КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика валютного законодательства РФ
Лекция 8. Валютное законодательство. Вопросы: 1.Общая характеристика валютного законодательства РФ. 2.Правовые основы валютного регулирования и контроля.
Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих порядок осуществления международных расчетов, операций с валютными ценностями и контроля за соблюдением валютного законодательства. Валютное законодательство России состоит из трех блоков. Первый блок содержит специальные законодательные и правовые документы, посвященные валютному регулированию и валютному контролю. Базовым документом данного блока и валютного законодательства в целом является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступивший в силу 18 июня 2004 г. (далее Закон). Отдельные положения Закона (ч. 3 ст. 5, 12, абзац второй ч. 2 ст. 14) вступят в силу 18 июня 2005 г. Целью Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка России как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (ст. 2).
Согласно Закону основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются (ст. 3): 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов, и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных Законом (ст. 4). Международные договоры Российской Федерации применяются непосредственно за исключением случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом, применяются правила международного договора. Акты валютного законодательства РФ применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом или иными федеральными законами. К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу. Акты валютного законодательства, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.
Акты валютного законодательства, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Акты валютного законодательства подлежат официальному опубликованию. Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов. Закон состоит из 5 глав: • общие положения; • валютное регулирование; • репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки; • валютный контроль; • заключительные положения. На основании Закона и во исполнение этого Закона Банком России разрабатывается нормативно-правовая база по основным вопросам валютных правоотношений. К наиболее важным нормативным документам по отдельным направлениям валютного регулирования и контроля относятся следующие инструкции Банка России: • от 28 апреля 2004 г. № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц»; • от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»; • от 15 июля 2005 г. № 124-И «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями».
Второй блок валютного законодательства включают законодательные и нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, а также деятельность институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями, и институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля. К данному блоку относятся законы о Центральном банке Российской Федерации, о банках и банковской деятельности, о рынке ценных бумаг, об иностранных инвестициях. Третий блок валютного законодательства содержит законы всеобщего действия, такие как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.
2.Правовые основы валютного регулирования и контроля. Понятия и основные направления валютного регулирования и валютного контроля Валютное законодательство служит правовой основой валютного регулирования и валютного контроля. Под валютным регулированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями с целью защиты национальной валюты, поддержания ее устойчивости, ограничения масштабов утечки капиталов из страны, обеспечения необходимого уровня валютных резервов страны, равновесия платежного баланса. Основные направления валютного регулирования в России: • развитие национального валютного рынка; • регламентация режима валютного курса; • определение сферы применения иностранной валюты в стране; • регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов; • определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями; • определение полномочий и функций органов валютного регулирования. К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:
1) требование проведения валютных операций через уполномоченные банки (ст. 11 Закона); 2) лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций (п. 8 ст. 1 Закона); 3) требование репатриации, т.е. обязательного перевода из-за границы экспортной выручки (ст. 19); 4) требование к резидентам оформления паспорта сделки при осуществлении операций с нерезидентами (ст. 20); 5) лимитирование вывоза иностранной и национальной валюты из России (ст. 15). По Закону органами валютного регулирования в России являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Они издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Если порядок осуществления валютных операций и использования счетов не установлен органами валютного регулирования в соответствии с Законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. Центральный банк РФ как орган валютного регулирования устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям (ст. 5). Валютный контроль — это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в России осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органы валютного контроля — Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Банк России. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, а также агенты валютного контроля. Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России. Кроме того, Правительство обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Банком России. В свою очередь, Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля (ст. 22 Закона). Закон о валютном регулировании и валютном контроле определяет функции органов и агентов валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ч. 1 ст. 23 Закона): 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; 3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ч. 2 ст. 23 Закона): 1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства; 2) применять установленные законодательством меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства. Порядок представления резидентами и нерезидентами агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается: • для представления агентам валютного контроля (за исключением уполномоченных банков) — Правительством РФ; • для представления уполномоченным банкам — ЦБ РФ. