Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика валютного законодательства РФ

Лекция 8. Валютное законодательство.

Вопросы:

1.Общая характеристика валютного законодательства РФ.

2.Правовые основы валютного регулирования и контроля.

 

Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих порядок осуществления между­народных расчетов, операций с валютными ценностями и кон­троля за соблюдением валютного законодательства.

Валютное законодательство России состоит из трех блоков.

Первый блок содержит специальные законодательные и пра­вовые документы, посвященные валютному регулированию и ва­лютному контролю. Базовым документом данного блока и валют­ного законодательства в целом является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и ва­лютном контроле», вступивший в силу 18 июня 2004 г. (далее За­кон). Отдельные положения Закона (ч. 3 ст. 5, 12, абзац второй ч. 2 ст. 14) вступят в силу 18 июня 2005 г.

Целью Закона является обеспечение реализации единой госу­дарственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка России как факторов прогрессивного развития националь­ной экономики и международного экономического сотрудни­чества.

Закон устанавливает правовые основы и принципы валютно­го регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также опреде­ляет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отноше­нии владения, пользования и распоряжения валютными ценно­стями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (ст. 2).

Согласно Закону основными принципами валютного регули­рования и валютного контроля в Российской Федерации явля­ются (ст. 3):

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов, и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Рос­сийской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении ва­лютных операций.

Органы валютного регулирования издают нормативные пра­вовые акты по вопросам валютного регулирования только в слу­чаях, предусмотренных Законом (ст. 4).

Международные договоры Российской Федерации применя­ются непосредственно за исключением случаев, когда из между­народного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодатель­ства РФ. Если международным договором Российской Федера­ции установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом, применяются правила международного договора.

Акты валютного законодательства РФ применяются к отно­шениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом или иными федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответству­ющих актов валютного законодательства, указанные акты при­меняются в части прав и обязанностей, возникших после вступ­ления их в силу.

Акты валютного законодательства, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улуч­шающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства подлежат официальному опубликованию.

Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодатель­ством и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающи­еся вопросов регулирования валютных операций.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства и актов органов валютного регулиро­вания и контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Закон состоит из 5 глав:

• общие положения;

• валютное регулирование;

• репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валют­ной выручки;

• валютный контроль;

• заключительные положения.

На основании Закона и во исполнение этого Закона Банком России разрабатывается нормативно-правовая база по основным вопросам валютных правоотношений. К наиболее важным нор­мативным документам по отдельным направлениям валютного регулирования и контроля относятся следующие инструкции Бан­ка России:

• от 28 апреля 2004 г. № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуще­ствления уполномоченными банками отдельных видов бан­ковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц»;

• от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления рези­дентами и нерезидентами уполномоченным банкам докумен­тов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных опера­ций и оформления паспортов сделок»;

• от 15 июля 2005 г. № 124-И «Об установлении размеров (ли­митов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кре­дитными организациями».

Второй блок валютного законодательства включают законода­тельные и нормативные документы, регулирующие внешнеэко­номическую деятельность, а также деятельность институтов, осу­ществляющих операции с валютными ценностями, и институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля.

К данному блоку относятся законы о Центральном банке Российской Федерации, о банках и банковской деятельности, о рынке ценных бумаг, об иностранных инвестициях.

Третий блок валютного законодательства содержит законы все­общего действия, такие как Конституция РФ, Гражданский ко­декс РФ.

 

 

2.Правовые основы валютного регулирования и контроля.

Понятия и основные направления валютного регулирования и валютного контроля

Валютное законодательство служит правовой основой валют­ного регулирования и валютного контроля. Под валютным ре­гулированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями с целью за­щиты национальной валюты, поддержания ее устойчивости, огра­ничения масштабов утечки капиталов из страны, обеспечения необходимого уровня валютных резервов страны, равновесия пла­тежного баланса.

Основные направления валютного регулирования в России:

• развитие национального валютного рынка;

• регламентация режима валютного курса;

• определение сферы применения иностранной валюты в стране;

• регламентация порядка осуществления резидентами и нере­зидентами операций с валютными ценностями на внутрен­нем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых сче­тов нерезидентов;

• определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валют­ными ценностями;

• определение полномочий и функций органов валютного ре­гулирования.

