Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все органы государственной власти составляют единую систему государственной власти




Орган государственной власти обладает определенным объемом полномочий.

Органам государственной власти присущи соответствующие признаки.

1. Все органы государственной власти создаются на основе Конституции и принятыми в соответствие с ней нормативно-правовыми актами. Так, в Конституции Республики Беларусь предусмотрено создание Конституционного Суда.

Создание государственного органа и определение его властных полномочий — по существу два взаимосвязанных процесса. Хотя надо иметь в виду, что и после создания органа государственной власти его полномочия могут изменяться: он может быть наделен дополнительными полномочиями, некоторые полномочия могут быть переданы другому субъекту власти и т.п.

У каждого органа государственной власти свой предмет ведения, свой объем полномочий, своя структура.

Реализуют свои полномочия органы государственной власти путем издания (принятия) правовых актов. Очень важно в этой связи, чтобы компетенция каждого органа государственной власти была четко определена.

Компетенция гос.органа – это совокупность его полномочий.

Полномочия могут быть установлены в Конституции РБ, законах, указах, актах Правительства и других нормативных правовых актах. Решение вопроса о том, каким актом будут определяться полномочия гос. органа, зависит от компетенции органа государственной власти на создание иных государственных органов и определение их полномочий.

3. Каждый орган государственной власти реализует свои полномочия в присущих ему формах с использованием тех методов, которые определены нормативными актами. Например, основная форма работы палат Парламента является сессия. Палаты реализуют свои полномочия на совместных заседаниях депутатов (членов) палат.

Конституция Респ. Бел. Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательную власть осуществляет Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, которое состоит из 2-х палат: Палаты представителей и Совета Республики.

Наряду с Парламентом законодательную деятельность осуществляет и Президент Республики Беларусь, который по Конституции имеет право издавать декреты (ст. 101).

Статья 101. Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Законы и декреты обладают высшей после Конституции, конституционных законов, ратифицированных международных договоров юридической силой, т.е. все остальные правовые акты должны им соответствовать.

Органы исполнительной власти исполняют либо организуют исполнение законодательных актов (кодексы, законов, декретов), решений вышестоящих по отношению к ним государственных органов и сами осуществляют распорядительную по отношению к нижестоящим органам деятельность путем издания обязательных для исполнения правовых актов.

Органы исполнительной власти можно классифицировать по масштабу деятельности на:

- республиканские: Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — является центральным органом исп.власти; министерства, государственные комитеты Республики Беларусь

- местные: исполнительные комитеты, местные администрации.

По характеру полномочий органы исполнительной власти можно классифицировать на органы:

- общей компетенции, т.е. ведающие многими отраслями (Правительство, исполнительные комитеты),

- специальной компетенции, т.е. ведающие отдельными отраслями деятельности (министерства, государственные комитеты). Эти органы, в свою очередь, подразделяются на отраслевые (ведают отдельной отраслью управления) и межотраслевые (осуществляют межотраслевое управление, например, государственные комитеты).

Для органов исполнительной власти характерны:

- принцип единоначалия;

- формирование их не путем выборов, а вышестоящими властными структурами.

Порядок формирования Совета Министров Республики Беларусь

Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей Национального собрания.

Заместители Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов назначаются Президентом.

Судебная власть в Беларуси осуществляется системой судов, которая строится на принципах территориальности и специализации:

- Конституционный Суд. После проведенного в ноябре 1996 года референдума в главу 6 "Суд" Конституции,

- общие суды во главе с Верховным Судом. К общим судам относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды.

- хозяйственные суды (хозяйственные суды областей, города Минска) во главе с Высшим Хозяйственным Судом. Это и есть арбитражные суды.

Конституцией установлен запрет на образование чрезвычайных судов.

Правовое регулирование судебной системы Республики Беларусь обеспечивается Кодексом о судоустройстве и статусе судей в Республики Беларусь!!!

В этой системе органов гос.власти Президент Республики Беларусь занимает особое место.

Президент Республики Беларусь является Главой государства, непосредственно не входит ни в одну из ветвей власти, но обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Особое место в системе органов государственной власти занимает Прокуратура Республики Беларусь, которая осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов декретов, указов и иных нормативных актов. Ее деятельность направлена на обеспечение верховенства права, укрепление законности в деле обеспечения прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.

Орган государственной власти делятся на:

1) - коллегиальные: Правительство, Парламент;

- единоначальные, т.е. представленным в одном лице. К ним относятся, например, Президент Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и др.

2) законодат., исполнит., судебные, представительные: Парламент (ст. 90), Президент, местные Советы депутатов;

3) центральные и местные (подчиняются центаральным).

 

Принципы организации и деятельности государственного аппарата в Республике Беларусь.

1. Принцип разделения властей (ст. 6);

2. Единство системы органов государственной власти;

3. Принцип законности;

4. Сочетаемости выборности и назначаемости;

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос.власти;

6. Участие граждан в формировании (через выборы) и деятельности органов гос.власти (ст. 37, 38);

7. Равный доступ граждан к любым должностям в гос.органах (ст. 39).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.