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (ч. 4 ст. 23 Закона): 1) документы, удостоверяющие личность физического лица; 2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; 3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, —для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов; 4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; 5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество; 6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства; 7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации; 8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом; 9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов; 10)документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций; 11)таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме; 12)паспорт сделки; 13)документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками. Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Положением ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. № 258-П и Инструкцией ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И. Согласно этим актам документы представляются в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 23 Закона. В соответствии с Законом агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны (ч. 7 ст. 23): 1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства; 2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном валютным законодательством; 3) сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий (ч. 8 ст. 23). Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении валютного законодательства передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию (ч. 9 ст. 23 Закона): 1) в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения; 2) в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных Законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право (ч. I ст. 24 Закона): 1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами валютного контроля; 2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ; 3) на возмещение в установленном законодательством РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны (ч. 2 ст. 24 Закона): 1) предоставлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Закона; 2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; 3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 25 Закона). Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» Принятый в декабре 2003 г. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» внес ряд изменений в такие ключевые понятия валютного законодательства, как валюта Российской Федерации, валютные ценности, резиденты и нерезиденты, уполномоченные банки, валютные операции. Введены такие новые понятия, как внутренние и внешние ценные бумаги, специальный счет, дано определение валютной биржи. Из понятия «валюта Российской Федерации» исключены средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами России. Валюта Российской Федерации по Закону (п. 1 ч. 1 ст. 1) это: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Валютные ценности по новому Закону состоят не из четырех, как раньше, а только из двух компонентов: иностранной валюты и внешних ценных бумаг (п. 5 ч. I ст. I). Под внешними ценными бумагами понимаются ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам (п. 4 ч. 1 ст. 1). Под внутренними ценными бумагами понимаются (п. 3 ч. 1 ст. I): а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в рублях и выпуск которых зарегистрирован в России; б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение рублей, выпущенные на территории России. К резидентам по Закону относятся (п. 6 ч. 1 ст. 1): а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов; д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях; е) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. К нерезидентам Законом относятся (п. 7 ч. 1 ст. 1): а) физические лица, не являющиеся резидентами; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории России; в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории России; г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов; ж) иные лица, не относящиеся в соответствии с Законом к резидентам. Уполномоченные банки (п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона) — это: I) кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте; 2) действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте. Валютные лицензии. В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 14 января 2004 г. № 109-И Банк России выдает три вида валютных лицензий. 1. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков (за исключением банков офшорных зон, к которым относятся государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим и/или не предусматривающие раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций). Лицензия может быть выдана как вновь созданному, так и действующему банку для расширения его деятельности. При наличии или одновременно с этой лицензией банку может быть выдана лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. 2. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Она может быть выдана банку при наличии первой лицензии или одновременно с ней при условии, что с даты государственной регистрации банка прошло не менее двух лет. 3. Генеральная лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы за границей Российской Федерации и/или приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций-нерезидентов. Валютные операции определяются ч. 9 ст. 1 Закона: а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; г) ввоз на таможенную территорию России и вывоз с таможенной территории России валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг; д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории России, на счет того же лица, открытый на территории России, и со счета, открытого на территории России, на счет того же лица, открытый за пределами Российской Федерации; е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории России, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории России. Валютные биржи определяются в Законе (п. 11 ч. 1 ст. 1) как юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены ЦБ РФ. Валютные операции между