Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое применение модели активного обучения




Продемонстрировать вышеизложенный материал можно на при­мере сочинения «Использование модели активного обучения для разработки курса «Экономическая теория» студентки 5 курса отделе­ния «Экономическая теория» Лысаковской А. С.

Разрабатывать курс «Экономическая теория», который читается на экономическом факультете, на первом курсе, необходимо с учетом следующих трех параметров:

• учебной программы, разработанной Министерством образова­ния и рабочей программы преподавателя;

• индивидуальных особенностей преподавателя;

• уровня подготовки, особенностей психического и умственного
развития студентов начальных курсов.

Принимая во внимание то, что предмет «Экономическая теория» является фактически первым специальным предметом у студентов, которые только что поступили в университет, то на преподавателя ложится огромная ответственность за то, чтобы правильно сориенти­ровать студентов, сформировать интерес к экономической науке в целом и заложить тот стержень, на который будут крепиться приоб­ретаемые в дальнейшем знания студентов. После того, как студенты прослушают курс, они должны будут:

1) усвоить основные категории и законы экономической теории,
что позволит им 15 дальнейшем самостоятельно оперировать данными
понятиями для анализа более сложных экономических явлений и со­бытий.

2) получить общее представление о закономерностях поведения
хозяйствующих субъектов в рыночной системе экономических от­
ношений. Очень важно, чтобы полученные знания в данной области не просто усваивались параллельно со знанием экономических реа­лий, а как можно чаше пересекались. Ежедневно сталкиваясь с пове­дением различных хозяйствующих агентов, а также делая свой неод­нократный экономический выбор, студенты смогут, с одной стороны, базировать свое практическое понимание жизни на теоретической основе, с другой - критически оценивать подаваемый материал,

3) получить представление о методах анализа и способах реше­ния экономических проблем. Очевидно, что без знания категориаль­ного аппарата науки, ее теоретических и методологических основ невозможно сформировать высококлассного специалиста. Обучить студентов решать типовые и уже известные в науке и практике зада­чи, но не дать ему инструментов анализа и методов исследования - значит сделать его «безоружным» перед «вызовами» экономической действительности.

По известному выражению Джоан Робинсон, экономическая тео­рия - это «ящик с инструментами». Иметь доступ к такому ящику — необходимое, но недостаточное условие для успешного решения прак­тических хозяйственных задач. И все же, на мой взгляд, ключевая роль в этом процессе принадлежит выбору методики преподавания.

Таким образом, преподаватель «Экономической теории» может ставить своей целью достижение студентами прочных знаний.

Приобретение знаний Приобретение навыков

Рис. 8.5. Континуум целей курса

Однако нельзя забывать о том, что без эффективного взаимодей­ствия с аудиторией невозможно достигнуть поставленных целей. Мой тип личности - интровертный, сенсорный, рациональный, ста­тичный - во многом подходит к проведению данного курса. Такие ха­рактеристики как чувство ответственности, серьезность, спокойствие и трудолюбие позволяют хорошо выполнять любую работу, и тем более преподавательскую. Методичность поможет выстроить логику данного курса. Способность людей моего типа убедительно обосновать свои взгляды, утверждения позволит привлечь внимание студентов не к по­верхностному восприятию материала, а к тому, что каждое понятие и явление имеет свою внутреннюю логику и требует понимания его су­ти характеристик.

На мой взгляд, материал, предлагаемый студентам на лекции, не­обходимо представлять в проблемном виде. Например, начать лек­цию с примера из экономической реальности, сформулировать во­просы, которые студенты, наверняка, задают себе сами. Во время занятия постоянно приглашать аудиторию к диалогу. Если верить приведенным в тексте характеристикам моего характера, то можно дать такое описание: «Говорит то, что думает, и думает о том, что говорит». Никогда не забывайте, что аудиторию невозможно обма­нуть. Удачным приемом активизации внимания студентов можно считать ситуацию, когда преподаватель выскажет свой взгляд на ка­кую-либо проблему и, тем более, если его взгляд противоречит мне­нию студента. По-моему, аудитория с большим удовольствием вос­принимает вопросы типа: «Как вы думаете, что из той или иной тео­рии применимо на практике, а что имеет большое теоретическое зна­чение, и почему?» или «Я думаю, что вчерашние события, произо­шедшие с компанией «N» как нельзя лучше подтверждают данную зависимость».

