Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление и развитие советской исторической науки в 1917-1945 гг




Развитие историографии истории зарубежных стран в СССР

План:

1. Становление и развитие советской исторической науки в 1917-1945 гг.

2. Основные направления исследовательской работы историков в межвоенный период.

3. Условия развития историографии во второй половине XX века.

4. Исторические учреждения, архивы и периодика.

5. Проблемы методологии и исследования по истории исторической науки.

6. Исследовательская работа преподавателей исторического факультета НТГПИ-СГИ НТГСПА (самостоятельное изучение на основе статей в Ученых записках НТГПИ)

Литература:

· Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М.,1977. С.387-432.

· Статьи из журналов: Новая и новейшая история.1986.№4.С.67-78;№5.С147-153;1988.№4; 1991.№5; 1990.№6; Вопросы истории. 1988.№3

· Всеобщая история. Дискуссии, новые подходы. Вып. 1-2. М., 1989.

· Севостьянов Г.Н., Чубарьян А.О. Проблемы новой и новейшей истории на 16 Международном конгрессе исторических наук в Штутгарте. //ННИ.№2.1986.

· Тихвинский С.Л. XVII Международный конгресс исторических наук в Мадриде // ННИ.№2.С.3-18

· Ученые записки НТГПИ. Гуманитарные науки. Вып.2.Н.Тагил, 2001.

Основные понятия и ведущие идеи:

Н.И.Кареев, Д.М.Петрушевский, Е.В.Тарле.. М.Н.Покровский.. Вульгарный социологизм. Коммунистическая Академия. РАНИОН. Институт Красной Профессуры. Общество историков-марксистов. «Буржуазные историки Запада в СССР». «Академическое» дело. «История общественных формаций». Н.М.Лукин. «О преподавании гражданской истории в школах СССР(1934). А.М.Панкратова. Постановление ЦК КПСС «О журнале «Вопросы истории». «Дело Некрича». ИМЛ. ИИ СССР. ИВИ. ИМЭМО. ИМРД. ИВИ. ИЭ МСС. ИСКАН. ИЛА. ИНИОН. ИВАН. ИсиБ. ИНАА. АВП РФ. ЦГАОР. ЦГИА. РЦХИДНИ. ЦГВИА. ЦГАВМФ. РГБ. РНБ. ИБ. Всесоюзное совещание историков. Сектор методологии истории. «Историческая наука и некоторые проблемы современности». «Методологические и историографические вопросы исторической науки». М.Я.Гефтер, А.Я.Гуревич, Б.Ф.Поршнев. М.А.Барг. И.Д.Ковальченко. Б.Г.Могильницкий. И.С.Галкин. Л.П.Репина.

Победа в России в октябре 1917 г. революции, выступавшей под демократическими лозунгами, и приход к власти партии большевиков определили в дальнейшем переход к монопольному господству марксистско-ленинской методологии.

В 1920-е годы еще не произошло полной унификации истории марксистской теорией. Продолжали трудиться крупные представители дореволюционной историографии: Н.И.Кареев, Д.М.Петрушевский, Е.В.Тарле и др., труды которых выходили за рамки официальной идеологии.

Теоретико-методологический и идейный плюрализм прекратил свое существование после 1929 г., когда официальный руководитель исторической науки М.Н.Покровский объявил об окончании «периода мирного сожительства» с учеными дореволюционной школы, началась чистка в Академии наук, вылившаяся в «академическое дело» С.Ф.Платонова в 1929-1931 гг.

Самое пристальное внимание начинает уделяться пропаганде теории марксизма-ленинизма, организации новых научных центров. Возможность подготовки кадров в сфере общественных наук после Октября в течение длительного времени была предоставлена членам партии и тем, кто считался к ним близким и рассматривался как «попутчик».

Определены как главные следующие темы исследований: марксизм и утопический социализм, история революций на Западе в новое время, международных отношений в новое и новейшее время и отчасти история международного рабочего и социалистического движения.

25 июня 1918 г. образована Социалистическая (с 1923 – Коммунистическая) Академия. В ней с 1919 г. формировались особые кабинеты: по истории социализма, 2 и 3 Интернационалов, внешней политики, - перед которыми была поставлена задача изучения важнейших проблем новой и новейшей истории.

В 1921 г. создан Институт Маркса и Энгельса и началась подготовка издания полного собрания их сочинений. В 1923 г. образован Институт Ленина, а в 1924 г. принято решение об издании собрания сочинений. В 1931 г. сформирован Институт Маркса-Энгельса-Ленина при ЦК ВКП(б). Им готовились многочисленные тома «Архива Маркса и Энгельса», «Ленинских сборников».

