Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сила воздействия




Организационная культура может быть сильной или слабой. В организациях с сильной культурой работники сохраняют вер­ность идеям и ценностям компании даже в период кризисных потрясений, а в организациях со слабой культурой нор­мативы и ценностные ориентиры воспринимаются лишь как ре­комендации и часто игнорируются. Это делает организацию трудноуправляемой и в значительной мере ненадежной.

 

Функции организационной культуры

Во-первых, организационная культура позволяет работни­кам идентифицировать себя как некое целостное образова­ние. Она делает возможным достижение общих целей и задач на основе единых и общепризнанных принципов деятельности.

Во-вторых, организационная культура образует между ра­ботниками своеобразные мостики, цепочки взаимопонима­ния: единые взгляды и интересы. Именно в рамках организа­ционной культуры формируется чувство причастности к общему делу.

В-третьих, организационная культура определяет для всех работников ценности и правила поведения в организации.

Во многих зарубежных фирмах (особенно в странах с низ­коконтекстуальной культурой) базовые ценности и правила поведения часто оформляются в виде специального доку­мента. Его обычно называют кодексом корпоративного по­ведения.

Роль письменного кодекса в высококонтекстуальных культурах обычно исполняет устный рассказ о том, "как у нас это принято де­лать". Обычно такую роль с молчаливого согласия руководителей берут на себя наиболее опытные и проверен­ные менеджеры низшего звена управления.

В-четвертых, организационная культура определяет, как сотрудники организации относятся к окружающей их дей­ствительности, насколько организация готова и способна к изменениям.

Таким образом, сильная корпоративная культура всегда характеризуется стремлением к новшествам, поощряет нова­ции. Обычно подобная культура стремится сохранить гиб­кость в организационной структуре фирмы, свободный обмен информацией и неформальный, творческий характер отноше­ний между работниками.

В-пятых, деловая культура организации показывает пути и средства, используя которые ее работники могут реализовать свой потенциал, добиться признания, продвинуться по карьерной лестнице.

Общепризнанным является, что корпоративная культура всегда носит отпечаток личности первого руководителя.

В зависимости от системы ценностей одни организации делают акцент на выстраивании личных отношений, стремясь превратить компанию в своего рода образец социального партнерства. В других организациях первоочередной акцент ставится на объективные критерии (профессионализм, конеч­ные результаты и т.п.), на достижение которых должны ориентироваться работники.

В-шестых, базовые ценности обычно устана­вливаются основателями компании в первые годы ее суще­ствования.

В-седьмых, организационная культура не только устанав­ливает формальные нормы поведения, но и вырабатывает не­формальные обряды и ритуалы, регулирующие повседневную жизнь. Такие обряды обычно служат укреплению связей между сотрудниками.

Характерным ритуалом в России (и большинстве стран СНГ), например, является обряд "прописки" нового сотруд­ника в коллективе, когда с первой зарплаты он (она) обычно устраивает угощение сослуживцам. Интересно, что в США, напротив, для того, чтобы отметить первый месяц работы нового сотрудника на фирме, менеджер и сослуживцы при­глашают его на ланч, ужин или барбекю (пикник на природе с закуской, которая готовится на гриле). Несмотря на противоположное распределение ролей, в обеих странах обряд преследует одни и те же цели — создание дружелюбной, товарищеской атмосферы, способствующей укреплению деловой культуры компании.

Значение ритуалов и знаков отличия для создания сильной и динамичной организационной культуры не стоит при­уменьшать (церковь, армия).

Соответствующие церемонии могут организовываться, что­бы отметить годовщины компании, вручить награды героям, организовать посвящение новеньких в корпоративную куль­туру. Для укрепления корпоративного духа часто используется совместное участие сотрудников в спортивных соревнованиях, совместный выезд на отдых, совместная учеба и т.п.

Наконец, в-восьмых, важнейшим фактором, определяю­щим характер организационной культуры и способствующим сохранению ценностей культуры бизнеса, является налажива­ние эффективного обмена информацией.

Эффективный обмен инфор­мацией - это характер и передача информации со скоростью и доступностью, которые соответствуют целям, профилю деятельности и ценностям организационной культу­ры компании.

Отсутствие ограничений на движение информации внутри ком­пании — важнейший показатель демократичности ее деловой куль­туры. Ограничение информации — свидетельство ее тоталитарно-бю­рократического характера.

В любой компании помимо официальных каналов распро­странения информации существуют неформальные каналы, по которым обычно идет интенсивный обмен между сотруд­никами, а также между сотрудниками и внешней средой. Речь идет об импровизированных чаепитиях, разговорах в курил­ках, на лестницах, по дороге домой и т.п. По этим каналам в форме доверительных рассказов, слухов, сплетен циркулирует много ценнейшей информации. При этом при прочих рав­ных, чем более тоталитарно построено управление компании, тем интенсивнее передается информация по неофициальным каналам.

Таким образом, культура организации в значительной мере предопределяет ее как внешнюю, так и внутреннюю структуру. Она охватывает самые разнообразные аспекты взаимодействия и отношений между работниками, затрагивает все уровни принятия управленческих решений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.