К основным методам валютного регулирования, использу­емым в России, относятся:

1) требование проведения валютных операций через уполномо­ченные банки (ст. 11 Закона);

2) лицензирование валютных операций путем выдачи уполно­моченным банкам лицензий на проведение валютных опе­раций (п. 8 ст. 1 Закона);

3) требование репатриации, т.е. обязательного перевода из-за границы экспортной выручки (ст. 19);

4) требование к резидентам оформления паспорта сделки при осуществлении операций с нерезидентами (ст. 20);

5) лимитирование вывоза иностранной и национальной валюты из России (ст. 15).

По Закону органами валютного регулирования в России яв­ляются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Они издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регули­рования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций и исполь­зования счетов не установлен органами валютного регулирования в соответствии с Законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без огра­ничений.

Центральный банк РФ как орган валютного регулирования устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям (ст. 5).

Валютный контроль — это государственный контроль за со­блюдением резидентами и нерезидентами норм валютного зако­нодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в России осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органы валютного контроля — Банк России, федеральный орган (федеральные органы) испол­нительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Прави­тельством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся упол­номоченными банками профессиональные участники рынка цен­ных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), под­отчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного кон­троля.

Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Банк Рос­сии. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей ком­петенции федеральные органы исполнительной власти, являющи­еся органами валютного контроля, а также агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России. Кроме того, Правительство обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Банком России.

В свою очередь, Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимо­действие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля (ст. 22 Закона).

Закон о валютном регулировании и валютном контроле опре­деляет функции органов и агентов валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ч. 1 ст. 23 Закона):

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезиден­тами актов валютного законодательства и актов органов ва­лютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчет­ности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ве­дением счетов.

Органы валютного контроля и их должностные лица в преде­лах своей компетенции имеют право (ч. 2 ст. 23 Закона):

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства;

2) применять установленные законодательством меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства.

Порядок представления резидентами и нерезидентами агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается:

• для представления агентам валютного контроля (за исключе­нием уполномоченных банков) — Правительством РФ;

• для представления уполномоченным банкам — ЦБ РФ.

В целях осуществления валютного контроля агенты валют­ного контроля в пределах своей компетенции имеют право за­прашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением ва­лютных операций, открытием и ведением счетов (ч. 4 ст. 23 За­кона):

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, —для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуще­ствление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места житель­ства (места регистрации) нерезидента, если получение нере­зидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

8) регистрационные документы в случаях, когда предваритель­ная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (со­глашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридиче­ского лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государствен­ных органов;

10)документы, оформляемые и выдаваемые кредитными орга­низациями, включая банковские выписки; документы, под­тверждающие совершение валютных операций;

11)таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12)паспорт сделки;

13)документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками.

Порядок представления резидентами и нерезидентами упол­номоченным банкам документов и информации при осуществле­нии валютных операций устанавливается Положением ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. № 258-П и Инструкцией ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И. Согласно этим актам документы представляются в со­ответствии с требованиями ч. 5 ст. 23 Закона.

В соответствии с Законом агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны (ч. 7 ст. 23):

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нере­зидентами актов валютного законодательства;

2) представлять органам валютного контроля информацию о ва­лютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном валютным законодательством;

3) сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий (ч. 8 ст. 23).

Органы и агенты валютного контроля при наличии информа­ции о нарушении валютного законодательства передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к дан­ному лицу, следующую информацию (ч. 9 ст. 23 Закона):

1) в отношении юридического лица — наименование, идентифи­кационный номер налогоплательщика, место государствен­ной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содер­жание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валют­ной операции или нарушения;

2) в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушен­ного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица

несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных Законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Фе­дерации валютные операции, имеют право (ч. I ст. 24 Закона):

1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами ва­лютного контроля;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и аген­тов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;

3) на возмещение в установленном законодательством РФ по­рядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны (ч. 2 ст. 24 Закона):

1) предоставлять органам и агентам валютного контроля до­кументы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 За­кона;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая со­хранность соответствующих документов и материалов в те­чение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 25 Закона).

Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле»

Принятый в декабре 2003 г. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» внес ряд изменений в та­кие ключевые понятия валютного законодательства, как валюта Российской Федерации, валютные ценности, резиденты и нерези­денты, уполномоченные банки, валютные операции. Введены такие новые понятия, как внутренние и внешние ценные бумаги, спе­циальный счет, дано определение валютной биржи.

Из понятия «валюта Российской Федерации» исключены сред­ства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами России. Валюта Российской Федерации по Закону (п. 1 ч. 1 ст. 1) это:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Валютные ценности по новому Закону состоят не из четырех,

как раньше, а только из двух компонентов: иностранной валюты и внешних ценных бумаг (п. 5 ч. I ст. I).

