Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пищевая ценность продуктов животного происхождения

ХАРАКТЕРИСТИКА ПИЩЕВОЙ ЦЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ГРУПП ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Лекция начинается с объявления темы и цели занятия, учебных вопросов и рекомендуемой для самостоятельного изучения литературы.

Во введении преподаватель должен показать обучаемым, в какой об­ласти их дальнейшей трудовой деятельности они смогут использовать знания, полученные на данном занятии. Обязательно необходимо увязать материал данного занятия с дру­гими дисциплинами, изучаемыми на кафедре.

Контрольный опрос рекомендуется провести в устной форме по мате­риалу лекции № 7 с привлечением 10... 15% студентов.

Далее следует рассмотрение плановых вопросов лекции.

После объявления названия вопроса преподавателю следует в краткой форме сформулировать основные положения или понятия, которые студенты должны уяснить после рассмотрения данного вопроса. Для активизации мыс­лительной деятельности обучаемых рекомендуется постановку вопроса осу­ществлять в проблемной форме. В некоторых случаях можно проводить дис­куссионное обсуждение какого-либо этапа лекции.

Для усиления наглядности изучаемого вопроса следует использовать различные виды технических средств обучения.

Интерес к изучаемому вопросу значительно повышается, если препода­ватель приводит в лекции конкретные примеры, связанные с конкретными производствами пищевых продуктов.

По окончании рассмотрения каждого учебного вопроса следует подвес­ти итог или сделать конкретные выводы по изучаемому материалу.

Лекцию завершает заключение, в котором преподаватель подводит итоги по всему занятию.

 

Животные продукты являются источниками биологически ценных белков, насыщенных жиров, витаминов группы В и жирорастворимых витаминов, фосфора, усвояемого железа, но практически лишены углеводов (кроме многих молочных продуктов) и балластных веществ.

Молоко и молочные продукты. И. П. Павлов выделил среди различных сортов человеческой еды молоко как пищу, приготовленную самой природой и содержащую почти все необходимые организму пищевые вещества. В питании населения преимущественно используется коровье молоко.

Белки молока являются биологически ценными, в их состав входят все незаменимые аминокислоты в оптимальном соотношении. Основные протеины молока представлены казеинами. Они одинаково хорошо перевариваются в нативном и денатурированном видах. Однако в сыром молоке содержится белковая фракция, тормозящая активность трипсина. После денатурации этот эффект исчезает.

В сгущенном молоке может уменьшаться количество ассимилируемого лизина из-за взаимодействия его с редуцирующей группой лактозы.

Липидные компоненты молока состоят из тонко эмульгированных триглицеридов, уникальных по составу жирных кислот, а также из фосфолипидов, холестерина, витаминов А и D. Молочный жир начинает перевариваться уже в желудке.

Сметана и сливки в большей степени являются источниками липотропных липидов, чем сливочное масло (если учесть величину потребляемых порций — соответственно 100—200 и 10—15 г).

О Молочный сахар способствует усвоению кальция, благоприятно влияет на кишечную микрофлору. Однако в последнее время участилась непереносимость людьми молока из-за дефицита в пищеварительном тракте лактазы (Р-галактозидазы), вследствие чего потребление этого продукта вызывает боли в кишечнике, повышенное газообразование и т. д. Поэтому наряду с молоком в ассортимент любого предприятия общественного питания необходимо включать молочно-кислые продукты, поскольку в них содержится микробный фермент, восполняющий его недостаток у людей. Витамины молока включают A, D, а также существенные количества лактофлавина, меньше тиамина и аскорбиновой кислоты. Кисло-молочные продукты обогащены и витамином В12, синтезируемым микроорганизмами, входящими в состав заквасок.

Минеральные вещества молока, творога, сыров — это в основном кальций и фосфор, которые содержатся в благоприятном соотношении 1:0,75 (что способствует лучшей ассимиляции первого нутриента).

Молоко бедно железом и магнием. Сыры содержат много натрия и потому их следует ограничивать в рационах людей, нуждающихся в снижении количества этого катиона.

Молочно-кислые продукты благодаря микрофлоре и молочной кислоте благоприятно влияют на функции органов пищеварительного тракта и противодействуют развитию гнилостных процессов в толстой кишке.

Энергетическая ценность молока и молочно-кислых продуктов невелика, особенно маложирных; однако питательная роль их велика благодаря наличию перечисленных выше ценных пищевых веществ.

При созревании сыров под влиянием микрофлоры несколько понижается биологическая ценность белков вследствие разрушения части незаменимых аминокислот. В этих продуктах образуются низшие жирные кислоты, альдегиды, кетоны, горькие пептиды, небольшие количества аммиака, амины и др. Эти вещества являются раздражителями нервной системы, желудочно-кишечного тракта. Сыры богаты холестерином. Ценным продуктом является пахта, она несколько богаче по сравнению с молоком белками, беднее жирами, содержит примерно столько же кальция в благоприятном соотношении с фосфором и больше холина.

В молоке и молочных продуктах практически отсутствуют пуриновые основания, поэтому эти продукты важны для питания пожилых людей, а также в соответствующих лечебных диетах.

