Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекреационно-оздоровительные и спортивные занятия с инвалидами




Рекреационно-оздоровительные занятия и спорт инвалидов – еще недостаточно исследованный раздел как в теории, так и в прак­тике физического воспитания. Они имеют свои специфические особенности, требуют особого внимания и чуткости.

Анализ зарубежной и отечественной литературы, накопленный практический опыт показывают, что систематические занятия ФКСиТ:

1) повышают приспособляемость инвалидов к жизненным условиям,

2) расширяют их функциональные возможности,

3) способствуют оздоровлению,

4) воспитывают сознательное отноше­ние к регулированию своего режима,

5) прививают санитарно-гигиенические навыки.

Особенно важно и то, что занятия ФКСиТ благоприятно воздействуют на психику инвалидов, мобилизуют их волю, приводят к сознательному участию в жизни коллекти­ва, общества, возвращают людям чувство социальной полноцен­ности, способствуют установлению социальных контактов.

По данным ВОЗ, каждый десятый житель земли является то­го или иного рода инвалидом; ежегодно 20 млн. человек получа­ют бытовые увечья; ежегодно 19 млн. человек получают ране­ния, подчас серьезные, в связи с транспортными происшествиями.

Все это люди, которые из-за своих физических дефектов тре­буют особого внимания и помощи в области воспитания, в том числе и культурного образования, коммуникаций.

Потеря слуха, зрения, физические дефекты для таких лю­дей - состояние постоянное, не подлежащее, к сожалению, меди­каментозному воздействию. И с врачебной точки зрения, если нет сопутствующего заболевания, этот контингент определяется как «здоровые». Да и физическая подготовленность, физическое развитие позволяет людям зачастую успешно трудиться в самых различных сферах: на заводах, фабриках, в лабораториях, в сфе­рах обслуживания, преподавать и воспитывать, учиться в раз­личных учебных заведениях.

В процессе бытовой и трудовой деятельности они подвергают­ся различным, порой значительным физическим и психологиче­ским нагрузкам.

Возросший интерес к систематическим занятиям ФКСиТ среди инвалидов вывел реабилитационный спорт из стен клиник, больниц, научно-исследовательских институтов.

Рекреационно-оздоровительные занятия для слепых и слабо­видящих, глухих и слабослышащих применяются давно и имеют свои устоявшиеся традиции.

Работа среди этой категории людей проводится регулярно, планомерно, в течение долгого периода времени. Разработаны специальные программы обучения, проводятся соревнования на первенство города, области, республики. Участвуют команды инвалидов и на первенствах Европы и мира, в Паралимпийских играх.

Из всех нуждающихся в профессиональной реабилитации 70% составляют больные с поражением органов опоры и движения.

Потеря конечности резко снижает и нарушает трудоспособ­ность человека, наносит серьезную психологическую травму.

В результате ампутации конечности мышцы культи атрофи­руются, перерождаются, снижается сила мышц. При односто­ронней ампутации нижних конечностей развивается слабость мышц туловища на безопорной стороне, возникает сколиоз. У инвалидов наступает снижение двигательной активности, про­исходят изменения со стороны органов кровообращения и ЦНС.

Многолетний практический опыт позволил классифициро­вать спортсменов-инвалидов по группам для занятий физичес­кими упражнениями и определить виды спорта, показанные для той или иной категории занимающихся.

Инвалиды с дефектами опорно-двигательного аппарата разде­ляются на следующие подгруппы:

- ампутации и врожденные недоразвития конечностей (одно­сторонние ампутации верхних конечностей); односторонние ампутации и врожденные недоразвития нижних конечностей; двухсторонние ампутации и недоразвития верхних конечностей; двухсторонние ампутации и недоразвития нижних конечностей; смешанные двухсторонние ампутации и недоразвития;

- последствия детского церебрального паралича (группа С и группа Д);

- повреждения позвоночника (класс 1А, 1Б, 1С, II класс, III класс, IV класс, V класс, VI класс).

Прежде чем начать занятия, инвалидов подбирают соответ­ственно диагнозу, физическим возможностям, полу и желанию занимающихся.

О выборе вида спорта, объеме нагрузок советуются со специа­листами: врачами, методистами, преподавателями, тренерами с учетом степени и уровня дефекта, времени травмы, трениро­ванности, физического и психического самочувствия, физической подготовленности и физического развития.

Необходимость в занятиях ФКСиТ безусловна для всех возра­стных групп. Каждому инвалиду независимо от возраста реко­мендовано заниматься физическими упражнениями, но особое значение такие занятия имеют для детей.

Если для здорового человека занятия физическими упражне­ниями - потребность, то для инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата это - жизненная необходимость.

Все виды спорта приносят или могут принести хорошие ре­зультаты для людей с физическими или психическими недостат­ками. Можно развивать все виды спорта, вызывающие интерес у инвалидов. Но подход должен быть в каждом случае разным. Для этого учитывают:

а) что может дать этот вид спорта для развития организма,
силы, готовности к труду;

б) массовость и перспективы развития;

в) интерес к спорту.

Исходя из этого, в настоящее время выделяют две категории видов спорта:

- виды спорта, которым оказывается повышенное внимание: плавание, легкая атлетика, н/теннис, лыжи, волейбол, шахматы;

- перспективные виды спорта: бадминтон, кегли, стрельба из лука, туризм.

