Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Формирование индивидуальных особенностей в процессе развития

Цикл жизнедеятельности гладулоцитов.

Стадии:

1. Накопление гландулоцитами веществ необходимых для выработки секрета.

2. Выработка секрета.

3. Хранение и (или) выведение секрета.

4. Восстановление гландулоцитов, если это необходимо.

· Мерокриновые – не будет восстановления

· Апокриновые – внутриклеточное восстановление

· Голокриновые – клеточное восстановление (регенерация)

План лекции:

1. Принципы исследования возрастной динамики индивидуальных различий.

2. Возможности лонгитюдного метода и метода поперечных срезов для анализа индивидуальных различий (возрастные изменения и возрастные различия).

3. Анализ диапазона индивидуальных различий и его изменения в процессе развития.

Цель лекции: сформировать у студентов способность владеть теоретико-методологической базой дифференциальной психологии; навыками анализа результатов исследований смежных наук и соотнесения их с результатами психологических исследований, а также навыками использования дифференциально-психологических знаний в практической деятельности.

Принципы исследования возрастной динамики индивидуальных различий:

Несмотря на кажущуюся доступность, возрастная эволюция психики как объект науки имеет свою сложную специфику, характеризующуюся целым рядом черт.

Первая заключается в том, что возрастная изменчивость различных форм психики отличается разной интенсивностью в зависимости от этапов человеческой жизни и имеет различное значение в отдельные фазы жизни.

Следующая специфическая черта выражена в том, что возрастные особенности различных форм человеческой психики проявляются в единстве с их индивидуальной вариативностью на каждом этапе развития. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «реальный процесс психического развития человека всегда является конкретным индивидуальным процессом». Чем старше ребенок и сложнее психические процессы, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия. Усиление индивидуальных различий на протяжении всего жизненного цикла отмечал и Б.Г. Ананьев. Он писал: «Уже в подростковом, а тем более в юношеском возрасте смена возрастных периодов во многом зависит не только от условий воспитания, но и от сложившихся индивидуальных и типологических особенностей формирования личности. Процессы роста, созревания и развития все более опосредуются накопленным жизненным опытом и образовавшимися типологическими и индивидуальными чертами. Это положение особенно характерно для всех периодов зрелости, возрастные различия между которыми как бы «перекрываются» типом индивидуального развития, характером практической деятельности».

Стадии индивидуального развития зависят от образа жизни человека, от реальных форм деятельности и их конкретного содержания. Своеобразие зрелости и процесса старения зависят от всего жизненного пути, от типа характера и меры активности человека в трудовой, профессиональной деятельности. Именно поэтому люди приходят к порогу гражданской и интеллектуальной зрелости многообразными путями.

Индивидуальные различия накладывают отпечаток на переход от зрелости к старости. Преждевременное старение одних и социальная и интеллектуальная активность, «молодость» других в период старения определяются образом жизни человека как личности и субъекта деятельности, мерой его социальной зрелости. В процессе развития человека усиливается роль индивидуальных различий и влияние индивидуальности на характер возрастной изменчивости психики.

Современное состояние научных знаний позволяет выделить различные аспекты рассмотрения возрастной динамики психики как объекта научного познания. К ним относятся биосоциальный, хронологический, структурно-динамический и каузальный аспекты. В системе указанных аспектов представляется возможным достаточно полно отразить специфику возрастной динамики индивидуального развития человека.

С онтологической позиции объект возрастной и дифференциальной психологии рассматривается в плане соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека. Причем, для понимания возрастной изменчивости психики онтологический аспект имеет особое значение. Он позволяет выявлять специфику психического развития, заключающуюся у человека в единстве биологического и социального бытия при ведущем, определяющем значении социального.

Хронологический аспект характеризует психическую эволюцию как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека. Возрастная динамика определяется по таким метрическим критериям, как скорость, темп, длительность и направленность (вектор) изменений психических форм в разные периоды индивидуального развития. Хронологический подход позволяет выявить неравномерность и гетерохронность развития психики и своеобразие его временной структуры.

При помощи структурного подхода можно определить возрастную динамику психических явлений с точки зрения степени их дифференциации и интегрированности. При структурно-динамическом подходе раскрывается процесс структурообразования на разных уровнях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляется преемственность и качественные преобразования в развитии психики.

