Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Словообразование

Лекция 7

 

План

 

1. Словообразование и его пересечение с морфологией.

2. Основные способы словообразования.

3. Средства словообразования.

1. Интересы морфологии рас­пространяются на две основные области – словообразование (лексическая морфология) и словоизменение (грамматическая морфология, парадигмати­ка). Иногда под собственно морфологией понимается только словоизменение (образование форм слова), т.е. способность лексемы выступать в различных грамматических формах, составляющих ее парадигму.

Словообразование – образова­ние слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорне­вых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффик­сации, словосложения, конверсии и других формальных средств.

Образование новых слов с помощью формальных средств именуется также деривацией. Деривация (от лат. derivatio – отведение, образование) –процесс создания однихязыковых единиц (дериватов) на базе других, при­нимаемых за исходные. Понятие «деривация» введено Е. Куриловичем в 1930-х гг. для характеристики словообразовательных процессов. Е. Курилович разграничивал лексическую (камень - каменщик) и синтаксическую (ка­мень - каменный) деривацию.

В настоящее время под деривацией понимаетсяобразование в языке любых вторичных знаков, которые могут быть объяснены с помощью еди­ниц, принятых за исходные, или выведены из них путем применения опреде­ленных правил, операций.

Синтаксическая деривация понимается как процесс образования раз­ных синтаксических конструкций путем трансформации определенной ядерной конструкции (Строят домстроительство дома). Понятие дери­вации стало использоваться при описании отношений между единицами разных уровней для выяснения механизмов образования более сложных единиц из менее сложных, а также при описании динамических процессов порождения речи.

В процессах деривации происходит изменение формы (структуры) и се­мантики единиц, принимаемых за исходные. В содержательном отношении это изменение может быть направлено на использование знака в новом зна­чении (семантическая деривация).

Процесс деривации можно представить в виде последовательности применения к исходной единице серии формальных операций. Вводятся поня­тия: ступени деривации, шаг деривации, деривационное «дерево».

Деривационная морфология описывает средства и способы организации морфологических структур слова в языках разного типа. Данные о различии деривационных процессов в словоизменении и словообразовании использу­ются для типологической характеристики языков.

Понятие деривации применимо к тем единицам языка, возникновение которых может быть описано путем реконструкции породившего их процес­са, т.е. восстановления их деривационной истории.

Словообразовательная мотивация – это отношение между двумя од-нокоренными словами, значение одного из которых определяется через зна­чение другого (дом – домик). В акте словообразования одни единицы высту­пают в качестве источника мотивации (мотивирующее слово), а другие – как результирующие (мотивированное). Мотивированным признается слово, ос­нова которого характеризуется большей формальной сложностью (читать -перечитать) или большей семантической сложностью (математика -математик = «тот, кто занимается математикой»). В паре косить – косьба косьба считается производным.

 

Производное слово – это слово, основа которого образована от другой основы и мотивирована ею. Мотивирована – значит, связана с ней по смыслу и объясняется, толкуется ею.

Домик – это маленький дом (связь по смыслу)
Домикдом (слово домик образовано от основы дом с помощью суффикса -ик, производная основа: домик). Следовательно: слово домик производное, а слово дом – нет.

Производная основа – основа нового слова, например: конфетк а←конфета, весенн ий←весна.

Производящая основа – основа, ближайшая по форме и смыслу к производной основе: весн а→весенний, конфет а→конфетка.

При образовании сложных и составных слов у них бывает две производящие основы: вод (вода) и воз (возить)→водовоз или комбинация производящих основы и слова: жёлт (жёлтый) и красн ый→жёлто-красный.

Производная основа образована от производящей. Если в современном языке у слова не определяется производящая основа, то слово непроизводное. Это слова, которые не образованы от других слов: весна, там, около.

Простейшей из комплексных единиц словообразования является словообразовательная пара – соотношение производной и производящей основ: писать → написать, красный → краснеть, чернила → чернильница.

Словообразовательная цепочка – это ряд однокорневых слов, в котором каждое предыдущее слово является мотивирующим для следующего: злой → злить → злиться; старый → стареть → устареть → устарелый → устарелость.

