что под интуицией понимается знание, возникающее без осознания путей и условий его получения.

[41] Столяренко А.М. Правовая психология и правовая культура // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 29.

[42] Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб: Питер Пресс, 1997. С. 154.

[43] Рассмотрение подхода доктора психологических наук Л.Б. Филонова основано на материале его лекций, прослушанных автором данной работы на психологическом факультете МГУ в 1997 году.

 

[44] Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. С. 79.

[45] Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М.: Зерцало, 2006. С. 40-55.

[46] Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

[47] Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2000. С. 243.

[48] Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 71.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.