К числу сложнейших и существенных вопросов возрастной и дифференциальной психологии относится проблема детерминации психического развития. Каузальный подход предполагает рассмотрение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие движущих сил и условий индивидуальной эволюции человека.

При системном анализе важно соотнести между собой различные характеристики и закономерности индивидуального развития, которые выявляются при рассмотрении объекта возрастной и дифференциальной психологии с каузальной, хронологической, структурно-динамической позиций и в аспекте биосоциального единства. Такой путь познания позволяет подойти к более глубокому пониманию сущности возрастной и дифференциальной изменчивости психики, выявить специфику пcихического развития человека. Поэтому при дальнейшем рассмотрении психического развития с целью более глубокого понимания необходимо обратить внимание на т как действие различных факторов регулирует его временные и структурно-динамические закономерности и как сам человек, включаясь в различные виды деятельности (профессиональную, учебно-образовательную, общественную, спортивную и др.), может изменить типичный ход эволюционных процессов на уровне индивида и личности.

Возможности лонгитюдного метода и метода поперечных срезов для анализа индивидуальных различий (возрастные изменения и возрастные различия):

Возрастными различиями называются различия, происшедшие в результате изменений в самом индивиде, т.е. различия, полученные при сравнении двух соседних возрастов при условии, что выборка случайна и что принадлежность испытуемых к разным когортам и разное время эксперимента учтены.

В общем виде можно выделить четыре типа изменений, происходя­щих в процессе развития, два из которых, сопровождаются стабиль­ностью и преемственностью, а два – нет (J.Kagan, 1980).

1). К первому типу относится рост или увеличение, т.е. количественное изменение с возрастом некоторой переменной (например, возрастание ее эффективности или отчетливости проявления) при сохранении в значительной степени всех ее существенных черт – ее природы, механизмов реализации, внешних признаков, доступных для наблюдения. Примером такого типа изменения могут служить многие моторные навыки: чем старше становится ребенок, тем больше возрастает его сила, скорость, точность движений. При таком варианте изменения переменной можно говорить об ее стабильности и о преемственности в ее развитии.

2). Другой тип изменений – это происхождение одного из другого, производность или деривация. При деривации, в отличие от роста, вновь образованное свойство по внешним проявлениям и по его механизмам отличается от прежнего, т.е. прежнее не сохраняется в неизменном виде. Характеристика видоизменяется в процессе развития, но без того, что было раньше, новое свойство не появится (например, Пиаже рассматривает консервацию как результат предшествующего развития в сенсомоторной и в интуитивной стадиях). Таким образом, производность или деривация, как и рост, является проявлением стабильности и преемственности в развитии.

3). Хотя часто новое образование действительно может быть связано с предшествующими свойствами, состояниями или условиями развития, из этого совсем не следует, что каждое новое свойство обязательно является следствием предыдущих (содержит элементы старой структуры или формируется под воздействием предшествующих средовых условий).

4). Еще одним и наиболее очевидным проявлением нестабильности развития является полное исчезновение характеристики без какой-либо замены.

Эти четыре класса изменений, по всей видимости, не равновероятно распределены на протяжении жизни человека. Поскольку развитие появившегося на свет ребенка не завершено, процессы созревания, видимо, делают возможным появление новых способностей. В результате в течение первых лет мы чаще видим замену и исчезновение, чем деривацию и рост. С взрослением структуры и процессы обретают более длинную жизнь и деривация становится наиболее частым явлением" (J.Kagan, 1980, р. 41).

Лонгитюдный метод. Он основан на длительном прослеживании одной и той же группы испытуемых.

Возможности лонгитюдного метода в исследовании процессов развития значительно шире. Сам метод кажется более естественным для диагностики изменений, происходящих с течением времени: как пишут некоторые авторы (например, Bergman L.R., 1993), если хочешь понять, как изменится индивид во времени, надо и изучать его во времени. Все остальные подходы будут косвенными.

При использовании лонгитюдов значительно реже встречаются и легко контролируются в эксперименте наиболее типичная и трудно устранимая ошибка сравнительно-возрастных исследований – подмена возрастных изменений средовыми. Так, в одном из исследований при измерении личностных свойств у группы испытуемых в студенческом возрасте и по прошествии 15 лет были обнаружены значимые изменения ряда свойств. Проверка, однако, показала, что этот результат не является функцией возраста, так как те же свойства контрольной группы студентов, измеренные во время второго тестирования основной группы, оказались такой же величины. Таким образом, можно было сделать вывод о том, что полученные данные свидетельствуют не о взрослении исследуемой выборки, а об изменениях в обществе, затронувших самые разные возрастные группы. На этом примере видно, как несложная проверка позволяет развести возрастные и средовые эффекты в лонгитюдном исследовании.