В 1921 г. для подготовки новых кадров образован Институт Красной профессуры, который был дополнен курсами марксизма при Ком.Академии в 1923 г.

В 1922 г. образована Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН) в составе которой действовал Институт истории, в 1929 г. введенный в состав Ком. Академии.

В 1924 г. образован Институт мирового хозяйства и мировой политики во главе с деятелем Коминтерна Е.В.Варгой. С 1926 г. он начал издавать журнал «Мировое хозяйство и мировая политика». По указанию Ленина началась публикация секретных архивов царского и временного правительств, особенно много в журнале «Красный архив».

В 1925 г. создано Общество историков-марксистов, которое издавало журналы «Историк-марксист» (с 1926) и «Борьба классов» (с 1929). При ВУЗАх образованы факультеты общественных наук (ФОНы). Общество историков-марксистов включало в себя единую секцию истории Запада, а в 1929 г. она была разделена на секцию промышленного капитализма и истории империализма. Общество организовало творческие дискуссии по проблемам методологии и истории исторической науки. Большой резонанс имела Первая Всесоюзная конференция историков-марксистов, проходившая в декабре 1928-январе 1929 гг.. Среди шести секций работала и секция истории Западной Европы.

С 1928 г. советские историки включились в работу Международной ассоциации историков и принимают участие в 6 (1928, Осло) и 7 (1933, Варшава) Международных конгрессах исторических наук. На нем советские делегаты (В.П.Волгин, Н.М.Лукин, П.Ф.Преображенский) выступили с докладами по тематике новой истории.

18 декабря 1930 г. на открытом заседании методологической секции Общества историков марксистов прошла дискуссия на тему «Буржуазные историки Запада в СССР». Позднее такая дискуссия прошла в Ленинграде на объединенном заседании Института истории при ЛОКА (Лен. Отд.. Академии) и отделения Общества историков-марксистов, которая своим острием была направлена против Е.В.Тарле, обвиняемого с развертывании программы реставрации русской буржуазии.

В феврале 1931 г. завершилась политическая чистка в Академии наук (шла более года). Это так называемое «дело академика С.Ф.Платонова» или «академическое» дело.

На процессе Промпартии (ноябрь-декабрь 1930) фигурировало имя академика Е.В.Тарле. Главные доклады в дискуссиях (в Москве - Н.М.Лукина, в Лениграде – Г.О.Зайделя) были явно политизированы. Историков дореволюционной школы, оставшихся в СССР и их учеников заставляли каяться и публично признавать свои ошибки.

Нужны были не дискуссии, а аксиомы. Это в самой жесткой форме было выражено в письме Сталина в журнал «Пролетарская революция» в октябре 1931 г., которое стало рубежом в развитии всей исторической науки в СССР. Секретарь Общества историков-марксистов Х.Г.Лурье заявила, что до появления письма Сталина историки вообще не имели методологии и не знали, что такое теория и практика.

Значительное влияние на положение в исторической науке и преподавание истории оказала позиция директора Ком. Академии М.Н.Покровского, который был фактически «вождем исторического фронта». Еще в 1920- е годы Покровский свел содержание школьного и вузовского курсов истории к преподаванию обществоведения, где центральное место занимал процесс смены общественно-экономических формаций на уровне вульгарного социологизирования. Покровский так и не смог преодолеть «экономический материализм», социологизм и схематизм. Абсолютизируя внимание на изучении классовой борьбы, он выхолащивал из истории вопросы материальной и духовной культуры, вклад крупных политических деятелей, полководцев, дипломатов, лишал историю страны патриотического содержания, нигилистически относясь к традициям русского народа.

Ситуация начала меняться под воздействием Сталина после смерти Покровского в 1932 г. В 1934 г. вышло постановление СНК и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР». Согласно постановлению восстанавливалось историческое образование в ВУЗах (ранее там читался курс «История общественных формаций» и существовали только МИФЛИ и ЛИФЛИ), сначала в 3, потом в 13-ти; определялись основные линии учебников школ и вузов, программ по истории; намечалась программа создания учебников. Перед Институтом истории и созданным в 1932 г. сектором новой истории была поставлена основная задача – написание школьного учебника по новой истории. Коллектив под руководством академика Н.М.Лукина к концу 1935 г. выпустил макет учебника. Все более прочное место в планах работы секторов Института истории стали занимать монографии.

Однако учебники для школ и вузов были практически изданы только после публикации в 1937 г. «Краткого курса истории ВКП(б)», ставшего их методологической основой. Таким образом, несколько поколений советских людей были лишены настоящего исторического образования, что нанесло мощный удар по самосознанию всей нации.

