Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Потребительский выбор

План.

Лекция №6

Информатика

Математика

ПМСО

Тема: Охрана труда в компьютерных классах.

1. Организация рабочих мест работающих с персональным

компьютером.

2. Режим работы учащихся за персональным компьютером.

3. Требования к микроклимату компьютерных классов.

4. Заболевания, возникающие у пользователей ПК.

 

 

Литература:

1. Сулла М.Б. Охрана труда, М.: Просвещение, 1989.- с.115-118.

2. Катренко Л.А., Пістун І.П. Охорона праці в галузі освіти, Суми: Еліта-Стар, 2001,-с. 97-127.

3. Бедрій Я.І., Дещинський Ю.Л., Мурін О.С. Основи охорони праці: Навч. посібник. 3-тє вид. переробл. і доп. – Львів: „Магнолія плюс”, 2004. – с. 68-77.

4. Керб Л.П. Основи охорони праці: Навч. посібник. – К.: КНЕУ, 2005. – с.43-48.

5.Основи охорони праці: Навч. посібник / За ред. проф... В.В.Березуцького. – Х.: Факт, 2005. – с. 422-439.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Эргономические характеристики мониторов ПК.

2. Защита учащихся от ионизирующего излучения.

 

І. Площадь учебных помещений с ПК должна быть рассчитана на половину класса, однако не более чем на 12 человек.

В соответствии с санитарными нормами площадь помещения на одно рабочее место для ученика должно быть не менее 6м², объем – не менее 20 м³. Запрещается располагать компьютерные классы в подвальных помещениях и на цокольных этажах.

Покрытия стен, полов и потолков должно быть матовым. Поверхность пола должна быть антистатичной.

Конструкция рабочего места пользователя ПК должна поддерживать оптимальную рабочую позу. Свет должен падать слева. Расстояние от стены с окнами не менее 1,5 м, от других стен – на расстоянии 1-го м. Расстояние между рабочими местами не менее 1,5м. При размещении рабочего места возле окна, угол падения света должен быть 90º (для предотвращения отблесков).

Недопустимо размещение, когда пользователь повернут спиной или лицом к окнам.

Между боковыми поверхностями компьютеров должно быть расстояние 1,2м, от тыльной поверхности одного компьютера до экрана другого ПК – 2,5м. Монитор располагают таким образом, чтобы верхний край экрана находился на уровне глаз и на расстоянии 40-80 см. от лица. Причем должна быть возможность поворота монитора на 30º.

Клавиатура должна находиться на расстоянии 10-30 см. от края стола. Угол наклона клавиатуры к столу 5-15º. Запястья должны находиться горизонтально площади стола.

Для обучения школьников нужно использовать стулья у которых:

- высота поверхности сиденья от 260 до 460мм (в зависимости от роста), желательно регулируемая,

- ширина сиденья – 250-360 мм,

- глубина 260-400мм,

- поверхность сиденья полумягкая с закругленным передним краем,

- спинка: высота – 320 мм, ширина – не менее 380мм.

 

 

ІІ. К занятиям учащиеся должны быть допущены после инструктажа по технике безопасности (ТБ).

Рациональный режим предусматривает регламентируемую продолжительность работы с ПК. Сигнал о начале перерыва следует подавать на экран монитора.

Непрерывная работа за монитором компьютера должна быть не более:

- для X-XI классов- на 1-ом часе занятий - 30 мин., на 2-ом - 20 мин.

- для VIII-IX классов - 20-25 мин.

- для II-V классов - 15 мин.

- при обучении детей возрастом шести лет - 10 минут.

После непрерывной работы за экраном монитора должны проводиться упражнения (1-2 мин.) для профилактики зрительной утомляемости; через 45 мин. работы - физические упражнения для профилактики общей утомляемости.

Непрерывная работа учеников Х-ХІ классов при спаренных уроках не более 25-30 мин. - на первом уроке, на 2-ом - 15-20 мин. Разрешается для них вариант организации занятий, при котором I академ. час - теоретические занятия, 2-ой - практические. Практические занятия состоят из:

- непрерывной работы за монитором - 15-20 мин.;

- выполнения комплекса упражнений для профилактики зрительной и статичной утомляемости - 5 мин. Продолжение работы за компьютером, до конца занятия - 10-15 мин.

При производственном обучении учащиеся старших классов 50% времени - теоретические занятия, 50% - практические.

Занятия в кружках программирования следует проводить не ранее чем через час после окончания занятий в школе. Занятия проводятся в кружках не более двух раз в неделю, длительность которых для учащихся 7-10 лет - не более 45 мин., 11-13 лет - не более 60 мин. Для профилактики утомления -перерыв не менее 10 мин. (физкультурные упражнения), гимнастика глаз и подвижные игры.

Компьютерные игры в кружках должны проводиться не чаще 1-2 раза в неделю, длительность 10 мин., для детей младшего школьного возраста, до 15 мин. - для детей среднего и старшего школьного возраста.

В период школьных каникул организовываются занятия в школах «Юных программистов», длительность - от 2 до 4 недель.