Лонгитюдный метод имеет ряд преимуществ в исследовании развития, по сравнению с методом поперечных срезов (Magnusson D., 1993).

1). Он располагает возможностями зарегистрировать динамический характер исследуемых явлений.

2). С его помощью можно обнаружить индивидуальные различия в скорости и степени возрастных изменений.

3). В лонгитюдном исследовании можно получить данные об индивидуальных различиях в значимых событиях жизни, которые влияют на последующее развитие.

К значимым событиям относятся примечательные факты биографии, а также некоторые более общие характеристики условий развития. К числу первых относятся разные события, которые могут сыграть роль „поворотных пунктов" в развитии (развод родителей, изменение состава семьи, различные внешние события и переживания с ними связанные и т.д.). Поворотные пункты развития сугубо индивидуальны (и сами события, и их последствия) и не могут быть выяснены на среднегрупповых данных.

Сравнительно-возрастной метод, как это понятно из его названия, основан на сравнении групп испытуемых разного возраста. При этом, различия между группами рассматриваются как имеющие отношение к возрастному изменению.

Сравнительно-возрастной метод имеет ряд недостатков. Его ограниченность проявляется прежде всего в том, что информация об изменениях исследуемого параметра, получаемая с его помощью, основывается на усреднении данных. Это вносит в характеристики рассматриваемой функции разные по происхождению и степени искажения и не дает возможности провести индивидуальный анализ данных, позволя­ющий описать развитие конкретного индивида или выделить различные типы развития.

Кроме того, применение метода поперечных срезов предполагает эквивалентность сравниваемых в эксперименте групп по всем параметрам, кроме возраста, но выполнение условия однородности выборок, в свою очередь, зависит от успешности разрешения двух проблем. Первая состоит в выделении огромного числа переменных, оказывающих влияние на изучаемую функцию, а также в определении роли каждой из них и в создании способов контроля этих переменных в эксперименте. Вторая проблема, представляющаяся принципиально неразрешимой, связана с принадлежностью испытуемых, одновременно участвующих в эксперименте, к различным поколениям. Вследствие этого они в оди­наковом возрасте неизбежно подвергаются разным воздействиям постоянно меняющихся внешних условий, что делает невозможным отнесение полученных различий между группами на счет только возрастных эффектов.

Ситуация осложняется тем, что влияния этих внешних условий, меняющихся из поколения в поколение, могут быть достаточно серьезны. Например, результатом изменений, происходящих и в обществе в целом, и в специфических группах населения, является периодически возникающая необходимость переработки уже стандартизованных однажды методик. Так, показано, например, что стандартизованные в 1936 году шкалы из интеллектуального теста Бейли для оценки психомоторного развития ребенка, через 15 лет значительной степени утратили свою диагностирующую способное и потребовалось проведение дополнительных исследований для уст ювления новых норм. Надо сказать, что в течение долгого времени представления о закономерностях развития формировались на основе данных, получаемых именно при применении сравнительно-возрастного метода. Последствия этого, как отмечают многие авторы (например, Weinert F.E., Schneider W., 1993), сказываются до сих пор. Назовем основные из этих последствий.

1) Представления о закономерностях развития основываются преимущественно не на изменениях, происходящих внутри индивида, а на средних и дисперсиях, полученных при сравнении разновозрастных групп. Поэтому те феномены, которые нельзя обнаружить на основании средних, либо не замечаются, либо неправильно интерпретируются. Примером такого „незамеченного" явления является возрастное изменение памяти. В свое время был сделан вывод о линейном увеличении памяти на протяжении детского возраста. Хотя впоследствии было доказано, что существуют большие межиндивидуальные различия в процессе развития памяти и большие внутрииндивидуальные различия в процессах развития разных показателей памяти, многие психологи (особенно работающие в прикладных областях) до сих пор руковод­ствуются представлениями о линейности развития этого когнитивного процесса.

2) И методология метода поперечных срезов, и излишний акцент на универсальности феноменов развития приводит к тенденции сводить анализ межиндивидуальных различий к опережению или отставанию от развития. Это означает, что качественные различия просто не принимаются во внимание и, что более важно, нет возможности проверить, есть ли вообще эти качественные различия. Результатом такого подхода к исследованию развития являются, например, не прекращающиеся в психологии дискуссии по поводу того, есть ли качественные различия в развитии между нормальными, одаренными и отстающими детьми.