Под внешними ценными бумагами понимаются ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внут­ренним ценным бумагам (п. 4 ч. 1 ст. 1).

Под внутренними ценными бумагами понимаются (п. 3 ч. 1 ст. I):

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в рублях и выпуск которых зарегистрирован в России;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение рублей, выпущенные на территории России.

К резидентам по Закону относятся (п. 6 ч. 1 ст. 1):

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

К нерезидентам Законом относятся (п. 7 ч. 1 ст. 1):

а) физические лица, не являющиеся резидентами;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории России;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами террито­рии России;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов;

ж) иные лица, не относящиеся в соответствии с Законом к резидентам.

Уполномоченные банки (п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона) — это: I) кредит­ные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицен­зий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте; 2) действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кре­дитных организаций, созданных в соответствии с законодатель­ством иностранных государств, имеющие право осуществлять бан­ковские операции со средствами в иностранной валюте.

Валютные лицензии. В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 14 января 2004 г. № 109-И Банк России выдает три вида валютных лицензий.

1. Лицензия на осуществление банковских операций со сред­ствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондент­ские отношения с неограниченным количеством иностран­ных банков (за исключением банков офшорных зон, к кото­рым относятся государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим и/или не предусматривающие раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций).

Лицензия может быть выдана как вновь созданному, так и действующему банку для расширения его деятельности. При наличии или одновременно с этой лицензией банку может быть выдана лицензия на привлечение во вклады и размеще­ние драгоценных металлов.

2. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физи­ческих лиц в рублях и иностранной валюте. Она может быть выдана банку при наличии первой лицензии или одновремен­но с ней при условии, что с даты государственной регистра­ции банка прошло не менее двух лет.

3. Генеральная лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном поряд­ке создавать филиалы за границей Российской Федерации и/или приобретать доли (акции) в уставном капитале кре­дитных организаций-нерезидентов.

Валютные операции определяются ч. 9 ст. 1 Закона:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию России и вывоз с таможенной территории России валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории России, на счет того же лица, открытый на территории России, и со счета, открытого на территории России, на счет того же лица, открытый за пределами Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории России, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории России.

Валютные биржи определяются в Законе (п. 11 ч. 1 ст. 1) как юридические лица, созданные в соответствии с законодатель­ством РФ, одним из видов деятельности которых является орга­низация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены ЦБ РФ.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Валютные операции между резидентами и нерезидентами по Закону осуществляются без ограничений (ст. 6). Исключение со­ставляют операции (ст. 7, 8 и II Закона), в отношении которых могут устанавливаться ограничения Правительством РФ или Бан­ком России.

К операциям, предусмотренным ст. 7, относятся валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидента­ми, регулируемые Правительством РФ: расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления от­срочки платежа на срок более 180 календарных дней; расчеты и переводы при приобретении резидентами у нерезидентов до­лей, вкладов и паев в имуществе. Порядок проведения этих опе­раций устанавливается Правительством РФ и предусматривает установление требования о резервировании резидентом опреде­ленной суммы и/или требования об использовании резидентом специального счета.

К операциям, предусмотренным ст. 8, относятся валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидента­ми, регулируемые Банком России: расчеты и переводы при пре­доставлении кредитов и займов в иностранной валюте резиден­тами нерезидентам или при получении их от нерезидентов; опе­рации с внешними или внутренними ценными бумагами; операции кредитных организаций за исключением банковских операций.

Центральный банк РФ может устанавливать по указанным операциям требование об использовании специального счета и требование о резервировании.

К операциям, указанным ст. 11 (ч. 3), в отношении которых могут устанавливаться ограничения, относятся операции купли-продажи иностранной валюты и чеков в иностранной валюте резидентами, не являющимися физическими лицами (за исклю­чением уполномоченных банков), и нерезидентами. Порядок их проведения устанавливается Банком России и может предусмат­ривать:

1) установление требования об использовании специального сче­та резидентами и нерезидентами;

2) установление требования о резервировании резидентами сум­мы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы покупаемой иностранной валюты, на срок не более 60 календарных дней до даты покупки иностранной валюты;

3) установление требования о резервировании нерезидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы продава­емой иностранной валюты на срок не более года.

Ограничения в отношении операций, предусмотренных ст. 7, 8 и 11 Закона, устанавливаются в целях предотвращения суще­ственного сокращения золотовалютных резервов, резких колеба­ний курса рубля, а также для поддержания устойчивости платеж­ного баланса России. Эти ограничения носят недискриминационный характер. По мере устранения обстоятельств, вызвавших установление ограничений, они будут отменяться органами ва­лютного регулирования. Законом предусмотрен срок действия этих ограничений — до 1 января 2007 г.

