Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По оздоровительной направленности




Для повышения оздоровительного эффекта рекреативные занятия проводятся в проветренном помещении (или на от­крытом воздухе), в облегченной форме, босиком. На протяже­нии всего занятия со стороны педагога осуществляется посто­янный контроль за сохранением детьми правильной осанки в разнообразных движениях. Кроме того, используются специ­альные игровые упражнения (рис. 10), направленные на:

1) формирование осанки:

- принятие детьми позы правильной осанки с предметом на голове и ходьба с сохранением исходной позы («Быстро шагай»);

- выполнение различных игровых упражнений для укреп­ления позвоночника, имитирующих кошечку, собачку, лисичку, ежика и др.(«Зоопарк»);

- игры, включающие статические позы, с концентрацией внимания детей на осанке с разным положением рук: («Божья коровка», «Зеркало», «Совушка», «Фокусник»);

- приседание с сохранением правильной осанки с мячом в руках («Говорящий мяч»).

2) укрепление мышечно-связочного аппарата и профилак­тики плоскостопия:

- ходьба на носках, внутренней и наружной сторонах сто­пы (мишки, пингвины в игре «Зоопарк»);

- ходьба по предметам («Болото»);

- сгибание и разгибание стоп в положении сидя, с захватом пальцами ног различных предметов («Летающие носочки»).

3) укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем:

- все игры на свежем воздухе («Пробежки под обстре­лом», «Обгони» и др.);

- все игры с использованием ходьбы и бега с умеренной, тонизирующей и тренирующей нагрузкой при ЧСС от 100 до 160 уд./мин.

Суммарное воздействие подвижных игр разной направлен­ности, по нашему мнению, оказывает широкое комплексное оздоравливающее влияние на все функции организма, что под­твердилось в процессе реализации разработанной методики проведения физической рекреации с детьми во внеурочное время в длительном эксперименте.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Подвижные игры могут проводиться в организованных груп­пах под руководством педагога, а также вместе с родителями, волонтерами, вожатыми в условиях оздоровительного лагеря, в индивидуальных занятиях дома, на спортивных площадках, в специальных (коррекционных) учреждениях в рекреативных занятиях, реабилитационных центрах.

Подготовка к проведению подвижных игр начинается с их выбора. При этом важно учесть состав группы, количество уча­стников, их возраст, условия, место и форму проведения. На­пример, утреннюю зарядку можно провести под музыку в виде игровых имитационных упражнений, каждое из которых имеет свое название: «Березка», «Силачи», «Насос», «Пружина», «Ло­шадка». При проведении спортивного праздника в школе или во время летнего отдыха заранее нужно подготовить сценарии с описанием содержания и последовательности подвижных игр, эстафет, полос препятствий, игровых композиций, с текстами стихов, речитативов, считалок и т.п., включенных в программу.

Организация играющих - важная предпосылка для успеш­ного хода игры. Игры проходят интересно, если команды рав­ны по силам. Это сложная задача, так как в игре принимают участие, как правило, дети с разным уровнем подготовленнос­ти, а иногда и возраста.

Успешность игровой деятельности умственно отсталых де­тей зависит от того, как они поняли содержание и правила игры. Здесь главная роль принадлежит наглядности объясне­ния. Краткое, образное объяснение сюжета, дополненное по­казом, делается тогда, когда играющие разделены на команды и заняли свои места. Ведущий занимает место не в центре круга, а в ряду играющих или на возвышении, чтобы его всем было видно и слышно.

Любая игра объясняется в следующей последовательности:

1) название игры;

2) роли играющих и их расположение на игровой площадке;

3) правила и ход игры;

4) определение победителя (если игра проводится в форме соревнования).

До начала игры необходимо подготовить игровую площад­ку, инвентарь (обручи, флажки, мячи, воздушные шары, ленты, скакалки, кегли, мешочки с песком, мягкие игрушки, канаты, веревки, маты ч т.п.), принять меры безопасности, проветрить помещение, создать праздничную обстановку.

Свобода выражения радости, подбадривание болельщиков, общий шум - естественное сопровождение подвижной игры. Дети эмоционально принимают и победу, и поражение. Важно справедливо оценить игру, найти добрые слова для проиграв­ших, отметить индивидуальные успехи каждого.

Из-за высокой эмоциональности отдельных игр дети не всегда могут контролировать свое состояние. В результате может возникнуть перевозбуждение и утомление, симптомами которого являются рассеянное внимание, нарушение точности движении, учащенное дыхание, побледнение. В таких случаях необходимо либо снизить нагрузку, либо вывести ребенка из игры, в экстремальных ситуациях - оказать первую помощь и обратиться к врачу.

Регулировать нагрузку в процессе игры можно различны­ми способами: сокращением продолжительности игры, введе­нием перерывов для отдыха и упражнений на расслабление, изменением числа играющих, сокращением поля игровой пло­щадки, изменением правил, сменой ролей играющих, переклю­чением на другую игру.

Таким образом, в организации и методике проведения под­вижных игр можно выделить ряд последовательных этапов.

1. Выбор игры. Он зависит от конкретных коррекционно-развивающих задач, возрастных особенностей детей, глубины основного дефекта, состояния сохранных функций, физичес­кой подготовленности, количества детей в группе. При выборе игры учитываются погодные условия, место проведения, нали­чие помощников, желание, мотивы и интересы самих детей.

