Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трипартистский механизм социального партнерства

В социальном государстве механизмом реализации социаль­ного партнерства выступает институт трипартизма. Он включает три ключевые социальные силы: капитал (собственники, предпри­ниматели), труд (наемные работники) и социальное государство (власть), от взаимовыгодного взаимодействия которых зависит ста­бильность и динамическое развитие общества. Данный трипартизм предстает как механизм регулирования трудовых и связанных с ними социально-экономических отношений на основе социального диалога и сотрудничества «сильных» социальных сил и их ассоци­аций (профсоюзы, объединения, союзы и т.п.), а также других заин­тересованных лиц (консультанты, эксперты и т.п.).

Проблема заключается в том, что каждая из сторон трипартистского согласительного процесса имеет свои интересы: го­сударство – стабильность социального порядка; предприниматели – получение прибыли; наемные работники – достойные ус­ловия жизни. При этом совпадение общих целей высту­пает важным условием формирования долгосрочных и устойчи­вых партнерских отношений. Наоборот, совпадение частных це­лей формирует временное партнерство. Если же цели не совпада­ют, то говорить о социальном партнерстве бессмысленно. Партнерство с полноценной трипартистской инфраструкту­рой – государство, капитал, труд – приносит социальный эффект, осуществляемый на основе социально­го обмена, который носит некоммерческий характер.

Одним из специальных механизмов социального обмена является орган, функционирующий как некий «третейский орган» – Согласительная трудовая комиссия – СТК. В частности, организационная структура Российской трехсторон­ней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) на федеральном уровне выглядит следующим образом: РТК – это постоянно действующий орган социального партнерства. Координатор назначается Президентом. Каждую сторону – государство, капитал, труд – представляют группы по 14 человек. Рабочие группы заседают один раз в месяц и могут привлекать к своей работе экспертов, ученых и специалистов.

Главная цель РТК – содействие проведению социально ориентированных экономических реформ и обеспечение граж­данского согласия как основы демократического социального порядка. Являясь «третейским» органом, она рассматривает спорные (конфликтные) вопросы, «неверные шаги» со стороны представителей работодателей или работников и разрабатывает эффективные соглашения, примиряющие интересы сторон.

Правительство выступает как посредник (нейтральное лицо) – обеспечивает контакт между конфликтующими сто­ронами, привлекая их к переговорам. При этом правительство стремится к тому, чтобы выиграли обе стороны.

Необходимо отметить, что реально в россий­ском обществе принципы, пра­вила цивилизованных партнерских отношений не соблюдаются. Реализация механизма трипартизма носит пока фор­мально-бюрократический характер и играет крайне слабую роль, особенно в регионах.

На этом фоне функционирует система «квазикорпорати­визма» (нелегитимного корпоративизма), формирующая меха­низм коррупции: подчинение бюрократией аппарата управ­ления на основе групповых антиобщественных интересов. Это открывает путь для перевода эгоистических мотивов борьбы за власть и престиж, денежный успех, политическое влияние в незаконное русло (мафия) – использование подкупа, взятки и других «обходных» путей: «черный ход» («запасной выход») только для своих. Созданные на основе разумной идеи органы трипартистского социального партнерства («третейские органы») – Согласительные трудо­вые комиссии – фактически (эффективно) не работают и носят формальный характер. Для оптимизации их функционирования необходимы условия цивилизованных партнерских отношений капитала, труда и государства, задающих активную и эффек­тивную работу институту и механизмам трипартизма.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальное государство в системе социального партнерства | Лекция 7. 1. Социальное партнерство в общественных отношениях – это новое явление рыночного общества, активно утверждающе­еся с 50-60-х годов XX в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.