Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика как наука, ее предмет и объект




ПЛАН.

ЛЕКЦИЯ №8. ПЕДАГОГИКА: ХИТРОСТИ И ТОНКОСТИ

Педагогика (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.

Педагогику обычно считают наукой об обучении и воспитании подрастающих поколений и взрослых людей с помощью целенаправленной и специально организованной системы образования. При этом воспитание понимается достаточно широко, включая многие элементы воздействия на личность в целях ее формирования в соответствии с потребностями общества.

 

"Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему

расти и развиваться. Не выдумывайте для него

детских ответов.

Когда он начинает ставить вопросы, это значит,

что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей

работы, отвечайте так, как стали бы отвечать

взрослому человеку".

Д.И. Писарев

 

Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании детей. Это нашло выражение и в названии ее самой: слово «педагогика» происходит от греческого «пайдагогос», что означает «детоводство». Постепенно сфера применения педагогики расширялась, в результате она превратилась в систему наук, включающую в себя многочисленные отрасли: общую педагогику, дошкольную педагогику, школьную педагогику, педагогику высшей школы и др.

"Воспитание детей есть труд и долг".

Ф.М. Достоевский

Педагогика - это наука о закономерностях, принципах, формах и методах

образования людей.

Образование- это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком

определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, результат

этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных

сил, а также теоретической и практической подготовке

человека.

Учевие (обучение)- это целенаправленный процесс овладения людьми

знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной

жизни и деятельности.

Воспитание- это целеустремленное, организованное формирование

у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь

в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и

отношений, развитие у них высоких морально-политических, психологических

и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих

требованиям социального окружения и деятельности.

Развитие- это хорошо организованный процесс функционального

совершенствования умственной и физической деятельности людей в соответствии

с требованиями их деятельности и условиями жизни, дальнейшего

формирования личности человека в ходе его обучения, воспитания

и социализации.

Психологическая подготовка -зло целеустремленный, организованный

процесс формирования у людей положительного, рационально окрашенного

отношения к жизни и деятельности, внутренней готовности

к преодолению трудностей, встречающихся на их пути. Она осуществляется

в ходе обучения и воспитания, но, помимо общих, требует и специальных

учебно-воспитательных мероприятий.

Между обучением, воспитанием, развитием и психологической подготовкой

существует диалектическая, а это значит сложная, порой противоречивая

взаимосвязь. Воспитание придает всему педагогическому

процессу (образованию) принципиальную направленность и выступает

в качестве важнейшего средства активизации познавательной деятельности

людей. В ходе обучения решаются не только образовательные

задачи, но и осуществляются развитие и психологическая подготовка

обучаемых.

Кроме того, педагогика изучает еще сущность процессов самообразования

и самовоспитания.

Самообразование - целеустремленная работа человека по расширению

и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений

 

Педагогика - эта наука, развивающаяся под воздействием потребностей

педагогической практики, формулирующая свою теорию и методологию

(уровни методологии) и применяющая свои собственные

методы.

Педагогическая практика - эта непосредственная деятельность учителей

и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам

и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного

процесса, так и к самой теории и методологии науки. Она диктует основные

направления и формы развития педагогики.

Педагогическая теория на основе анализа педагогической практики

позволяет выдвигать и осмысливать свои научные гипотезы, проверять

полученные научные факты, формулировать установленные положения,

что в окончательном итоге способствует правильному и всестороннему

развитию всей педагогической науки.

Методы педагогики - это способы и приемы изучения педагогических

явлений и процессов (см. подробнее об этом 10.2.).

Уровни методологии педагогики позволяют всесторонне и точно исследовать

педагогические явления и процессы и на этой основе делать правильные

выводы о их содержании и специфике функционирования (см. подробнее

10.11.).

I уровень - гносеологический, дает возможность правильно формулировать

наиболее общие научные подходы к анализу педагогических

явлений и процессов (см. 10.3., Ю.4., Ю.5., Ю.6.).

II уровень - мировоззренческий, включает положения о факторах

формирования и развития личности ребенка(см. 9.7., 9.8., 9.9., Ю.7., Ю.8.),

об образовании, обучении, воспитании и педагогической деятельности

как общественных явлениях (см. 10.3., Ю.4., 10.5., Ю.6.).

III уровень - научно-содержательный, позволяет правильно формулировать

и обосновывать законы и закономерности педагогической

науки (см. подробнее главы десятую, одиннадцатую), теорию и методику

обучения и воспитания людей (см. подробнее главы двенадцатую и

тринадцатую).

IV уровень - логико-гносеологический, обеспечивает возможность

правильно осмысливать предмет и объект педагогики (см. подробнее

девятую), определение и развитие категорий науки, осуществлять

определение и развитие категорий педагогики, выявлять соотношение

педагогической теории и педагогической практики, связей педагогики

с другими науками, формулировать положения о соотношении

фундаментальных и прикладных исследований и разработок,

; делать прогнозы в развитии самой педагогики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.