Решением ЦК ВКП(б) и СНК от 8 февраля 1936 г. Ком. Академия была ликвидирована, а ее учреждения переданы в Институт истории Академии наук СССР. Первым его директором был специалист по истории нового времени Н.М.Лукин, а его заместителем – зав. сектором новой истории академик В.П.Волгин. Институт издавал с 1937 по 1945 г. «Исторический журнал» (с 1945 – Вопросы истории).

Институт Красной профессуры, работавший с 1921 по 1936 год к 1931 г. подготовил более 100 квалифицированных историков (среди них И.И.Минц, М.В.Нечкина).

«Большой террор» 1937-1938 гг. тяжело сказался на судьбе историков. В тяжелом положении оказалась Академия наук и высшие учебные заведения. Например, фактически произошло разрушение кафедры новой и новейшей истории МГУ и полная смена ее состава.

В конце 1930-х годов основное внимание направлено на подготовку учебников для высшей и средней школы. В 1939 г. вышел учебник по новой истории для вузов и средних школ под редакцией Е.В.Тарле, А.В.Ефимова.; в 1940 г. появился учебник по новой истории колониальных и зависимых стран, несколькими годами ранее опубликованы сборники документов по новой истории, предназначенные для студентов.

2. Основные направления исследовательской работы историков в межвоенный период.

 

Буржуазные революции XVII-XIX веков и Парижская Коммуна.

Если на первых порах хронологические рамки новой истории по-прежнему начинались 16 веком, то, в конечном счете, возобладала общая линия исследования от английской буржуазной революции через Великую французскую революцию конца 18 в., буржуазно-демократические революции 1848-1849 гг. к Парижской Коммуне 1871 г.

Изучение важнейших проблем английской революции, особенно активизировавшееся со второй пол. 30-х гг., способствовало созданию коллективного труда в 2-х томах «Английская буржуазная революция 17 века». Он в значительной степени был подготовлен еще накануне войны и должен был составить часть многотомной «Всемирной истории», но увидел свет под ред. академика Е.А.Косминского и др. только в 1954 г.

Особое внимание уделялось изучению французской революции. Заметный вклад в изучение якобинства внесен Н.М.Лукиным (1885-1940). Однако сама концепция якобинизма, базировавшаяся у Лукина на ленинских оценках, в дальнейшем приобретает все более и более зримые черты апологии и поддержки террора как системы власти, четко «вписавшейся» в повседневную практику советской партократической диктатуры, начавшей формироваться при Ленине и пышно расцветшей в годы массовых репрессий.

Проблемы термидорианского переворота изучались П.П.Щеголевым (1903-1936) и К.П.Добролюбским (1885-1953), народные движения жерминаля и прериаля изучал Е.В.Тарле (1874-1955), который с 1923 г. получил возможность работать в иностранных архивах.

В 1941 г. вышел обобщающий труд «Французская буржуазная революция 1789-1794» под ред. В.П.Волгина и Е.В.Тарле, в котором отразились результаты работы историков школы Н.М.Лукина. Сам Лукин был репрессирован. Обобщающие работы по историографии революции принадлежат Н.И.Карееву (1850-1931), они не потеряли свое значение и сегодня.

В начале 1930-х годов появились публикации А.И.Молока (1898-1977) по революциям сер. 19 века в Европе, Молока и Лукина по Парижской Коммуне.

 

Промышленный переворот в странах Западной Европы и США.

Во второй половине 1920-х гг. появились исследования Е.В.Тарле и Ф.В.Потемкина по развитию промышленности и рабочего класса во Франции в 10-30-е годы 19 века. Капиталистическая трансформация английской деревни нашла отражение в работах В.М.Лавровского. В 1934 была опубликована монография А.В.Ефимова, посвященная этапам формирования и развития капитализма в США.

 

Рабочее и социалистическое движение в странах Западной Европы и США в период перерастания свободного капитализма в монополистический.

В 1930 г. издана монография Г.С.Зайделя по истории 2-го Интернационала, где особый акцент сделан на изучении роли К.Каутского и Ф.Энгельса в создании этой организации.

Первым исследователем рабочего и социалистического движения в Германии стал Н.М.Лукин (Очерки по новейшей истории германии. 1890-1914 гг. Л.-М., 1925). Изучение истории германской социал-демократии было тесно связано с их контактами с партией русских большевиков. Поэтому тема вскоре оказалась под запретом.

В 1928-29 гг. для слушателей Института Красной Профессуры и аспирантов Института истории РАНИОН был создан семинар Н.М.Лукина. Результатом его деятельности стал сборник «Социалистическое движение во Франции» (1934). Потом появились монографии учеников Лукина: В.М.Далина, Т.В.Милицыной, С.С.Бантке.