3). Психологические теории развития, использующие в качестве основной экспериментальной схемы метод поперечных срезов, ориентированы на переменные, а не на человека: они изучают не развивающуюся индивидуальность, а возрастную динамику изменений интеллекта, памяти, особенностей общения. Такой подход вполне правомерен как определенный этап исследования, но не может рассматриваться как конечная цель исследования развития.

Анализ диапазона индивидуальных различий и его изменения в процессе развития:

Диапазон и распределение индивидуальных различий

Индивидуальные различия в поведенческих характеристиках присущи не только людям, но и всем представителям животного мира. Результаты изучения поведения различных животных — от одноклеточных организмов до человекообразных обезьян — свидетельствуют о том, что разные особи значительно отличаются друг от друга как по способности к научению, так и в том, что касается мотивации, эмоциональности и других поддающихся, измерению отличительных особенностей. Эти различия столь велики, что частичное перекрытие распределений индивидуальных результатов наблюдается даже при сравнении далеко отстоящих друг от друга биолог видов.

Хотя в расхожих описаниях людей часто помещают в четко различающиеся категории, например, делят их на сообразительных и тупых, возбудимых и спокойных, фактическое измерение любой психологической черты обнаруживает сильную вариацию индивидов вдоль непрерывной шкалы. Распределения измерений большинства черт приближаются к колоколообразной нормальной кривой распределения вероятностей, с наибольшим скоплением случаев около центра диапазона вариации и постепенным уменьшением числа случаев по мере приближения к его краям. Впервые выведенная математиками в их исследованиях по теории вероятностей, нормальная кривая получается всякий раз, когда на измеряемую переменную действует большее количество независимых и имеющих одинаковый вес факторов. Вследствие огромного количества наследственных и средовых факторов, вносящих вклад в развитие большинства психол. черт, нормальная кривая обычно признается в качестве наиболее подходящей модели распределения черт, а психол. тесты, как правило, конструируются т. о., чтобы соответствовать этой модели.

Наиболее простой способ индивидуального анализа процесса развития – это прослеживание индивидуального пути развития и построение кривых развития разных психологических характеристик у данного конкретного индивида.

Разрешающая способность такого вида анализа зависит от частоты замеров в лонгитюдном исследовании и от длительности лонгитюда.

Очевидно, что при изучении психического развития, происходящго в первый год жизни, необходимо проводить регулярные обследования не реже, чем раз в месяц, иначе существенные стороны процесса развития будут упущены. Понятно также и то, что при исследовании развития, например, от рождения до 10 лет, выводы о процессе развития будут ограничены этим возрастным периодом, и их экстраполяция на более старшие возраста приведет к ошибкам. Какими же данными для индивидуального анализа располагает психология?

Во-первых, индивидуальные кривые, отражающие развитие разных психологических характеристик, существенно различаются у разных людей.

Во-вторых, процесс развития сопровождается скачками и спадами, которые также имеют большие индивидуальные различия.

В-третьих, развитие психологических характеристик является нелинейным процессом. Наиболее часто его описывают экспоненциальны­ми или логарифмическими функциями (Hauspie R.C. et a!., 1991).

 

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийное сопровождение

 

Список литературы, используемой при подготовке лекции:

1) Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н. и др. Дифференциальная психология: учебное пособие. «РЕЧЬ»; Санкт-Петербург; 2004;

2) Базылевич Т.Ф. Становление дифференциальной психофизиологии и её актуальность для современной психологии; РАН, 2010, № 6.28;

3) Егорова М.С. -Психология индивидуальных различий-М.: Планета детей, 1997;

4) Геодакян В.А. (2005) Эволюционные теории асимметризации организмов, мозга и тела. Успехи физиологических наук. 36 № 1;

5) Ремеева А.Ф. О левшах: К вопросу о недопустимости переучивания левшей; Москва.

6) Данюков В.Н. Профессиональное самоопределение и латеральная организация; Фундаментальные исследования. – 2004. – № 3;

7) Анастази А. Психологическая энциклопедия: Дифференциальная психология (differential psychology);

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Участок насыщения технологии | Лекция 6. Морфология. Изменения структуры слов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.