Порядок резервирования устанавливается ст. 16 Закона. Рези­денты и нерезиденты вносят сумму резервирования в размере и на срок, которые определены органом валютного регулирова­ния в соответствии с Законом, на отдельный счет в уполномо­ченном банке. Сумма резервирования вносится в рублях до осу­ществления валютной операции либо не позднее дня ее осуще­ствления. Расчет суммы резервирования осуществляется на день ее внесения по официальному курсу, устанавливаемому Банком России.

Уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня со дня внесения суммы резервирования обязан внести рав­ную ей сумму в рублях на счет в ЦБ РФ. На суммы резервиро­вания проценты не начисляются, на эти суммы не может быть обращено взыскание по обязательствам уполномоченных бан­ков. При банкротстве эти суммы не включаются в конкурсную массу.

Сумма резервирования подлежит возврату Банком России уполномоченным банкам и уполномоченными банками рези­денту или нерезиденту в день истечения срока резервирования. В определенных случаях, установленных Законом, осуществля­ется досрочный возврат суммы резервирования.

Если требование о резервировании установлено в отношении кредитных организаций, суммы резервирования вносятся ими непосредственно на счет в ЦБ РФ. На основании Закона Банк России установил порядок резервирования и возврата суммы ре­зервирования при осуществлении валютных операций Инструк­цией от 1 июня 2004 г. № 114-И.

Валютные операции между резидентами

Валютные операции между резидентами запрещены (ст. 9 За­кона). Исключение составляют (ч. I ст. 9):

1) операции по сделкам между уполномоченными банками, со­вершаемыми от своего имени и за свой счет (ч. 2 ст. 9);

2) операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с получением и возвратом кредитов, займов и про­центов по ним; с внесением и получением денежных средств резидентов на банковские счета; с банковскими гарантиями, поручительством, залогом; с вексельными операциями бан­ков с резидентами; с куплей (продажей) физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков в ино­странной валюте в уполномоченном банке; с уплатой банкам комиссионного вознаграждения; с иными валютными опе­рациями банков (ч. 3 ст. 9);

3) операции физических лиц — резидентов (не связанные с пе­редачей имущества и оказанием услуг на территории России) со средствами, зачисленными на счета, открытые в банках за пределами территории России (ч. 6 ст. 12, которая вступает в силу 18 июня 2005 г.);

4) передача физическим лицом — резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, ее субъекту и/или муниципальному образованию; дарение валютных ценностей супругу, близким родственникам; завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования; приобретение (отчуждение) физическим лицом денежных знаков и монет в целях коллекционирования; перевод физическим лицом в Россию и из России; покупка (продажа) у уполномоченного банка физическим лицом наличной иностранной валюты, обмен, замена денежных знаков иностранного государства, прием для направления на инкассо в банки за границей России наличной иностранной валюты; операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли и при международных перевозках (ч. 3 ст. 14);

5) операции между комиссионерами и комитентами при оказа­нии комиссионерами услуг по заключению (исполнению) до­говоров с нерезидентами;

6) операции по договорам транспортной экспедиции, перевоз­ки, фрахтования и страхования груза, ввозимого или вывози­мого в Россию и из России;

7) ряд операций на рынке ценных бумаг России с внешними ценными бумагами при условии учета прав на бумаги в де­позитариях, созданных в соответствии с законодательством России;

8) операции, связанные с осуществлением обязательных плате­жей в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законода­тельством РФ;

9) операции, связанные с выплатой по внешним ценным бума­гам за исключением векселей;

10)операции по оплате расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы РФ;

11)переводы физическим лицом — резидентом из РФ в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета в банках за пределами РФ в суммах не более 5 тыс. долл. вдень и др.

Валютные операции между нерезидентами

Порядок проведения операций между нерезидентами уста­новлен ст. 10 Закона. Нерезиденты вправе без ограничений осу­ществлять валютные операции между собой через счета, откры­тые в банках за пределами России или в уполномоченных банках (ч. 1 ст. 10).

Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Рос­сии с учетом требований, установленных антимонопольным за­конодательством РФ и законодательством РФ о рынке ценных бумаг. Порядок проведения таких операций устанавливается Бан­ком России и может предусматривать требование об использо­вании специального счета (ч. 2 ст. 10).

Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в рублях осуществляются через банков­ские счета, открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона (ч. 3 ст. 1).