Общая продолжительность работы во время каникул должна быть в течение дня:

для учащихся 8-10 лет - 1 занятие (45 мин.),

11-13 лет - 2 занятия по 45 мин.,

14-16 лет - 3 занятия по 45 мин.

Занятия «Юный программист» для учащихся 10 лет следует проводить в утренние часы, для детей 11-13 лет - одно в первой половине дня, другое - во второй, для 14-16-летних - два занятия в первой половине дня, одно во второй. Компьютерные игры - не более одного раза в день продолжительностью 10 мин. для детей младшего дошкольного возраста и 20 минут - среднего и старшего возраста. Перерывы для отдыха продолжительностью 5 мин. через каждые 45 минут работы. Перерывы следует проводить на открытом воздухе с использованием спортивных игр.

 

ІІІ. Санитарно-гигиенические требования установлены в соответствии с «Державними санітарними правилами і нормами влаштування і обладнання кабінетів комп’ютерної техніки в навчальних закладах…» ДСанПіН 5.5.6.009-98.

Температура воздуха - 19,5ºС (± 0,5)

Скорость движения воздуха - не более 0,1 м/с.

Относительная влажность воздуха 60 % (± 5).

Уровень ионизации воздуха на расстоянии 0,3м от работающего экрана монитора не ниже 200 и не более 50000 легких позитивных и негативных ионов в 1 см³ воздуха.

В кабинетах и классах должен быть обеспечен 3-х кратный обмен воздуха в 1 час (бытовые кондиционеры).

Освещение – комбинированное (естественное и искусственное).

Система освещения должна соответствовать таким требованиям:

- освещение на рабочем месте соответствует зрительной работе, которое определяется следующими параметрами:

- объектом распознавания,

- размером объекта, который рассматривается на мониторе ПК,

- фоном, который характеризуется коэффициентом отражения, контрастом объекта и фона;

- обеспечение равномерного распределения яркости на рабочей поверхности монитора, а также в пределах окружающего пространства;

- отсутствием резких теней на рабочей поверхности;

- в поле зрения не должно быть отблесков (повышенной яркости, поверхностей, которые светятся и вызывают ослепление);

- величина освещенности во время работы должна быть постоянной;

- подбор оптимальной направленности светового потока.

Естественное освещение - окна на юг и юго-восток, коэффициент естественного освещения не менее 1,5%, предусмотрено солнцезащитное оборудование, окна-жалюзи и шторы.

Искусственные освещение - люминесцентные лампы.

ІV. Дети - основная категория пользователей компьютерной техники, которые в меньшей степени, чем взрослые, могут контролировать свое поведение, и, увлекаясь, не могут в нужный момент оторваться от экрана монитора. Психика их неустойчива, поэтому чрезмерное увлечение компьютерными играми может быть причиной тяжелых последствий - развивается повышенная возбудимость, снижается успеваемость. По своему действию на детский организм компьютерная игра подобна действию наркотика.

Интенсивная работа за персональным компьютером (ПК) является причиной возникновения многих заболеваний.

Причины заболеваний:

- неудовлетворительные эргономические характеристики монитора;

- неправильная организация рабочего места;

- неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия работы, которые приводят к появлению ряда заболеваний.

Установлено, что состояние организма пользователей ПК зависит от типа работы и условий ее выполнения.

Всех пользователей ПК можно условно разделить на пользователей постоянных, соответственно своим профессиональным обязанностям и периодических (учащиеся, студенты).

Работа пользователей ПК выполняется в однообразной позе, в условиях ограничения мышечной активности при большом напряжении зрительных функций и нервно-эмоциональном напряжении под воздействием различных физических факторов:

а) электростатическое поле;

б) электромагнитное излучение в низкочастотном и среднечастотном диапазонах (5 Гц...400 Гц);

в) рентгеновском, ультрафиолетовом и инфракрасном излучении видимого диапазона;

г) акустического шума;

д) неудовлетворительном уровне освещенности.

 

Нарушение зрения.

Особенное место среди профессиональных заболеваний занимают нарушения зрения. Это обусловлено светотехнической разнородностью объектов зрительной работы пользователей ПК: экран, документация и клавиатура, расположенные в разных зонах наблюдения, что требует многоразового перемещения линии зрения от одного к другому. Рабочая документация размещается чаще всего на столе в горизонтальной площади на расстоянии оптимальной зоны видимости. Объекты на клавиатуре размещены в наклонной плоскости. Знаки на темном фоне вертикального экрана, требуют горизонтальную ориентацию линии взгляда.

1. Эти условия наблюдения несознательно ассоциируются с «взглядом вдаль», когда мышечный механизм глаз расслаблен, хотя для качественного распознавания знаков он должны интенсивно работать, чтобы обеспечить высокий уровень зрения. За восьмичасовой рабочий день за монитором пользователь бросает около 30000 взглядов на экран, глаз работает с перенагрузкой и не может в полной мере адаптироваться. Такие особенности приводят: к напряжению мышечного и светочувствительного аппарата глаз, что является одной из причин возникновения астенопических явлений (резь в глазах, боль и т.д.).

