Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие воли

Воля — проявление психической активности по достижению поставленной цели. Воля осуществляет созна­тельное регулирование поведения в условиях постоянного ба­ланса между интересами человека (его жизненными целями) и ограничениями, накладываемыми интеллектуальными про­гнозами последствий данной деятельности, а также моральны­ми, социальными нормами.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций — ощущений, восприятия, воображе­ния, памяти, мышления и речи. Развитие этих процессов от низших к высшим указывает на приобретение человеком воле­вого контроля над ними.

Задачей воли является управление поведением человека, сознательная саморегуляция его активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

Главная психологическая функция воли — усиление моти­вации и совершенствование на этой основе сознательной регу­ляции действий. Реальным механизмом порождения дополни­тельного побуждения к действию выступает сознательное из­менение смысла действия выполняющим его человеком.

Можно выделить следующие этапы формирования воли, или волевых актов:

- осознание конкретной потребности;

- осознание возможностей удовлетворения определенной по­требности;

- проявление мотивов деятельности (мотив — это побудительная сила);

- борьба мотивов деятельности на пути выбора решений;

- выбор конкретного решения;

- определение плана реализации выбранного решения, вклю­чающего перечень методов, средств и способов;

- выполнение и контроль определенной деятельности;

- оценка полученных результатов деятельности.

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в следующих направлениях:

- преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

- обретение человеком контроля над своим поведением;

- выработка волевых качеств личности.

Выработка волевых качеств проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложе­ния значительных волевых усилий в течение достаточно дли­тельного времени.

Исходя из этого волевой акт всегда включает в себя борьбу разнонаправленных мотиваций, интеллектуальную оценку этих мотиваций с точки зрения их соответствия моральным и социальным нормам. Волевые сигналы, вообще говоря, могут тормозить поведение, «рекомендованное» положительными эмоциями, например, если это поведение противоречит мо­ральным и социальным нормам и ценностям, хотя и приятно для субъекта, так как удовлетворяет некоторые мотивации. Ти­пичный пример — борьба человека с вредными привычками — от табакокурения до употребления наркотиков и алкоголя и т.п.

Процесс волевого управления поведением характеризуется двумя группами во­левых качеств. Первая группа — сила воли, настойчивость, выдержка. Сила воли — это максимальное значение волевого воздействия, которое может развить личность для достиже­ния поставленной цели. Говоря о силе воли, мы имеем в виду оценку усилий человека по совершению неприятных для него действий, например внешних действий, связанных с общени­ем или физически тяжелой работой в некомфортной среде, или внутренних действий по преодолению трудных для пони­мания или просто неинтересных для него лично мест в про­цессе обучения.

Настойчивость — способность к длительным усилиям по преодолению трудностей в процессе достижения цели в отли­чие от силы воли не обязательно связана с преодолением «за­предельных» трудностей. Настойчивый человек способен про­сто длительное время не забывать отслеживать продвижение к цели и делать при этом хотя и небольшие, но необходимые ша­ги в заранее заданном им самим направлении.

Выдержка, непосредственно связанная с настойчивостью, определяется как умение исключать из сферы внимания дейст­вия, чувства и мысли, мешающие продвижению к данной цели. Данное качество напрямую связано со способностью к упо­рядочению мышления, умением планировать, организован­ностью и умением вовремя переключать внимание с одних дел на другие.

Вторая группа волевых качеств тесно связана со свойствами характера. В эту группу входят такие качества воли или свойст­ва характера, как решительность, самообладание, уверенность в себе.

Решительность — способность человека без колебаний, бы­стро, уверенно, без бесконечных пересмотров совершать вы­бор линии поведения и так же четко осуществлять принятые решения. Естественно, что решительность полезна только при условии способности человека правильно оценивать ситуацию и, следовательно, правильно формулировать цели и задачи по­ведения, а решительные, но неправильные действия по по­следствиям намного хуже, чем проявление нерешительности.

Самообладание и уверенность в себе — качества, определяю­щие способность человека подчинять свое поведение достиже­нию цели вне зависимости от появления отвлекающих обстоя­тельств, даже в случае, если эти обстоятельства представляют собой серьезные помехи.

В случае получения неудовлетворительных результатов осуществляется сознательная коррекция (изменение) ранее выбранных потребностей, влечений. Человек вновь формиру­ет и проявляет волевые акты, изменяя содержание последую­щих этапов своей деятельности для удовлетворения конкрет­ной потребности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способности человека | Лекция №6. Тема: Производная функции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.