Операции на внутреннем валютном рынке России

Покупка и продажа иностранной валюты и чеков в иностран­ной валюте в Российской Федерации производятся только через уполномоченные банки (ч. 1 ст. II).

Банк России устанавливает для кредитных организаций тре­бования к оформлению документов при купле-продаже налич­ной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Установление требований об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков в иностранной валюте не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесе­ны в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков в иностранной ва­люте, по просьбе самого физического лица. Порядок открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и осуществле­ния уполномоченными банками операций с наличной иностран­ной валютой с участием физических лиц установлен Инструк­цией ЦБ РФ от 28 апреля 2004 г. № 113-И.

Если иное не установлено Законом, резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета в иностранной валюте. Расчеты при осуществлении валют­ных операций производятся юридическими лицами — резидента­ми через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России (ч. 1,2 ст. 14).

Расчеты при осуществлении валютных операций произво­дятся физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России. Ряд исключений пре­дусмотрен частью 3 ст. 14 Закона (см. с. 238).

Закон предусматривает, что расчеты при осуществлении ва­лютных операций могут производиться резидентами (юридиче­скими и физическими лицами) через счета, открытые в соответ­ствии со ст. 12 Закона в банках за пределами России, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Законом (ч. 2 и 4 ст. 14).

Списание и/или зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет резидента осуществляются в порядке, который может преду­сматривать, если это установлено Банком России, требование о резервировании (ч. 5 ст. 14 Закона).

В соответствии со ст. 13 нерезиденты на территории России вправе открывать банковские счета как в иностранной валюте, так и в рублях только в уполномоченных банках. Порядок от­крытия и ведения банковских счетов нерезидентов, открыва­емых на территории России, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России, если иное не предусмотрено За­коном.

Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять ино­странную валюту и рубли со своих счетов в банках за пределами России на свои счета в уполномоченных банках, а также право без ограничений перечислять иностранную валюту со своих сче­тов в уполномоченных банках на свои счета в банках за преде­лами России.

Списание и/или зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специаль­ный счет нерезидента осуществляются в порядке, определяемом Банком России, который может предусматривать установление требования о резервировании.

Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осу­ществляются в порядке, установленном Банком России (ч. 2 ст. 9 Закона).

Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с (ч. 3 ст. 9 Закона):

1) получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим дого­ворам;

2) внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады до востребования и на определенный срок);

3) банковскими гарантиями, а также с исполнением резиден­тами обязательств по договорам поручительства и залога;

4) приобретением резидентами у уполномоченных банков век­селей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами ука­занных векселей уполномоченным банкам;

5) куплей-продажей физическими лицами наличной и безна­личной иностранной валюты и чеков в иностранной валюте за рубли и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства, приемом для на­правления на инкассо в банки за пределами России наличной иностранной валюты и чеков в иностранной валюте не для целей осуществления физическими лицами предприниматель­ской деятельности;

6) уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграж­дения;

7) иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством РФ.

Ввоз в Россию и вывоз из России валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг

Порядок ввоза и вывоза (в Россию и из России) валютных ценностей, рублей, внутренних ценных бумаг установлен ст. 15 Закона.

Ввоз в Россию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерези­дентами без ограничений при соблюдении требований тамо­женного законодательства РФ(ч. I ст. 15).

Физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из России иностранную валюту и внешние ценные бу­маги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные или переведенные в Россию, при соблюдении требований таможен­ного законодательства РФ в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пе­ресылку или перевод в Россию (ч. 2 ст. 15).

Физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право единовременно вывозить из России наличную иностранную ва­люту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долл. США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что выво­зимая иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в Россию либо приобретена в России.

При единовременном вывозе из России физическими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3000 долл. США или не превы­шавшей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

При единовременном вывозе из России физическими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3000 долл. США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию тамо­женному органу путем подачи письменной таможенной деклара­ции на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты.

Единовременный вывоз физическими лицами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, не допускается, за исключением вывоза ра­нее ввезенной, пересланной, переведенной (ч. 3 ст. 15).

При единовременном вывозе из России резидентами и нере­зидентами иностранной валюты и внешних ценных бумаг в доку­ментарной форме, за исключением случаев, указанных в ч. 2 и 3 ст. 15, вывозимые валюта и ценные бумаги подлежат деклариро­ванию путем подачи письменной таможенной декларации (ч. 4 ст. 15).

Ввоз и пересылка в Россию, вывоз и пересылка из России рублей и внутренних ценных бумаг в документарной форме осу­ществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Банком России и может предусматривать требование о предварительной регистрации (ч. 5 ст. 15).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средства организационной техники | Основные отклонения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.