Словообразовательное гнездо – это совокупность слов с тождествен­ным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразова­тельной мотивации:

смелость
смело
смелый смельчак

смелеть осмелеть

осмелиться посмелеть

 

Целью словообразовательного анализа можно считать установление от­ношений словообразовательной производности между производным словом и исходной для него единицей. Мотивированное слово включает мотиви­рующую основу (например, смел- в слове смелость) и словообразова­тельный формант (-ость в слове смелость).

Общее значение, которое отличает все мотивированные слова данного типа от их мотивирующих, является словообразовательным значе­ниемслов этого типа. Словообразовательное значение – это значение, выражаемое тем или иным словообразовательным средством (формантом) при наличии связей между образовавшимся словом и образующим (между производящим и производным словом). Таким образом, словообразовательное значение выражается группой слов одинаковой структуры и строения. Например, уменьшительное значение имени существительному придаёт суффикс -ик-: стол → столик, лист → листик и т.п.

Словообразовательное значение отличается от лексического: лексическое значение индивидуально для каждого слова, а словообразовательное может быть общим для группы слов, подобно грамматическому значению. Средствами выражения словообразовательного значения являются форманты, с помощью которых образуется новое слово. Словообразовательные средства, форманты выделяются при сопоставлении производной и производящей основ. Непроизводные слова не имеют словообразовательных значений.

Носителем словообразовательного значения является словообразовательный формант, например -ость (значение абстрактности, отпризнаковости). Словообразовательное значение это новое значение, возникающее в производном слове.

Среди словообразовательных значений выделяются транспозиционные значения, связанные с приобретением производным словом значения той части речи, в которую оно транспонировано.

Например, играть – игра, ходить – ходьба. Производные слова игра, ходь­ба приобрели значение «предметности», «субстантивности» при транспонировании в класс имен существительных. Старый – стареть, молодой – молодеть – при­знак «процессуальности» появляется у транспонированных слов стареть, молодеть.

Иногда у производного слова появляются более конкретные, модификационные значения, например уменьшительности – домик, увеличительности – домище, усилительности – раскричаться и др.

К словообразовательным относятся также классифицирующие значе­ния, например значения производителя действия, вместилища, носителя признака и др.

Производные и сложные слова как результаты процесса деривации на­зываются дериватемы (дериваты). Дериватемы – словообразовательно мо­тивированные слова, т.е. слова, значение и форма которых обусловлены дру­гими однокоренными словами.

 

2. К способам деривации относятся:

- аффиксация (деривационные аффиксы): фр. prendre – reprendre;

- усечение (аббревиация): doctor – doc;

- значащее чередование фонем: sing – song;

- значащее изменение ударения: export – export;

- конверсия (транспозиция, переход слова из одной части речи в другую): столовая (А) – столовая (N)и др.

Словоизменение – образование для каждого слова (кроме неизменяе­мых слов) его парадигмы, т.е. всех его словоформ и всех его аналитических форм.Словоформы – это грамматические формы слова: ученик – ученика – ученики и т.п. Словоизменение иногда называют формообразованием. При словоизменении тождество слова (лексемы) не нарушается.

Граница между словообразованием и словоизменением не абсолютна: возможны промежуточные явления (например, вид глагола в русском языке).

Формообразовательной структурой обладают только многоформенные (изменяемые) слова (сады, делал и т.п.). Одноформенные (неизменяемые) слова (здесь, теперь и т.п.) не рассматриваются с этой точки зрения.

Многоформенное слово представляет собой класс словоформ, парадиг­му. Парадигма может быть большой и малой. Большая парадигма (макропа­радигма) охватывает, например, все категориальные изменения русских су­ществительных (12 форм). Малая парадигма (микропарадигма) включает, на­пример, парадигму падежа имен существительных.

Сравнение словоформ, входящих в одну парадигму, позволяет расчле­нить их на две структурные составляющие:

- основу, которая остается инвариантной при образовании грамматических форм одной лексемы,

- форматор (форматив, формальный показатель), который является экс­понентом соответствующего грамматического значения (граммемы или со­вокупности граммем).

