Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стресс и его влияние на здоровье

Основные принципы формирования психического здоровья

  • Формирование оптимальной (в пределах природных данных) психической конституции за счёт максимального раскрытия психического потенциала ребёнка;
  • Создание здоровой психоэкологии в семье, школе, обществе сверстников;
  • Своевременная рациональная психическая адаптация к социуму;
  • Своевременная профилактика и терапия психоэмоциональных стрессов, комплексов, неврозов.

Эмоции и здоровье

Понятие «стресс» ввёл канадский патолог Ганс Селье.

Стресс (от англ. Stress – напряжение) – неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности.

Любое воздействие на организм, заболевание, травма, физические и психические нагрузки, инфекционные агенты вызывают стресс. Наиболее частыми факторами, вызывающими стресс у человека, являются эмоциональные раздражители. Жизнь без стресса невозможна. Селье назвал реакцию организма на различные факторы общим адаптационным синдромом, который необходим для того, чтобы преодолеть требования, приспособиться к возрастающим трудностям.

Г. Селье выделил три стадии стресса:

1) реакция тревоги – в организме появляются изменения, характерные для первоначального воздействия стрессора: напряжение мышц, учащённое дыхание, ускоренный пульс, повышенное АД, чувство тревоги. Устойчивость организма при этом снижается, и если стрессор достаточно сильный, может наступить смерть.

2) стадия сопротивления – организм начинает приспосабливаться (адаптироваться) к продолжающемуся воздействию стрессора. Если стрессовый фактор продолжает действовать, наступает 2-я стадия.

3) стадия истощения - вновь появляются и нарастают симптомы, характерные для стадии тревоги. Если не принять необходимых мер, стадия заканчивается смертью.

Трёхфазность постоянно воспроизводится в жизни человека. В любой ситуации вначале наступает первоначальная реакция удивления или тревоги из-за неопытности или неумения справиться, её сменяет фаза сопротивления, когда человек уже умеет справляться с возникшей задачей, после чего наступает фаза истощения, ведущая к утомлению.

В стрессовой реакции принимают участие многие морфофункциональные системы организма (нервная, эндокринная, иммунная и др.), но особую роль в формировании устойчивости к стрессу, по мнению Г.Селье, играет кора надпочечников и повышенная секреция её гормонов, обладающих противовоспалительным действием (кортикостероидов). Если внешний фактор (раздражитель) действует достаточно долго, реакция стресса проходит три стадии, приводит к снижению устойчивости организма и развитию болезней «старения». Стресс разрушает человека, если воздействует на него достаточно долго.

Стресс разделяется на конструктивный и деструктивный. Селье считал, что в большинстве случаев стресс улучшает «качество жизни». Конструктивный стресс, пройдя этап реакции тревоги, заканчивается адаптацией организма к новой ситуации, повышением его устойчивости. Конструктивный стресс – это эустресс (греческая приставка «эу» означает «хороший»). Он делает организм готовым к оптимальному режиму работы только на короткое время. Примеры эустресса – состояние артиста перед выходом на сцену или спортсмена перед стартом.

Если стресс-фактор имеет большую интенсивность или продолжительность, возникает неправильная его оценка, сочетается несколько стресс-факторов и организм ослаблен по другим причинам (в силу наследственной или врождённой слабости защитных механизмов), то стресс может стать деструктивным - дистресс.

Дистресс, как правило, вызывает развитие болезней. Развиваются такие патологические соматические изменения инволюция тимуса (уменьшение вилочковой железы), сопровождающаяся угнетением иммунной системы организма, появление язв, увеличение коры надпочечников. Эмоциональные дистрессы, по данным научных исследований последних лет) способны вызывать генные мутации, приводить к развитию психосоматических расстройств через перестройку нервных и гормональных механизмов регуляции. Дистресс – форма стресса с отрицательным действием на организм.

В то же время стресс может играть и положительную роль, это умеренный стресс положительной силы, и его Селье назвал эустресс, т.е. конструктивный, положительный.

По Ховарту (1978г.), выделяют 4 источника стресса:

· Биологический – когда образ жизни человека резко отличается от того, к которому он адаптировался в процессе филогенеза;

· Онтогенетический – когда воспитание и образование индивида не соответствуют запросам, предъявляемым к нему в связи с его образом жизни;

· Социальный – когда человек вынужден выступать в обществе в несвойственной ему роли или когда создаются конфликтные обстоятельства социального характера;

· Феноменологический – если образ жизни не соответствует его идеалам и стремлениям.

Согласно современным исследованиям стресса выделяют 4 основных вида нагрузок, которые осложняют жизнь людям и вредят их здоровью.

1. Неблагоприятная экология: химическое, радиационное и шумовое загрязнение окружающей среды (почвы, воздуха, жилища);

2. Обыденные раздражения и конфликты, т.е. «мелочи жизни», например, опоздания, споры, ожидания;

3. Кризисные жизненные ситуации, такие как, смерть близкого человека, развод, тяжёлая болезнь, защита диссертации.

4. «Иррациональные представления»: вера в собственную непогрешимость, обязательность уважительного отношения со стороны окружающих людей.

Первичным и ведущим проявлением стрессового состояния человека являются эмоциональные нарушения, изменение эмоционального реагирования. Основные эмоции: страх, горе, гнев, отвращение, презрение, печаль, стыд, боль, удивление, удовольствие, радость. Из них страх, ярость, боль, вина, тоска, радость – являются первичными биологическими эмоциями. Стыд, гнев, горе, удивление, печаль, страдание, восторг – базисные социальные.

В стрессовой ситуации происходит активация негативных эмоций, ухудшается память, нарушается мышление (способность воспринимать и анализировать информацию).

Ведущим источником стрессовых ситуаций для современного человека являются конфликтные социальные отношений, а основной сферой их возникновения – сфера деструктивного общения. Чем ниже культура общественных отношений, тем больше условий для возникновения эмоционального стресса у членов данного общества. Конфликтные, конкурирующие, эгоистичные взаимоотношения в семье, в трудовом коллективе являются главной причиной хронического эмоционального напряжения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие о структуре психики человека | Эмоции и здоровье
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.