2. Подготовка места для игры.

Подвижные игры в зависимости от времени года и места проведения требуют разной подготовки. Больший оздорови­тельный эффект имеют занятия на открытом воздухе. Незави­симо от сезона общим требованием при подготовке места для занятий является обеспечение безопасности. Если занятие про­водится на открытом воздухе летом, то лучше выбрать поляну или лужайку с невысокой травой, без пней и камней. Если игры проводятся в лесу, то необходимо заранее ознакомиться с местом проведения и наметить границы. Зимние подвижные игры могут включать передвижение на лыжах, катание на сан­ках, строительство <<крепости» и <<снеговиков>>, метание снеж­ков. Они требуют не только соответствующей экипировки, но и предварительного выбора территории, защищенной от вет­ра, подготовки лыжни на равнине и пологих склонах.

3. Подготовка инвентаря. В соответствии с планируемыми играми на занятии необходимо предусмотреть и заготовить заранее мелкий инвентарь и оборудование. Флажки, мячи раз­ного размера, веса и цвета, кегли, ленты, поролоновые фигу­ры, мягкие игрушки, отличительные повязки должны быть кра­сочными, яркими. В качестве подсобных материалов могут быть использованы шишки, камушки, жёлуди, ракушки.

4. Разметка площадки. Большинство подвижных игр прово­дится в спортивном зале или игровой площадке. Если разметка требует много времени, то это делается до начала игры. Границы должны быть ярко очерчены, особенно важно это для детей, име­ющих нарушение зрения. В качестве ограничителей можно ис­пользовать цветную бумагу, гирлянды, шнур. Линия границ наме­чается не ближе 3 м от препятствий: стен, деревьев, пней и т.п.

5. Размещение играющих. Прежде чем объяснять игру, не­обходимо расставить играющих в исходное положение (лежа, сидя, в колоннах, в круге и т.п.). Ведущий не должен стоять в центре круга, так как половина играющих окажется у него за спиной. При объяснении нельзя ставить детей лицом к солнцу -они плохо будут видеть ведущего.

6. Объяснение игры. Сообщение правил и содержания игры, распределение ролей играющих должно быть понятным, ло­гичным и последовательным. В зависимости от сюжета это может быть образная имитация, сказка, эстафета и т.п. Для детей с умственной отсталостью объяснение сопровождается показом всех перемещений с пробным проигрыванием, так как непонимание правил может отрицательно сказаться на вос­приятии игры.

7. Выделение водящих. Выполнение роли водящего оказы­вает на ребенка большое воспитательное влияние, поэтому же­лательно, чтобы в этой роли побывало возможно больше детей. Выделить водящих можно разными способами: назначить, выб­рать по желанию детей, выявить желающих, использовать ^счи­талки» п др. Перечисленные способы можно чередовать.

8. Распределение на команды. Проведение двусторонней игры или эстафеты с элементами соревнований требует деле­ния на равноценные команды. Для уравнивания команд в пер­вую очередь необходимо позаботиться о более слабых детях:

определить для них щадящую меру нагрузки, снизить вес сна­ряда, сократить дистанцию, уменьшить количество упражне­ний. Состав команд в каждой игре может меняться, при этом должно учитываться желание детей в выборе партнеров.

9. Судейство. Строгое судейство характерно больше для спортивных игр. При проведении подвижных игр с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, судья -он же ведущий - наблюдает за ходом игры, задает нужный тон и настроение, направляет инициативу детей в нужное рус­ло, создает возможность каждому участнику игры проявить свои лучшие качества. При нарушении правил он своевремен­но вмешивается для исправления ошибок, корректирует непра­вильные действия, предотвращает конфликтные ситуации, сти­мулирует и эмоционально поддерживает играющих. Естественно. там, где нужно вести счет, определять победителя, судья дол­жен быть объективным, необъективность всегда вызывает у детей отрицательные эмоции и даже обиду.

10. Дозировка нагрузки. Величина нагрузки зависит от на­правленности, характера, эмоциональности игры. В малопод­вижных играх нагрузка незначительная, в играх с большим количеством перемещении, ускорениями, прыжками нагрузка может быть высокой. Величину индивидуального воздействия подвижной игры можно определить по частоте сердечных со­кращений, а регулировать нагрузку - временем игры, сниже­нием или увеличением общей подвижности участников, продолжптельностью интервалов отдыха, суммарным количеством подвижных игр, их чередованием и т.п.

11. Окончание игры. Продолжительность игры регламен­тируется ее содержанием, она может быть продолжительной по времени п очень короткой. Игра прекращается, как только появляются первые признаки утомления и снижается интерес к ней. Так как утомление наступает неодновременно у всех играющих, то вполне возможно для уставших досрочное окон­чание игры. Ведущий должен отслеживать состояние играю­щих, чтобы вовремя отреагировать на внезапные изменения.

12. Подведение итогов. Если подвижная игра носит сорев­новательный характер, то в конце объявляется команда-побе­дительница. Если побеждает один человек, в следующей игре он в качестве награды может быть назначен капитаном. В боль­шинстве игр подведение итогов сводится к анализу и оценке игровой деятельности участников. К такому анализу привлека­ются и дети, это способствует развитию наблюдательности, уточнению правил игры, приучает к осмысленности действии и сознательной дисциплине.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.