резидентами и нерезидентами Валютные операции между резидентами и нерезидентами по Закону осуществляются без ограничений (ст. 6). Исключение составляют операции (ст. 7, 8 и II Закона), в отношении которых могут устанавливаться ограничения Правительством РФ или Банком России. К операциям, предусмотренным ст. 7, относятся валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами, регулируемые Правительством РФ: расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней; расчеты и переводы при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов и паев в имуществе. Порядок проведения этих операций устанавливается Правительством РФ и предусматривает установление требования о резервировании резидентом определенной суммы и/или требования об использовании резидентом специального счета. К операциям, предусмотренным ст. 8, относятся валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами, регулируемые Банком России: расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам или при получении их от нерезидентов; операции с внешними или внутренними ценными бумагами; операции кредитных организаций за исключением банковских операций. Центральный банк РФ может устанавливать по указанным операциям требование об использовании специального счета и требование о резервировании. К операциям, указанным ст. 11 (ч. 3), в отношении которых могут устанавливаться ограничения, относятся операции купли-продажи иностранной валюты и чеков в иностранной валюте резидентами, не являющимися физическими лицами (за исключением уполномоченных банков), и нерезидентами. Порядок их проведения устанавливается Банком России и может предусматривать: 1) установление требования об использовании специального счета резидентами и нерезидентами; 2) установление требования о резервировании резидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы покупаемой иностранной валюты, на срок не более 60 календарных дней до даты покупки иностранной валюты; 3) установление требования о резервировании нерезидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы продаваемой иностранной валюты на срок не более года. Ограничения в отношении операций, предусмотренных ст. 7, 8 и 11 Закона, устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса рубля, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России. Эти ограничения носят недискриминационный характер. По мере устранения обстоятельств, вызвавших установление ограничений, они будут отменяться органами валютного регулирования. Законом предусмотрен срок действия этих ограничений — до 1 января 2007 г. Порядок резервирования устанавливается ст. 16 Закона. Резиденты и нерезиденты вносят сумму резервирования в размере и на срок, которые определены органом валютного регулирования в соответствии с Законом, на отдельный счет в уполномоченном банке. Сумма резервирования вносится в рублях до осуществления валютной операции либо не позднее дня ее осуществления. Расчет суммы резервирования осуществляется на день ее внесения по официальному курсу, устанавливаемому Банком России. Уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня со дня внесения суммы резервирования обязан внести равную ей сумму в рублях на счет в ЦБ РФ. На суммы резервирования проценты не начисляются, на эти суммы не может быть обращено взыскание по обязательствам уполномоченных банков. При банкротстве эти суммы не включаются в конкурсную массу. Сумма резервирования подлежит возврату Банком России уполномоченным банкам и уполномоченными банками резиденту или нерезиденту в день истечения срока резервирования. В определенных случаях, установленных Законом, осуществляется досрочный возврат суммы резервирования. Если требование о резервировании установлено в отношении кредитных организаций, суммы резервирования вносятся ими непосредственно на счет в ЦБ РФ. На основании Закона Банк России установил порядок резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций Инструкцией от 1 июня 2004 г. № 114-И. Валютные операции между резидентами Валютные операции между резидентами запрещены (ст. 9 Закона). Исключение составляют (ч. I ст. 9): 1) операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемыми от своего имени и за свой счет (ч. 2 ст. 9); 2) операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с получением и возвратом кредитов, займов и процентов по ним; с внесением и получением денежных средств резидентов на банковские счета; с банковскими гарантиями, поручительством, залогом; с вексельными операциями банков с резидентами; с куплей (продажей) физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков в иностранной валюте в уполномоченном банке; с уплатой банкам комиссионного вознаграждения; с иными валютными операциями банков (ч. 3 ст. 9); 3) операции физических лиц — резидентов (не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории России) со средствами, зачисленными на счета, открытые в банках за пределами территории России (ч. 6 ст. 12, которая вступает в силу 18 июня 2005 г.); 4) передача физическим лицом — резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, ее субъекту и/или муниципальному образованию; дарение валютных ценностей супругу, близким родственникам; завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования; приобретение (отчуждение) физическим лицом денежных знаков и монет в целях коллекционирования; перевод физическим лицом в Россию и из России; покупка (продажа) у уполномоченного банка физическим лицом наличной иностранной валюты, обмен, замена денежных знаков иностранного государства, прием для направления на инкассо в банки за границей России наличной иностранной валюты; операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли и при международных перевозках (ч. 3 ст. 14); 5) операции между комиссионерами и комитентами при оказании комиссионерами услуг по заключению (исполнению) договоров с нерезидентами; 6) операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки, фрахтования и страхования груза, ввозимого или вывозимого в Россию и из России; 7) ряд операций на рынке ценных бумаг России с внешними ценными бумагами при условии учета прав на бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством России; 8) операции, связанные с осуществлением обязательных платежей в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством РФ; 9) операции, связанные с выплатой по внешним ценным бумагам за исключением векселей; 10)операции по оплате расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы РФ; 11)переводы физическим лицом — резидентом из РФ в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета в банках за пределами РФ в суммах не более 5 тыс. долл. вдень и др. Валютные операции между нерезидентами Порядок проведения операций между нерезидентами установлен ст. 10 Закона. Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции между собой через счета, открытые в банках за пределами России или в уполномоченных банках (ч. 1 ст. 10). Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории России с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством РФ и законодательством РФ о рынке ценных бумаг. Порядок проведения таких операций устанавливается Банком России и может предусматривать требование об использовании специального счета (ч. 2 ст. 10). Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в рублях осуществляются через банковские счета, открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона (ч. 3 ст. 1). Операции на внутреннем валютном рынке России Покупка и продажа иностранной валюты и чеков в иностранной валюте в Российской Федерации производятся только через уполномоченные банки (ч. 1 ст. II). Банк России устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Установление требований об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков в иностранной валюте не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица. Порядок открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и осуществления уполномоченными банками операций с наличной иностранной валютой с участием физических лиц установлен Инструкцией ЦБ РФ от 28 апреля 2004 г. № 113-И. Если иное не установлено Законом, резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета в иностранной валюте. Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России (ч. 1,2 ст. 14). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России. Ряд исключений предусмотрен частью 3 ст. 14 Закона (см. с. 238). Закон предусматривает, что расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться резидентами (юридическими и физическими лицами) через счета, открытые в соответствии со ст. 12 Закона в банках за пределами России, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Законом (ч. 2 и 4 ст. 14). Списание и/или зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет резидента осуществляются в порядке, который может предусматривать, если это установлено Банком России, требование о резервировании (ч. 5 ст. 14 Закона). В соответствии со ст. 13 нерезиденты на территории России вправе открывать банковские счета как в иностранной валюте, так и в рублях только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов нерезидентов, открываемых на территории России, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России, если иное не предусмотрено Законом. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и рубли со своих счетов в банках за пределами России на свои счета в уполномоченных банках, а также право без ограничений перечислять иностранную валюту со своих счетов в уполномоченных банках на свои счета в банках за пределами России. Списание и/или зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет нерезидента осуществляются в порядке, определяемом Банком России, который может предусматривать установление требования о резервировании. Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Банком России (ч. 2 ст. 9 Закона). Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с (ч. 3 ст. 9 Закона): 1) получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам; 2) внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады до востребования и на определенный срок); 3) банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога; 4) приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам; 5) куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков в иностранной валюте за рубли и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства, приемом для направления на инкассо в банки за пределами России наличной иностранной валюты и чеков в иностранной валюте не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности; 6) уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения; 7) иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством РФ. Ввоз в Россию и вывоз из России валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг Порядок ввоза и вывоза (в Россию и из России) валютных ценностей, рублей, внутренних ценных бумаг установлен ст. 15 Закона. Ввоз в Россию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ(ч. I ст. 15). Физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из России иностранную валюту и внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные или переведенные в Россию, при соблюдении требований таможенного законодательства РФ в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в Россию (ч. 2 ст. 15). Физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право единовременно вывозить из России наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долл. США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в Россию либо приобретена в России. При единовременном вывозе из России физическими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3000 долл. США или не превышавшей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу. При единовременном вывозе из России физическими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3000 долл. США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты. Единовременный вывоз физическими лицами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, не допускается, за исключением вывоза ранее ввезенной, пересланной, переведенной (ч. 3 ст. 15). При единовременном вывозе из России резидентами и нерезидентами иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, указанных в ч. 2 и 3 ст. 15, вывозимые валюта и ценные бумаги подлежат декларированию путем подачи письменной таможенной декларации (ч. 4 ст. 15). Ввоз и пересылка в Россию, вывоз и пересылка из России рублей и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Банком России и может предусматривать требование о предварительной регистрации (ч. 5 ст. 15).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |