КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальное партнерство как вид общественных отношений
Лекция 7. Социальное партнерство в общественных отношениях
1. Социальное партнерство как вид общественных отношений 2. Социальное государство в системе социального партнерства. 3. Трипартистский механизм социального партнерства.
Общество является иерархизированной системой. Проблема заключается в том, что состав участников разных уровней социальных взаимодействий многообразен и каждый из них выбирает (делает выбор), что и как делать: принимает решение и примиряется с его последствиями. В целом участники руководствуются при этом противоречивыми ценностями одновременно, что создает ситуации: 1) противоборства (конфликта) интересов; 2) конкуренции (соревнования); 3) социального неравенства. Эти явления составляют универсальные свойства социума, и потому задача заключается в том, чтобы научиться «жить вместе» и управлять социальными процессами в этих условиях. В социальной среде имеет место веер состояний от сотрудничества до противоборства. Для сотрудничества характерно социальное взаимодействие партнеров на основе взаимной выгоды по достижению общей цели и решению единых задач. Оно обладает чертами согласия, взаимопонимания и доверительных отношений. Наоборот, для противоборства характерно социальное взаимодействие, сопровождающееся столкновением противоположных интересов и принуждением. Оно обладает чертами разногласия, соперничества и конфликта. Основными путями разрешения конфликтов являются консенсус (согласие) и конвергенция (взаимопроникновение) на основе прагматического здравомыслия, терпимости к инакомыслию, уважения к его носителям как партнерам по поиску истины. Одним из механизмов является компромисс как добровольная сдача позиций каждой из сторон конфликта для достижения общей цели. Тем самым снижается (снимается) конфронтационная возможность развития конфликта: образующийся баланс интересов составляет социальный вектор, содержащий в себе примиряющие и сближающие начала.
На компромиссной основе достигается сотрудничество, переходящее в социальное партнерство – это цивилизованная форма общественных отношений, которая является легитимной добровольной согласованностью противоположных интересов, координация (защита) усилий различных социальных групп, их общественных объединений, организаций и властных структур в решении определенных социально-экономических проблем, достижении единой позиции (социального консенсуса) путем переговоров, взаимных консультаций и заключения соответствующих соглашений (договоров). Субъектами социального партнерства выступают: а) представители государства – исполнительные органы власти; б) представители капитала – предприниматели, акционеры, работодатели и их общественные объединения; в) представители труда – наемные работники и их многообразные профессиональные объединения; г) негосударственные некоммерческие организации, способствующие удовлетворению нематериальных потребностей граждан (групп населения), нуждающихся в социальной защите. Социальное партнерство опирается: а) на законодательные акты, выработанные с участием всех договаривающихся сторон; б) на социальные институты, посредством которых достигается общее согласие – трехсторонние согласительные комиссии, коллективные договоры; в) на равную ответственность сторон, способных обеспечивать взятые договорные обязательства. Социальное партнерство характеризуется следующими чертами: 1. Наличие у взаимодействующих сторон «групп интересов» (корпоративизма), которые преследуют не только противоположные, но и совпадающие цели.
2. Отношения взаимодействующих сторон ориентируются на достижение взаимовыгодного «баланса интересов» путем соглашений (консенсуса), а не на конфронтацию. 3. Цивилизованное решение спорных вопросов (конфликтов) при непосредственном и равноправном участии тех, кого это касается. 4. Обязательность и равная ответственность сторон за исполнение добровольно принятых решений (соглашений, договоров и т.п.). 5. Полномочность представителей на ведение переговоров, заключение соглашений и их реализацию. 6. Наличие правовой базы для ведения переговоров и контроля за исполнением принятых соглашений, обязательств. Данное сотрудничество социальных сил может носить принудительный или добровольный характер. Последний формируется на основе выгоды: люди связывают свои интересы и жизни потому, что им это выгодно. В этом заключена суть социального обмена как обязательного компонента социального партнерства. Некоммерческая деятельность. Одна из разновидностей социального партнерства связана с деятельностью некоммерческих организаций (non profit) – НКО, действующих в социально-культурной сфере и заменяющих бюджетные учреждения, финансируемые в сметном порядке. Деятельность НКО направлена на оказание социально значимых услуг благополучателям не с целью получения экономической прибыли, а осуществления с альтруистическими мотивами благотворительных акций, медицинской помощи, поддержки образовательных программ, защиты окружающей среды и т.п. Для властных структур это завидный партнер, берущий на себя заботы по адресной социальной помощи определенным группам населения с использованием внебюджетных средств. Главной проблемой для НКО является поиск необходимых средств для своей добровольческой общественно полезной деятельности. При этом имеет место сочетание финансово-материальных источников. С одной стороны – это поиск сильных спонсоров (франдрайзинг), с другой – это организация собственной деятельности, приносящей доход (до 50%). Некоммерческий вид социального партнерства приносит взаимные выгоды. Во-первых, НКО оказывают помощь населению и госструктурам (социальный эффект): члены организации при достижении своих целей получают моральное удовлетворение в поведенческом отклике тех, кому оказаны социально значимые услуги. Во-вторых, структуры бизнеса (добровольцы) за спонсоринг деятельности НКО получают выигрышные для себя социальные характеристики – репутацию, престиж, авторитет в общественном мнении и отношении к ним со стороны общественности. В-третьих, наиболее универсальный метод государственной поддержки НКО – это льготы по налогообложению и неналоговым сборам (таможня, использование государственного имущества и др.).
Социальное партнерство как новое явление общественной жизни активно развивается и утверждается с 50-х годов XX в. при регулирующей роли социально-правового государства.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |