Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные черты искусства бронзового века

2.

1.

Таким образом, в эпоху каменного века происходит зарождение живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Большую роль играют живопись и декоративно-прикладное искусство. Главной отличительной чертой искусства каменного века является неразрывность труда, представлений о жизни, протонаучных знаний, культовых представлений и искусства.

Лекция 3. Искусство бронзового и железного веков.

1. Применение металла как фактор развития искусства.

2. Характерные черты искусства бронзового века.

3. Развитие первобытной культуры в железном веке.

 

Применение металла как фактор развития искусства.

На границе 3-2 тысячелетия до н.э. человек освоил изготовление орудий труда и оружия из сплава олова и меди – бронзы. Воспользовшись довольно лёгким плавлением металла человек сумел увеличить количество орудий труда. В эпоху бронзы происходит первое крупное общественное разделение – выделяются племена, занимающиеся скотоводством. Одновременно господствующее положение и в производстве и в быту занимает мужчина: патриархат сменяет матриархат. К тому же у человека постепенно формируется представление о богатстве, появляется частная собственность.

Около 1 тыс. лет до н.э. общество начинает использовать железо для производства орудий труда и оружия. Причём из железа сначала делали исключительно украшения, так как первобытный человек считал данный металл дорогим. Появление железа способствовала повышению производительности труда, особенно в земледелии. Ремесло отделяется от земледелия.

Если говорить о культуре железного века то стоит подчеркнуть, что мы рассматриваем культуру народов, не вошедших в состав рабовладельческих государств – скифы, кельты и другие племена. По сравнению с ними. Др. Греция и Др. Рим находились на более высокой степени экономического и духовно-культурного развития.

 

Для архитектуры эпохи бронзы характерны мегалитические постройки – менгиры, дольмены, кромлехи. Их возникновение связано с развитием религиозных представлений первобытного человека, с культом предков и природы, то есть духовными потребностями общества.

Менгиры – это вертикально стоящие камни высотой более 2 м. По существу менгиры являются предшественником монументальной скульптуры, хотя несут в себе и черты архитектуры. Данные сооружения олицетворяли собой богов и почитаемых людей. Так в г. Коллорг есть менгиры, на которых просматриваются человеческие руки. В Сардинии мы встречаем менгиры олицетворяющих кормящую мать. Но встречаются менгиры изображающие рыб (Армения), зверей (Сибирь). Особенно много менгиров в северо-западной Франции, где существуют аллеи менгиров (обнаружено около 4000 менгиров). Возможно, менгиры служили границами религиозных святилищ, сооружений. Сила воздействия на зрителя достигалась сопоставлением гордо поднимающейся ввысь вертикальной массы мощного монолита с небольшими деревянными хижинами или землянками жилых селений.

Архитектурное начало сильнее выражено в дольменах. Это погребальные сооружения из двух или четырёх отвесно поставленных обтёсанных камней, перекрытых горизонтальной каменной плитой. Внутреннее пространство дольмна служило для родовых захоронений. Дольмены широко распространены в Западной Европе, Северной Африке.

Самым известным мегалитическим сооружением эпохи бронзы является кромлех Стоунхендж (начало 2-го тыс. до н.э.). В плане – это круглая площадка диаметром 30 метров, замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставленных синих камней. Кольцо внешнего круга из 30 каменных столбов, соединённых лежащими на них балками, образуют подобие гигантского хоровода, внутренне кольцо, в центре которого находилась небольшая каменная плита, составлено из невысоких менгиров. Второе кольцо сооружено из семиметровых блоков, попарно поставленных и перекрытых плитами. В центре Стоунхенджа находился жертвенник. На столбах мы видим результат работы человека: все они отёсаны и имеют более или менее правильную форму. По своему целевому назначению Стоунхендж можно рассматривать как храм Солнца. Зодчий настолько был поражён могуществом недосягаемого солнца, что решил воплотить силу энергии в камне, при этом материал для строительства находился в 280 км. от кромлеха.

Большую роль в эпоху бронзы играет декоративно-прикладное искусство и орнаментирование керамики. На стоянках человека археологи находят достаточное количество бронзовых изделий. Орудия труда об оружие по возможности украшается узором. Так булавки, получив сложный декоративный вид, эволюционируют в фибулы – пряжки. Наиболее интересными представляются фибулы найденные в Швейцарии, Верхней Италии, Венгрии, Сев. Германии. Человек, усвоив ковкость металла, сумел создавать новые элементы украшения – диадемы (головные обручи), шейные кольца, браслеты, цепочки и мн. др.

Воины стремятся индивидуализировать свой меч – появляются не только металлические набалдашники, но и деревянные и костяные вставки на рукояти.

Орнамент в керамике сохраняет свою симметричность, но теперь он составлен из кривых линий (круги, полукруги, спирали, волнообразные линии). Доминирует человеческая и животная орнаментика. Так на сосудах бронзового века можно обнаружить головы драконов, змей. Эти же изображения можно встретить на ножах, щитах. Но можно встретить и простые декоры: выпуклости, точечные вкрапления и тд.

Одним из известных изображений человека является гольштейнский нож. Рукоять представлена в форме полуобнажённой женщины с сосудом в руках, причём пропорции тела соблюдены.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Искусство неолита | Периодизация древнеегипетского искусства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.