Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архаический период древнегреческого искусства

3.

Архаика – это период наиболее интенсивного развития древнегреческого общества, именно в период архаики выявляются его специфические особенности. Получают своё развитие феномены древнегреческой культуры – философия, наука, искусство, главные жанры литературы, театр. В 8-6 вв. д.н.э. складываются основные формы греческого искусства.

В архитектуре основным строительным материалом становится камень, позволяющий сохранить здания на века, дать им долговечность. Храм, хранилище казны и художественных сокровищ, место поклонения главному богу или богам, был центром всей общественной жизни граждан греческого полиса. Размещение храма в центре акрополя или на городской площади уже определяло его общественный статус.

Основой для греческого храма (периптер) был взят жилой дом грека – мегарон. Отличительной чертой периптера становится ордер – архитектурная система, основанная на строгом следовании правилам сочетания формы и пропорций колонн в древнегреческом и древнеримском искусстве. Периптер со всех сторон окружён колоннадой. Вход в храм располагался с востока и вёл в преддверие; основное помещение, куда ставили статую божества, именовалось целлой; позади целлы в сокровищнице хранились дары. Для архаического храма характерна полихромная роспись, детали антаблемента были разноцветными. Белый с цветными деталями храм, для которого греческие зодчие всегда умели найти удачное расположение на холме, на возвышении, легко читался силуэтом на фоне неба. В греческой архитектуре сложились 3 типа ордеров – дорический ордер, ионический и коринфский. Дорический ордер – это приземистые колонны, сужающиеся кверху. Ионический ордер – прямые изящные колонны с изогнутой капителью – волютой. Коринфский ордер – капитель в форме листьев аканфа.

Начиная с 7 века д.н.э. колонны стали часто заменяться архитектором на статуи, одновременно выполняющих функции и опоры и декора. Так атланты – это мужские фигуры, заменившие дорические колонны. А кариатиды – это женские фигуры, заменившие колонны ионического ордера. Известны 3 храма архаического периода – храм Артемиды в Эфесе, храм Геры в Олимпии, храм Аполлона в Коринфе.

В период архаики сложились основные принципы градостроительства: особо выделяется кремль-акрополь с храмом, рыночная площадь – агора, пританеи, где горел священный огонь и где принимались послы, устраивались торжественные трапезы, булевтерии – место заседаний совета старейшин, гостиницы, театры.

На скульптуру архаического периода огромное влияние оказало египетское искусство и поэтому мраморные статуи выполнены в форме статистических фигур с опущенными руками и отведённой назад правой ногой. Но в отличие от Египта тело выполнялось в более точной пропорции. Главным же отличием было то, что скульпторы прославляли не фараонов и царей, а физическое совершенство обычного человека. Греческая скульптура появилась благодаря достижениям атлетов: на стадионах, гимнасиях, олимпиадах. Победители олимпийских игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи. Так как на состязаниях юноши-атлеты выступали обнажёнными, то скульптура с первых же шагов стала решать проблемы пластики обнажённого тела. Изображения юношей назывались куросами. Подчёркивалось атлетическое сложение – широкие плечи, узкие бёдра. Куросы посвящались богам, ставились в храмах и святилищах, изображения атлетов воздвигались на городских площадях.

Если в скульптуре мужского тела решалась проблема наготы, то в женской – скрытого. Такие фигуры назывались – корами и в основном они символизировали жриц богини Афины. В скульптуре нашёл свое воплощение нравственно-эстетический идеал древнегреческого общества. В образе куросов мы находим силу, мужество, сдержанность. Благородство при подчёркнутой женственности, нежности мы наблюдаем в образе кор.

Естественно храмы декорировались скульптурным фризом. Все композиции были посвящены обычно сражениям: богов и героев со страшными чудовищами, греков с троянцами, богов с гигантами. Несмотря на попытку мастеров создавать динамичные сложные сцены, искусство архаики, при всей жизненности образов, было по большинству условным. Это выражалось в скованности изображения человека, плоскостных необъёмных фигурах, архаических условных улыбках.

Развитие живописи отразилось на орнаменте керамики, хотя известно, что и храмы украшались монументальной живописью. Вазопись являлась ориентализирующей, поскольку многое, особенно в орнаменте, греки восприняли от искусства Востока: пальметты, цветы лотоса. Выделяются следующие стили в росписи керамики:

1. чёрнофигурный – на фон глины наносился силуэт, детали которого прорабатывались резцом. Сами фигуры были чёрного цвета. Остальная часть сосуда покрывалась лаком. Часто гончар и живописец были одним лицом. Известно имя мастера Эксекия.

2. краснофигурный – на чёрный лак наносились жёлтой краской изображения людей. Более живописные, живые, динамичные жанровые сцены сменяются постепенно на мифологические. Известны имена Ефримида, Брига, Ефрония.

3. терракота – цветная необожженная глина.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гомеровский период древнегреческого искусства | Развитие архитектуры в 5-4 вв. д.н.э
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.