Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наследие средневековья в практике управления

План

1. Управление в Англии.

2. Особенности формирования гос. управления во Франции.

3. Отличия в управлении в Германском гос-ве при Генрихе I (919–936) и Оттоне I (936–973).

4. Наследие средневековья в практике управления.

 

По многим своим параметрам экономика феодального европейского общества довольно сильно отличается от предшествующего ей рабовладельческого периода, а также от современного ей Востока. В этот период европейской истории нововведение представлялось чудовищным грехом. Новшества подвергали опасности экономическое, социальное и духовное равновесие. Новшества наталкивались на яростное или пассивное сопротивление масс.

Труд не имел целью экономический прогресс. Он предполагал религиозные и моральные устремления – избежать праздности, которая прямиком ведет к дьяволу; искупить, трудясь в поте лица, первородный грех; смирить плоть. А главное – обеспечить свое собственное существование и поддержку тех бедняков, которые неспособны сами позаботиться о себе.

Экономическая цель средневекового запада – создание необходимого. Общество, не ставившее целью развития своей экономики эффективность и получения большего количества продукции, не могло уделять внимание развитию управленческой мысли и практики.

Самой распространенной формой организации в городе были цеха. Для средневековых ремесленных цехов характерно мелкое производство. Цех – это корпорация мелких товаропроизводителей. Рынок был узким, спрос относительно незначительным, поэтому цех всячески следил за тем, чтобы производство сохраняло мелкий характер, чтобы никто не имел возможности превратить свою мастерскую в более крупное предприятие и конкурировать с другими членами цеха. Чтобы не допустить конкуренции, цех ограничивал число подмастерьев и учеников, которых можно было держать одному мастеру. Ремесленнику запрещалось приобретать больше сырья, чем было нужно для производства. Если же он приобретал больше, то излишками должен был поделиться со своими собратьями по цеху. Каждый мастер мог иметь только одну мастерскую. Было определено число станков, которые можно было иметь в мастерской. Цеховые уставы запрещали устраивать в окнах выставки товаров, запрещали зазывать покупателей и т.п.

Существовала строгая регламентация в использовании инструментов и материалов, по поводу ширины изготавливаемой ткани, нитей в ее основе. Paбoта должна была производиться на виду у всех. Регламентировалось и количество рабочих часов, ночная и сверхурочная работа запрещалась. Мелкое производство ремесленника ставило себе целью не получение прибыли и не расширенное воспроизводство, а лишь добывание средств к существованию.

Цех был не только производственным объединением, но представлял собой также организацию взаимопомощи. Каждый член цеха должен был вносить вступительную плату, а затем платить периодические взносы. Из собранных таким образом сумм и из пожертвований оказывалась помощь нуждающимся членам, производились расходы в случае смерти кого-нибудь из членов цеха. Наконец, цех был военной организацией, представляя собой отряд, который нёс гарнизонную службу и на войне являлся отдельной боевой единицей.

Средние века дают нам еще один урок нарушения одного из основных принципов управления – принципа единоначалия. После 1000 г. во главе запада как будто встали два персонажа – папа и император. В ходе борьбы между ними папство уступило светскую власть монархам, но сохранило свою религиозную организацию. Церковь превратилась в сильную наднациональную монархию, используя в том числе и финансовые источники. Она обеспечила власть над епископами и взяла в свои руки кодификацию канонического права.

Церковь была не только духовным, но и наиболее крупным экономическим центром раннесредневековой цивилизации. Она обладала огромными земельными владениями. Причем, наиболее важными их составляющими были сельские монастыри, превратившиеся в важные центры производства и образцовые хозяйства. В своих мастерских монастырь также сохранял прежние ремесла и искусства, в библиотеках он поддерживал интеллектуальную культуру.

Католическая церковь была крупнейшим ростовщиком того времени. Церковные учреждения были едва ли не первыми банкирами в истории Европы. Имея накопления, церковь открывала кредит королям и сеньорам, причём не брезговала и мелкими ссудами. Официальная церковные правила запрещали взимание процентов. Но церковь брала в залог главным образом землю. В случае неуплаты ссуды она получала возможность захватить эту землю.

Католическая церковь обозначила и решила ряд организационных проблем. Во 2 в. н.э. лидеры заявили о необходимости более четко определить цели, доктрину и управление христианской деятельностью, а также условия членства в ней, а также новые библейские каноны (т. е. разделили писания на подлинные и инспирированные), доктрины (т. е. католическая или “универсальная” ортодоксальная вера), идеи учреждения организации во главе с церковью. В современных терминах, лидеры католической церкви преследовали потребность “институциализировать” организацию: то есть выбрать политику, доктрину, власть.

Феодализм породил крестовые походы и в свою очередь, погиб в результате их. Крестовые походы стали стимулом торговли, благодаря открытию новых торговых путей и богатств Востока. Крестовые походы ослабили христианскую веру. Крестоносцы вернулись из походов с ощущением того, что на Среднем Востоке манеры, мораль, торговля, промышленность и благосостояние превосходят их культуру. Результатом этого потрясения стало развитие секулярной (нерелигиозной) жизни в Европе через ослабление религиозных основ. Интерес к исследованиям и новый дух торговли и коммерции заполнил землю феодализма. Новые рынки, новые идеи, рост городов, первые ростки среднего класса, свободная циркуляция денег и кредитных инструментов, изменение католического порядка подготовило почву для эпохи Ренессанса и Реформации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка параметров случайных величин | Использование шаблонов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.