 

Изучение западноевропейского утопического социализма.

Организатором исследований в этом направлении стал крупнейший историк нового времени В.П.Волгин (1879-1962). Под руководством профессора Р.Ю.Виппера он начал изучать историю Ж.Мелье. В 20-30-е годы он публикует несколько изданий «Очерков по истории социализма», затем университетский курс лекций «история социалистических идей». Ему принадлежала инициатива публикации нескольких серий трудов социалистов-утопистов с авторскими (Волгина) вводными статьями.

 

Исследование международных отношений в новое время.

К публикации тематических сборников содержащих документы периода Первой мировой войны или ее кануна, приступил Центрархив, заведующим котрого стал М.Н.Покровский, а еще ранее Народный комиссариат иностранных дел. В 1922 г. при Центрархиве начал выходить журнал «Красный архив», печатавший материалы по международным отношениям нового времени. С 1931 г. начинает выходить многотомная публикация «Международные отношения в эпоху империализма. Документы из архивов царского и Временного правительства. 1878-1917. Сер.3-я. 1914-1917. М., 1931-1938.».

Большую организаторскую роль сыграл М.Н.Покровский. Его тезисы: основной виновник войны – русский империализм, Антанта; в соответствии со схемой «торгового капитализма» придавал большое значение борьбе за торговые пути (для России – Босфор и Дарданеллы).

Е.В.Тарле, наоборот, главную вину в развязывании войны отводил Германии. Причина вступления России в войну – «в психологическом состоянии правительственной организации».

В 1928 г. вышла монография С.Д.Сказкина по истории отношений Германии, России и Австро-Венгрии. Прослежена связь внутренней и внешней политики.

В последние годы перед отечественной войной внимание к проблемам Первой мировой войны усилилось. Появились многие документальные публикации.

Большую роль в разоблачении антиисторических и реакционных «теорий» сыграл сборник «Против фашистской фальсификации истории», вышедший в 1939 г. под ред. Ф.И.Нотовича.

Е.В.Тарле создал ряд блестящих произведений по Отечественной войне 1812 года: «Наполеон» (1936), «Нашествие Наполеона на Россию» (1938), «Крымская война» (1941-1943).

Итог достижений советской историографии в области изучения проблем международных отношений нового времени был подведен в 2-х томах «Истории дипломатии» (1941-1945), изданной под ред В.П.Потемкина в серии «библиотека внешней политики». Освещен период с 16 века до 1919 г. В Институте истории началась подготовка многотомника «Всемирная история».

Изучение новейшей истории.

Сначала выходили работы публицистического характера. В первой пол. 1930-х гг. было предпринято издание основных решений Коминтерна за 13 первых лет его существования.

Появились критические работы по истории 2-го Интернационала. Догматическое положение о том, что социал-демократия объективно является умеренным крылом фашизма, а также имевшее хождение в те годы определение «социал-фашизм» еще в большей степени искажали проблему.

Ряд исследований был посвящен анализу воздействия Октября на страны Европы. Несколько работ вышло по истории революционных событий в германии 1918-1919 и 1923 гг.

А.В.Лепешинская исследовала причины и ход английской всеобщей забастовки 1926 г., А.И.Шнеерсон – экономику Франции в новейшее время и образование народного фронта в 1936 г., рабочее движение в США и политику монополистического капитала, новый курс Ф.Д.Рузвельта изучал В.И.Лан (1902-1990), экономические аспекты нового курса С.А.Далин, который ошибочно полагал, что этот курс потерпел крах.

Особое место занимало изучение истории фашизма в Италии и Германии. Несколько книг об итальянском фашизме издано Г.Б.Сандомирским, под ред. Е.Варги вышел сборник «Германский фашизм у власти» (1934), проблема взаимоотношений средних слоев с фашизмом в годы диктатуры рассматривалась в работе А.Н.Сидорова (1936), вопросы истории и теории империализма исследовал М.П.Павлович (Вельтман), вопросы международных отношений новейшего времени стали предметом рассмотрения Л.Н.Иванова (1903-1957). В 1945 г. вышел третий том «Истории дипломатии», где проанализированы, в том числе и международные отношения 1930-х годов.

Создав ряд крупных монографических и коллективных трудов, учебников и учебных пособий, советская историография 30-40-х годов, находившаяся в жесточайших шорах сталинизма, не избежавшая массовых репрессий, лишенная возможности доступа ко многим архивным материалам и общения со своими зарубежными коллегами, тем не менее, подготовила почву для дальнейших поисков в познании новой и новейшей истории стран Европы и Америки, создав тем самым предпосылки для появления фундаментальных трудов следующих поколений ученых-специалистов в этой отрасли исторической науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.