 

ПЛАВАНИЕ

Плавание как вид спорта больше всего подходит для инва­лидов.

Преимущества: потеря веса в воде, облегченная работа груп­пы мышц в горизонтальном положении. Пребывание в воде, по­мимо всего, закаляет организм.

При невозможности полноценного использования рук пла­вать можно брассом.

В этом случае преимущественно работают мышцы ног. Сле­дующий способ - на спине, при таком способе основную роль играют руки.

Чтобы во время соревнований не было больших различий в ре­зультатах, выбирают способ плавания в зависимости от вида инва­лидности.

Существует международная классификация для соревнова­ний спортсменов-инвалидов в плавании.

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Из легкоатлетических дисциплин берутся, в зависимости от физического недостатка, прыжки, метание, толкание ядра, бег, ходьба. Масса снарядов и величина дистанции для некоторых видов инвалидности изменены. Постепенно произошло разделе­ние -т спортсмены, не владеющие ногами, соревнуются в мета­нии и толкании, а спортсмены, не владеющие руками - в беге, прыжках, ходьбе. В вопросе о выборе дисциплины, в способе соревнования и о многоборье для инвалидов с ампутированными ногами нет однообразия.

Инвалиды с ампутированной выше колена одной ногой часто соревнуются с протезом в прыжках (в высоту и в длину), в беге на короткие дистанции (75 м, 80 м, 100 м) и в ходьбе на 1 км.

Инвалиды с ампутированной ниже колена одной ногой сорев­нуются в прыжках в высоту и в длину без протеза, иногда в ходь­бе на 100 м и 400 м.

С параличом нижних конечностей соревнуются в метании и толкании и еще в езде на тележках на короткие дистанции (60 м, 100 м), используется также эстафета, слалом (езда по определен­ному маршруту с препятствиями и изменениями направления).

Легкоатлетические состязания на колясках включают в себя:

- короткие дистанции - 60, 100, 200, 400 м;

- средние дистанции - 800, 1500 м;

- длинные дистанции - 5000 м;

- слалом - 110 м.

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС

Настольный теннис очень популярен среди инвалидов, мно­го спортсменов с физическими недостатками соревнуются и со здоровыми спортсменами.

Обычно инвалиды делятся на две группы. Первая группа состоит из людей, плохо владеющих верхними конечностями и не очень хорошо нижними конечностями (группа мобильная), другая группа включает людей, не владеющих нижними конеч­ностями - одной или двумя (ампутация выше и ниже колена, культя и т. п.).

Настольный теннис особенно полезен для инвалидов, не вла­деющих ногами, так как развивает чувство равновесия, подвиж­ность, стойкость, уверенность, координацию движений.

ВОЛЕЙБОЛ

Преимущество волейбола для инвалидов состоит в том, что и него играют во время отдыха «в кружках», с меньшим количе­ством игроков на маленькой площадке, на природе, на стадионе, и спортивном зале. Состязания по волейболу, как правило, прово­дятся только в спортивных залах.

Последнее время технический уровень волейбола для инвали­дов сильно вырос. Правила были изменены и дополнены, так что эта игра приближается к игре здоровых людей.

Волейбол требует всесторонней физической подготовки, хоро­ших физических данных, настойчивости.

Как и другие игры, волейбол помогает воспитывать чувство коллективизма, дисциплинированность, честность и другие мо­рально-волевые качества. Применяются два варианта состяза­ний по волейболу.

Стоячий волейбол. В стоячем волейболе правила судейства в соревнованиях не отличаются от правил международной волей­больной федерации, за исключением формирования команды. Она формируется по специальной классификации и по очкам, команда должна набрать более 13 очков.

Эти требования отражаются в медицинской карте участника. Высота сетки в волейболе стоя - 2,43 м для мужчин.

Сидячий волейбол. Команда для игры в сидячий волейбол имеет численность 12 игроков. В момент игры на площадке нахо­дится 6 человек. Играют, сидя на полу без протезов.

Игра начинается с подачи, ее выполняет игрок, ударяя мяч рукой (открытой или зажатой в кулак, можно культей) так, чтобы мяч перелетел через сетку в сторону площадки про­тивника.

Переход осуществляется, как в обычном волейболе. Запре­щается ловля мяча, броски или двойные касания различными частями тела.

Участвовать могут не только инвалиды с дефектами опорно-двигательного аппарата, но допускаются и здоровые, не более 1 че­ловека в команде.

Для него ИП - сидя ноги врозь.

Размеры площадки: длина - 10 м, ширина -6 м, высота сет­ки от пола у мужчин 120 см, у женщин 110 см, атакующая линия 1,5 м от центральной линии, разделяющей поле пополам.

В целом занятия ФКСиТ, получившие широкое распростране­ние среди инвалидов, являются завершающим (одним из основ­ных) этапов по реабилитации и особенно важны для инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата.

Занятия ФКСиТ способствуют выработке у них разнообразных компенсаторных движений, более рациональному восстановле­нию психических и физических возможностей, более быстрому освоению протезно-ортопедических изделий, активному участию в общественно полезном труде и тем самым более полному восстановлению социального статуса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.