Однако осторожность и приверженность традициям в моем характе­ре не позволят при обсуждении забыть о таких принципах проведения лекции как научность, аргументированность и доказательность. Что же касается проведения семинаров, то такие формы проведения занятий как деловая игра, дискуссии моделирование и многое другое могут исполь­зоваться на протяжении всего курса «Экономическая теория». Отмечен­ные способности придерживаться системы и порядка, а также терпимо относится к тем, кто не разделяет моего мнения, позволят раскрепостить студентов, дать возможность творчески мыслить. С другой стороны, умение подвести логический итог (избегал, конечно, таких бесполезных фраз как; есть такое мнение, есть другое, а истина где-то посередине), привести все обсужденное в систему, а также тщательно проконтро­лировать корректность ответов и высказываний студентов - все это должно помочь закрепить знания студентов.

Хочется согласиться с создателями теста в отношении такой моей черты как способность оставаться внешне спокойной в трудную ми­нуту. Преподаватель должен нести с собой в аудиторию хорошее на­строение и добрый взгляд. В дополнение к этому еще хочется отме­тить, что при взаимодействии с аудиторией необходимо всегда пом­нить о том, что студент - это личность, со своим характером, чувст­вом собственного достоинства, своим взглядом на происходящие события и индивидуальными способностями к восприятию материала. Таким образом, континуум взаимодействия с аудиторией можно представить в следующем виде:

Ограниченное Расширенное

Рис. 8.6. Континуум взаимодействия с аудиторией

Если перейти к континууму опыта студентов и к степени сложно­сти предлагаемых им вопросов, то я думаю, что вопросы должны за­даваться и сложные, и простые. Учитывая то, что студенты только что поступили в университет, то их уровень опыта можно оценить как низкий, так как они еще не владеют в полной мере понятийным аппаратом, экономическими моделями и методами экономического анализа.

Низкий Высокий

Рис. 8. 7. Континуум опыта студентов

Студенты должны знать, какие вопросы обязательны для всех (наиболее простые), а какие требуют дополнительных знаний, твор­ческого мышления, определенных исследовательских навыков. На мой взгляд, нужно постараться установить психологический контакт с каждым студентом, чтобы знать, какие индивидуальные стимулы к активизации мыслительной деятельности необходимо применить. Если вспомнить, что аудитория, изучающая данный курс, является профильной, то сложные, проблемные вопросы - неотъемлемый эле­мент процесса обучения. Грамотно, интересно сформулированный во­прос - значит поспособствовать расширению взглядов студента на многогранность, глубину изучаемого предмета в частности и всей эко­номической жизни в целом. Пусть не каждый вопрос найдет ответ у студента сейчас, но сможет вызвать интерес к какой-либо самостоя­тельной работе. То есть сложный вопрос - это не вопрос, который ста­вит студента в тупик, а тот, который требует построения логических цепочек, анализа и т. д. Не страшно, что возложенные на студентов надежды могут не оправдаться, гораздо хуже, если я как преподава­тель недооценю их опыт, знания и умственные способности.

Для проведения занятий со студентами первого курса экономиче­ского факультета при изучении курса «Экономическая теория» мож­но использовать следующие методы активного обучения: занятия в форме соревнований и игр, занятия с элементами самооценки и взаи­мооценки; исследовательские задачи; работа в малых группах с ис­пользованием методик «Анкета 5 из 25» и др.; «Метаплан» и т. д.

Простые задания Сложные задания

Рис. 8.8. Континуум методов активного обучения

Подводя итоги моего сочинения, мне хотелось бы сказать, что ес­ли бы у меня была возможность преподавать курс «Экономическая теория», то мои личностные характеристики позволили бы эффек­тивно достигать поставленных целей в обучении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.