2. Постоянный взгляд на матовый экран монитора уменьшает моргание глаз, что приводит к высыханию и искривлению роговицы глаза (синдром Сикка).

3. Работа за пульсирующим экраном монитора, который не соответствует нормативным требованиям граничной пульсации, вызывает дискомфорт и утомляемость (общую и зрительную).

4. Ослепительное действие светильников в помещении, на рабочем столе большое, т.к. линия взгляда на экран горизонтально, это приводит к уменьшению защитного угла действия источников зрения. Это приводит к функциональному нарушению глаз.

Костно-мышечное нарушение.

Работа за ПК требует длительного напряжения мышц спины, шеи, рук и ног. Повреждение позвоночника - результат недостаточного уровня эргономичности рабочего места, т.е. кресло неправильно поддерживает изгиб позвоночника. Плечи и шея затекают вследствие неестественного положения и возникают боли в области шеи, спины, головы. В среднем работающий просиживает в таком положении до 80000 часов (8 лет).

Неправильное положение рук при введении данных с помощью клавиатуры приводят к перенапряжению нервов в узких местах запястья (туннель Карпаля).

Синдром RS I (хроническое растяжение связок) - это хроническое заболевание может незаметно развиваться на протяжении нескольких лет. Наиболее небезопасным есть то, что вследствие концентрации внимания на экране монитора, притупляется своевременное предупреждение боли, которое является тревожным для тела. 3аболевание рук и кистей рук встречается у пользователей ПК в 7-12 раз чаще чем у других, и часто ошибочно диагностируются как воспаления сухожилий.

Нарушения, связанные со стрессовыми ситуациями и нервными нагрузками.

Работа на ПК - это работа с особенной монотонностью: более чем 600 одинаковых действий в течение 1-го часа (75% рабочего времени). Монотонность работы и электромагнитные излучения приводят до заболеваниям общеневротического характера в виде повышенной общей утомляемости, головной боли, плохого сна.

Предполагается, что электромагнитными волнами, которые излучает ПК

и монитор вызываются cтойкие нервно-психические нарушения: в виде повышенной раздражительности, чувств беспокойства (возбужденный тип), депрессивных состояний, общая замкнутость, уменьшение скорости реакции (тормозной тип). Результаты исследования электромагнитного излучения низких частот на таких биологических объектах как мозг, известны - может вызывать образование опухолей.

Заболевания кожи.

Работа пользователей компьютеров за наэлектризованным экраном монитора, который притягивает пыль воздуха, приводит к раздражению кожи; у людей с чувствительной кожей появляются сыпь и воспаления.

Отравления организма.

Нужно отметить на такие вредные показатели влияния на пользователей компьютера, как ядовитые вещества, входящие в состав материала корпуса, клавиатуры ПК и монитора (диоксины и фуран), выделение озона при работе с лазерным принтером.

Диоксины и фуран, которые не имеют запаха, являются канцерогенами, и принадлежат к противопожарным средствам, которые необходимы для корпуса, монитора, и при обычной рабочей температуре ПК существуют в воздухе в небольших количествах.

Озон образуется вследствие влияния электрических зарядов, которые возникают в лазерных принтерах, на кислород воздуха. Новые лазерные принтеры осуществляют фильтрацию озона, однако фильтры портятся, их следует своевременно менять. Озон сильно раздражает слизистую оболочку носа, глаз и горла, и может привести к раковым заболеваниям.

Низкочастотные излучения электромагнитных волн в первую очередь негативно влияют на центральную нервную систему, вызывает головную боль, депрессию, бессонницу, отсутствие аппетита, возникновение синдрома стресса. При этом нервная система реагирует даже на короткое, недлительное влияние. Относительно слабых полей: изменяется гормональное состояние организма, нарушается биоритм мозга. Низкочастотное электромагнитное поле может быть причиной кожных заболеваний (сыпь, себороидная экзема, розовый лишай), заболевания сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, влияют на белые кровяные тельца, что приводит к возникновению опухолей, в том числе злокачественных. Электростатическое поле большого напряжения может изменять и прерывать клеточное развитие, а также вызывать катаракту с последующим помутнением кристаллика.

 

В предыдущей теме, давая характеристику рыночного спроса, мы отмечали, что разные потребители по одной и той же цене будут приобретать разное количество одинакового товара. Почему так происходит? Почему кривая спроса на отдельный товар имеет отрицательный наклон? Что заставляет потребителя выбирать, какие товары и в каком количестве приобретать, а какие – нет? И, наконец, как достигается равновесие потребителя? На эти и некоторые другие вопросы, связанные с потребительским выбором в условиях рынка, можно ответить, познакомившись с теорией потребления. Изучению ее основ и будет посвящена данная лекция. Чтобы получить представление о теории потребительского выбора, рассмотрим следующие вопросы.

 

Основные вопросы лекции:

 

1. Общая и предельная полезность.

2. Кривые безразличия и бюджетные линии.

3. Равновесие потребителя.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Атрибут VALUE | Образец акта-разрешения на проведение занятий в кабинете химии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.