Таким образом, молочные продукты имеют высокую биологическую ценность и особенности состава, которые следует учитывать при включении каждого из них в рационы разных групп населения. Мясные и рыбные продукты. Эти продукты в основном являются источниками биологически ценных белков, а также витаминов группы В, усвояемого железа, других микроэлементов.

Белки составляют значительную долю пищевых веществ в мясе, в среднем — 20 %. Наибольшей биологической ценностью обладают протеины мяса скота I категории, некоторые субпродукты, мясо птицы, рыбы, нерыбных продуктов моря.

В мясе II категории, в вымени, рубце, легких много соединительно-тканных белков, бедных некоторыми незаменимыми аминокислотами. В мясе птиц таких белков меньше; их разваривание в рыбе происходит легче, чем в мясе скота.

С помощью препаратов протеаз можно вызвать разрыхление соединительно-тканных белков, их частичный гидролиз, благодаря чему улучшаются органолептические достоинства соответствующих блюд, и облегчается действие пищеварительных ферментов. После тепловой обработки мяса, рыбы ускоряется переваривание их белков. Однако при избыточной денатурации ата-куемость пищеварительными ферментами ухудшается.

Блюда из мяса вызывают более длительное чувство насыщения, чем рыбные, так как белки первых перевариваются медленнее.

Наличие в мясе жиров улучшает его органолептические качества, однако если этих пищевых веществ много, то уменьшается доля белков, что необходимо учесть при подборе их источников в суточном рационе. Так, свинина мясная содержит 14,6 % белков, а жирная — 11,4 %.

Высоким уровнем жиров отличается язык (примерно 16 %), они распределены между мышечными волокнами и поэтому не поддаются отделению от мышц. Это следует учитывать при использовании языка в диетпитании. Гуси и утки содержат больше жиров, чем куры и индейки, и меньше белков. Жиры животного происхождения являются источником холестерина; они практически лишены незаменимой линолевой кислоты. Вместе с тем некоторые субпродукты (печень, мозг) скота, а также жир рыб содержат высшие ПНЖК, содержащие 5 и 6 двойных связей. Эти кислоты оказывают защитное действие на организм.

Жиры наземных животных практически лишены ретинола и кальциферола; этими витаминами богат рыбий жир, а также печень и почки скота.

В состав мясных и рыбных продуктов входят существенные количества водорастворимых витаминов группы В.

Из минеральных веществ мясных продуктов наибольшее значение в питании имеет железо, которое входит в состав сложных органических соединений (миоглобин и др.), поэтому его усвояемость не зависит от наличия фитина, танина. Особенно богаты железом печень, почки, сердце, легкие, язык. Рыба беднее железом, чем мясо скота. В мясных и рыбных продуктах много фосфора и мало кальция. Морские рыбы и нерыбные продукты моря содержат Со, Cr, I и другие микроэлементы. Источники пуриновых оснований входят в состав экстрактивных веществ мяса и могут быть в значительной мере удалены из него путем извлечения в отвар (что рекомендуется для некоторых контингентов населения).

Из рыбы экстрактивные вещества легче переходят в отвар, чем из мяса, поэтому уха богаче ими, чем мясной бульон. Относительно богаты пуриновыми основаниями мясо телят, гусей, дичи, а также сельдь, сардины, шпроты. В мясных субпродуктах и икре рыб пуриновые основания входят в состав нуклеопротеинов клеточных ядер и потому не экстрагируются в отвар. В связи с этим такие продукты ограничивают в ряде лечебных диет и в рационах пожилых людей.

Некоторые нерыбные продукты моря содержат вещества, возбуждающие нервную систему, например трепанг, который называют морским жень-шенем. Морская капуста содержит вещества, которые обладают бактериостати-ческим действием.

Яйца1. Это один из самых ценных пищевых продуктов. Яйца содержат белки, в состав которых входят все незаменимые аминокислоты, фосфолипиды, холин, но и холестерин, а также ретинол, витамин D, витамины группы В (в том числе В12), усвояемое железо. В яйцах содержится мало кальция и много фосфора.

Белок и желток яйца резко различаются между собой по содержанию отдельных пищевых веществ.

Белок яйца составляет в среднем 58 % от массы целого яйца и является в основном источником протеинов. Они обладают более выраженным спецификединамическим действием по сравнению с белками других продуктов, что имеет значение для питания людей с ожирением. Благодаря отсутствию жира, холестерина, блюда из белка (без желтка) применяются в соответствующих лечебных рационах. В белке содержится рибофлавин. Вследствие значительного количества серосодержащих соединений в белке (из которых в кишечнике может образовываться H2S) некоторые люди не переносят эту часть яйца.

Желток составляет примерно 30 % всей массы яйца. Он богаче протеинами, чем белок. В желтке сконцентрированы все липиды яйца, витамины (в том числе A, D, Е, Bi, Be, холин), железо. При избыточном потреблении яиц липиды железа могут вызвать ускорение свертывания крови у лиц, склонных к образованию тромбов, а также повышение уровня холестерина в крови. У здоровых людей систематическое потребление яиц не вызывает изменения состава крови.

Желток богат нуклеиновыми кислотами, которые не извлекаются в раствор.

Скорлупа яиц состоит в основном из карбоната кальция, усвояемость которого низка.

Таким образом, различия в составе пищевых веществ белка и желтка необходимо учитывать при использовании их в питании разных людей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.