Так, в словоформе сады выделяем основу сад- и форматор -ы, показатель граммемы множественного числа и одновременно граммемы именительного падежа.

Можно говорить о парадигме отдельного конкретного слова и о пара­дигме класса слов.

Парадигму отдельного слова представляют в виде записи всех слово­форм данного слова: Им.пад. стол-; Род. пад. стол-а; и т.д.

Одна из словоформ парадигмы рассматривается как исходная (основ­ная). Формообразование слова представляет собой процесс построения по определенным правилам морфологических преобразований (транс­формаций) из исходной словоформы косвенных словоформ.

Существенно усложняют картину формообразования значащие чередо­вания фонем.

Лексический состав языка постоянно пополняется. И не только за счёт заимствований из других языков, как кому-то может показаться.
Например, вместе с компьютерами в мир пришло слово компьютер, которое было заимствовано русским языком из английского: computer. Это слово быстро стало широкоупотребительным и уже в русском языке по правилам нашего словообразования от него были образованы другие новые слова: компьютер→компьютерный, →компьютерщик, →компьютеризация.

Значит, для образования новых слов у языка есть собственные внутренние механизмы. Их изучает словообразование. Термин «словообразование» употребляется в разных значениях:

1) процесс образования слов в языке;

2) раздел языкознания, эти процессы изучающий.

 

3. Средство словообразования – это то, с помощью чего образуются слова. Природа словообразовательных средств различна. К ним относятся:

· словообразовательные морфемы;

· специальные операции с основой слова.

Природа средств различна, но предназначение у них схожее: служить для образования одних слов от других.

Словообразовательные морфемы – это приставки, например: за-, на-, до-, пере- в словах записать, написать, дописать, переписать; суффиксы, например: -тель-, -ик-, -онок- в словах писатель, садик, медвежонок.

Cпециальные операции с производящей основой или несколькими основами – это особые действия, которые позволяют образовывать слова без участия приставок и суффиксов, к примеру, такими операциями являются:

· сложение основ: дымоход, водопровод;

· сращение основ: труднодоступный, малопонятный;

· сокращение основы: спец, комп и некоторые другие.

При образовании слов могут использоваться одно или сразу несколько средств. Например, при образовании слов бездомный, справа, по-нашему использованы одновременно и приставки, и суффиксы.

Словообразовательный формант – это наименьшее в семантическом и формальном отношении словообразовательное средство (средства) из числа тех средств, которыми данное производное слово отличается от производящего.

Словообразовательный тип – это крупная комплексная единица словообразовательной системы, совокупность производных слов, которые выражают одно и то же словообразовательное значение при помощи одного и того же словообразовательного средства (форманта) и объединены следующими признаками:

1) часть речи, к которой они принадлежат;

2) часть речи, от которой они образовались;

3) одинаковое средство словообразования (формант);

4) одинаковое словообразовательное значение.

Слово участвует в системной организации словообразования лишь в составе словообразовательного типа:

1) домик ← дом, слоник ← слон;

2) танцовщик ← танцует, докладчик ← докладывает.

При нарушении хотя бы одного из необходимых условий функционирования словообразовательного типа слова не относятся к одной группе. Например, слова писатель, учитель, воспитатель являются представителями одного словообразовательного типа, а слова учитель и нагреватель представляют разные словообразовательные типы, так как имеют разные значения.

Омонимические типы – одинаковая форма, но разное содержание: богатство, равенство (признак); дежурство, бегство (действие).

Синонимические типы – с одинаковым словообразовательным значением, но различными словообразовательными средствами: рубка, варка, ходьба, переписка (опредмеченное действие).

Словообразовательная модель – это конкретная реализация словообразовательного типа. Например, имя прилагательное + суффикс -ость → отвлечённое существительное (смелый + -ость → смелость, злой + -ость → злость). Бывают продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1.Что такое с ловообразование? Как оно пересекается с морфологией?

2.Какие вы знаете основные способы словообразования?

3.Какие существуют средства словообразования? Что такое словообразовательная модель?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Линейные измерения. Устойчивость к недостатку кислорода | Лекция №7. Тема. Основы пожарной безопасности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.