КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Регулирование рыночной экономикиЗадачи регулирования экономики: обеспечение стабильного функционирования; достижение макроэкономического равновесия; эффективное решение социально-экономических проблем Способы регулирования. рыночное саморегулирование: · стихийное, характеризуется отсутствием субъекта регулирования («невидимая рука рынка»); · сознательное (осознанная и целенаправленная деятельность субъектов рыночных отношений по регулированию отдельных сторон (например, саморегулируемые организации, устанавливающие правила отношений в своей профессиональной сфере = НАУФОР в сфере фондового рынка, СРО в архитектуре и строительстве и пр., договоры и соглашения между производителями и потребителями продукции – регулирование рисков, определение критериев оценки деятельности и пр.). Видом сознательного регулирования является государственное регулирование экономики, имеющее целью установление и поддержание макроэкономического равновесия. Существуют методы прямого и косвенного государственного регулирования рыночных отношений. Методы прямого регулирования прямо устанавливают макроэкономические пропорции и ценовые отношения: · централизованное планирование; · распределение государственных заказов; · государственное предпринимательство (деятельность государственных предприятий – казённых и унитарных); · регулирование цен и тарифов. Методы косвенного регулирования воздействуют на участников рыночных интересов через стимулирование их экономических интересов: · нормативно-правовое регулирование; · финансово-бюджетное регулирование (налоговая или фискальная политика); · кредитно-денежное регулирование (монетарная политика); · рыночная экспансия (массовые закупки ли продажи товаров); · регулирование социальной сферы (социальная политика); · антимонопольная политика и поддержка конкуренции.
Альтернативные подходы к определению характера государственного регулирования рынка: кейнсианский и неоклассический подходы. Основные постулаты кейнсианского подхода: · рыночная экономика нестабильна, развивается циклически · восстановление стабильности невозможно без государственного вмешательства; · для смягчения резких экономических спадов и подъёмов необходима дискретная фискальная и монетарная политика, на стадии спада –стимулирующая, на стадии подъёма – сдерживающая. Основные постулаты неоклассического подхода: рыночная экономика по своей природе стабильна, а нестабильность вызывается дискретной государственной политикой регулирования рыночных отношений; государственное регулирование не должно подстраиваться под экономическую ситуацию, а должно основываться на твердо установленных правилах достижения и поддержания макроэкономических параметров развития. Литература: Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с 13-го изд. М.: 1999. Гл. 2 (занятость и эффективность), 17, 36
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |