Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология описательная и объяснительная




Лекция 9. Парадигмы и дихотомии в психологии

План:

9.1. Психология описательная и объяснительная

9.2. Морфологическая и динамическая парадигмы

9.3. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы

9.3.1. Ориентация на классическую картину мира

9.3.2. Психологические объяснения и экспериментальный метод

9.3.3. Мифы о естественно-научном и гуманитарном мышлении и реальность гуманитарной парадигмы

9.4. Типы рациональности в классической, неклассической и постнеклассической психологии

9.4.1. Классическая и неклассическая психология

9.4.2. Неклассическая психология и методологические заимствования

9.4.3. Постнеклассическая парадигма как определенная картина мира

9.4.4. Ценностный аспект как характеристика психологического знания на постнеклассическом этапе психологии

9.5. Гуманитарный идеал и горизонты новой психологии

9.6. Психология в поиске новых парадигм

9.6.1. Изменение отношения к методу исследования

9.6.2. Признаки постнеклассической науки в современных психологических исследованиях

 

Термин «описательная психология» в литературе утвердился после выхода в 1884 г. в свет под этим названием работы выдающегося немец­кого философа-идеалиста Вильгельма Дильтея (1833-1911). Это было время господства ассоцианизма, взаимопроникновения идей физиоло­гической психологии и психологии сознания, но также и время после выхода основополагающих трудов Г. Фехнера(1801-1887) и Г. Эббингауза (1850-1909), когда появилась надежда на разработку объективного метода исследования в области психологии. Спор между описательной и объяснительной психологией часто связывают с противопоставлени­ем имен Дильтея и Эббингауза (с его ориентацией на то, что психоло­гия может строиться по принципу использования экспериментального метода и быть наукой объяснительной; «экспериментом» тогда был пси­хофизический и ассоциативный). Надо сказать, что сам Дилыей в сво­ей книге апеллирует не к имени Эббингауза, а к продолжателю идей Вольфа. Представим его позицию.

Начинается книга с доказательства того, что сторонники материали­стического понимания принципа ассоциации (Гербарт, Спенсер и Тэн) необоснованно привлекают физическое понимание причинности для конституирования психологических законов по принципу причинной связи «при посредстве ограниченного числа однозначно определяемых элементов». Автор критикует основное звено в построении классической картины мира (Кеплером, Галилеем, Нью­тоном) — звено гипотез — и выражает резкое неприятие роли гипотез в естественно-научном познании. Напомним, что тогда еще не было теории критического реализма К. Поппера, в которой тот обосновал способ гипотетико-дедуктивного вывода как метод объективного по­знания именно на основе выдвижения теоретических гипотез, провер­ка которых изменяет пространство научной проблемы. Для Дильтея попадание в поле гипотез исключает возможность причинного познания. То есть для него в первую очередь неприемлема именно эта характе­ристика естественно-научного познания — путь выдвижения гипотез, а не собственно экспериментальный метод, как это иногда сегодня пред­ставляют сторонники описательной психологии (функционирующей в другом ее понимании, чем задал Дильтей).

Следующий недостаток объяснительной психологии с точки зрения автора подхода понимающей психологии — перенесение внешней по­следовательности как причинной цепи событий на душевную жизнь. И здесь важны обе составляющие — во-первых, выдвижение нового по­нимания предмета: психология теперь наука не об ассоциациях, а наука о духе, душевной жизни. Во-вторых, переход к последовательному обо­снованию причинности как замкнутой только в сфере душевной жизни. Это явно ход в иную сторону понимания детерминации, чем намечал­ся у Джеймса и других авторов, относимых к направлению функцио­нальной психологии. Это также и сознательный отказ от возможности рассмотрения единого причинного круга событий и причинного обу­словливания — хотя бы на уровне признания причинно-действующих условий — на уровне действия законов душевной жизни.

С точки зрения Дильтея, звено гипотез не может помогать психоло­гическому познанию, поскольку «в познании природы связные комп­лексы устанавливаются благодаря образованию гипотез, в психологии же именно связанные комплексы первоначальны и постепенно даны в переживании». Кроме того, факты в области ду­шевной жизни не достигают такой степени определенности, которая необходима для соотнесения их с теорией. Вред позитивизма, связы­ваемого с объяснительной психологией, заключается в «бесплодной эмпирике». Кант, как и другие гносеологи (философы, развивающие теорию познания), разрывает единую связь духовного факта и того «представления духовной связи», на фоне которой дан этот факт. В распоряжение гносеологии, по Дильтею, нужно дать «значимые по­ложения о связи душевной жизни». И здесь он строит картину, дей­ствительно новую по сравнению с ассоцианистской.

В поисках предпосылок своих взглядов Дильтей обращается к дру­гому немецкому философу X. Вольфу, рассматривая его рациональную психологию как объяснительную. Метафизический элемент объясни­тельной психологии — первенство рациональных конструкций, лишь проверяемых в эмпирической психологии, — вот с чем спорит Диль­тей. И он специально обращает внимание на представителя гербартовской школы Т. Вайнца как впервые поставившего иные приоритеты: описательная психология, соответственно наукам об органической жизни, поставляет эмпирический материал, а объяснительная опери­рует этим материалом. При этом она стремится выделить закономер­ный план явлений, не отягощаясь звеном гипотез как метафизическим элементом. Дильтей не против такого понимания объяснения. Выход за пределы, намеченные Вайнцем, Дильтей видит в следующем.

Расчленение восприятия и воспоминания — вот с чего началась объяснительная психология. «Могучая действительность жизни» да­леко выходит за пределы этих занятий объяснительной психологии. Кроме того, реальная психология, как ее понимает Дильтей, должна быть прочно обоснована и достоверна (в отличие от гипотетических объяснений). Она должна порвать с объяснительной психологией так­же потому, что та не раз связывала себя с материализмом. Неприемле­мость взглядов Вундта и Джеймса (как представителей современной ему психологии) Дильтей связывает с тем, что они, увеличивая эле­менты и приемы объяснений, оставляли гипотетическим сам харак­тер объяснительных элементов.

«Под описательной психологией я разумею изображение единооб­разно проявляющихся во всякой развитой человеческой душевной жизни составных частей и связей, объединяющихся в единую связь, которая не примышляется и не выводится, а переживается». Апелляция к переживанию выглядит связующим звеном между дильтеевским и современным пониманием психологии пережи­вания как движения в сторону гуманитарной парадигмы. Однако бо­лее подробно представление позиций по вопросам, как понимаются переживание и отвечающий психологии метод, не позволяет увидеть прямую связь между психологией души по Дильтею и психологиче­скими подходами в рамках современной гуманитарной парадигмы. В частности, он подчеркивал аналитичность психологического зна­ния, данного непосредственно, но не без осмысления его человеком.

Важнейшей характеристикой описательной психологии является то, что «ход ее должен быть аналитический, а не построительный». То есть понимающая психология мыслилась Дильтеем не в противовес ана­литическому методу, а в противовес психологическим реконструкци­ям, которые надстраиваются над непосредственно данным. Таким об­разом, это обоснование все того же постулата непосредственности в психологии. Внутреннее восприятие может непосредственно давать сведения о душевной жизни. И каковы бы ни были причинные отно­шения, в которых возник психический акт (восприятия, мыслитель­ный акт), во внутреннем мире он образует нечто новое, не имеющее аналога в мире внешнем. При этом Дильтей подчеркивает интеллек­туальность внутреннего восприятия, опосредствование его логически­ми процессами. Это рождает психологическое наблюдение. В резуль­тате расчленяющая описательная психология «кончает гипотезами, тогда как объяснительная с них начинает». К объяснительным моментам в рамках описательной психологии он от­носит представления о структурном законе и законе развития.

Интеллект, чувство (побуждение) и воля связываются в расчленен­ные целые душевной жизни. И чтобы им вновь вернуть целостность, дильтеевская психология возвращает к идее телеологической причин­ности. Структурная связь носит телеологический характер: она дает основной закон душевной жизни — закон развития («действующий как бы в направлении длины»). В каждом отдельном акте сознания всегда находится бодрствующий пучок побуждений и чувств. Кроме того, связь душевной жизни «содержит как бы правила, от которых зави­сит течение отдельных душевных процессов» (выделено В. Д.). А это уже указание на закон как детерминацию. Но позитивного рассмотрения этой проблемы в книге нет.

Мы привели более подробно схему дильтеевской психологии пото­му, что ориентировка на цель понимания не означала для его описатель­ной психологии отказа от аналитического метода или логики выводов. Она расставляла иные приоритеты между психологическими фактами и объяснениями1 по сравнению с гипотетико-дедуктивным методом, который им связывался отнюдь не с экспериментальной психологией (как она сложится лишь позже — в XX в.), а с заложенным Вольфом принципом первенства рационального конструирования законов пси­хики (принципом метафизического понимания психического). Ряд по­ложений, изложенных Дильтеем, представлен сегодня в новых парадиг­мах, с иным переосмыслением вложенного в них содержания.

Понимание — это не воссоздание стоящей вовне (за логикой отно­шений) рациональной связи, а ее усмотрение в самой душевной жиз­ни: «...как наше сознание мира, так и наше самосознание возникли из жизненности нашего "Я", а эта жизненность — больше, чем Ratio». Обратим также внимание на то, что понимание здесь — это отнюдь не понимание другого человека или клиента, как это представляют в современной психопрактике, оперируя понятия­ми эмпатии и др. Понимание здесь заменяет логику установления внеш­них причин на внутреннюю телеологию душевных структур.

Проницательность Дильтея заключается тем самым, на наш взгляд, не в создании предпосылок гуманитарной парадигмы в психологии, а в остром неприятии как попытки перенести на психологию законы механики (что характеризовало современную ему естественно-научную ориентацию ассоциативной психологии), так и метафизического прин­ципа при старом понимании «рационального» построения психологи­ческого знания. Отождествление же им этого принципа с принципом движения гипотез может теперь рассматриваться как существенный просчет. Перед Дильтеем в его период творчества была иная картина обоснования объяснительного метода: ассоцианизм как психология сознания в ее структуралистском и функциональном вариантах, мета­физика и позитивизм. Вернуться к целостным связям живой души — это был один из вариантов отказа от опосредствующего звена психо­логических реконструкций. Другие варианты — в послекризисный период психологии в XX в. — дали обоснования разным направлени­ям этих реконструкций.

Дальнейшее развитие дильтеевской психологии понимания осуществ­лялось его учеником Э. Шпрангером, который акцентировал уже несколь­ко иной аспект противопоставления двух психологии — психологии эле­ментов и духовно-научной психологии. И здесь шла речь не об отказе в рамках понимающей парадигмы от принципов построения научной пси­хологии, а о сути этих принципов. В первой главе своей книги «Формы жизни. Духовно-научная психология», написанной в 1914 г., Шпрангер отметил, что «так просто», как это предлагал Дильтей, проблема струк­туры души не решается, а причинность не может ограничиваться рамка­ми внутренней телеологии (в описании этой структуры как эмоциональ­ного регулятора того, что имеет и не имеет ценности для индивида). Если на низших ступенях своего функционирования переживания регулиру­ются биологическим — целями самосохранения организма, то на более высокой ступени жизни, особенно исторической, индивидуальная жизнь души обусловливается духовными связями, ценностными связями с объективной культурой.

Он развернул обоснование объективности в трех ипостасях: «...кро­ме... объективности, лежащей в материальной плоскости, и объективности, лежащей в системе данностей духовного развития и взаимодей­ствия, в которых она возникает исторически и закономерно, нужно различать еще третий и важнейший вид объективности, а именно надындивидуальный смысл, который в них содержится». Это третье — смысловое — направление Шпрангер пред­ложил далее называть критически-объективным, а духовные законо­мерности созидательной деятельности «Я» — нормативными.

«Описательность» психологии Шпрангером связывается с исто­рической описательностью (а не с отказом от звена гипотез в науч­ном познании), а научность — с принципом критически-норматив­ной установки на то, что она должна стать наукой о духе. От образов психических атомов или простейших процессов (здесь приводится в пример Вундт) он считал необходимым отказаться в пользу «прин­ципа расчленяющего анализа» (вместо принципа творческого синте­за элементов). Таким образом, то, что психология понимания пред­полагает расчленяющий анализ, выступило общим моментом двух концепций. Отличие концепции Шпрангера — включение психоло­гического «Я» в гораздо более широкие ценностные связи, чем «само­удовлетворение»; рассмотрение надындивидуальных норм как формы объективации духа; направленность на «нормативный закон ценно­сти» и понимание душевной жизни тем самым как смысловой связи, в которой объективный и субъективный смыслы «достаточно проти­воречат друг другу».

Шпрангер предлагал иной подход к культурно-историческому по­ниманию — и тем самым объективному рассмотрению — структур ду­шевной жизни, чем тот, который возник позже в отечественной куль­турно-исторической школе. Но это не был путь отказа от построения научной психологии; напротив, была подчеркнута особенность позна­ния высших форм психического как предполагающего выстраивание опосредствующих связей — с миром культуры, надындивидуальных ценностей, благодаря чему раскрывается «целостность духовной струк­туры». Объективные законы построения этих структур отражают надындивидуальные смысловые образования, а не индивидуальные переживания. Непосредственность переживания характеризует личный опыт отдельного «Я», но их сообщение создает уже нечто объективное, фиксируемое в языке, произведении искусства или техническом со­оружении.

Популярность призыва «назад, к Дильтею», заставила нас посвятить исходным принципам его методологии основное внимание, поскольку толкования давно ушли от исходного авторского текста. В том числе это и толкование того, что понимать под описательной психологией. В то же время понимание объяснительной парадигмы как связанной с экспери­ментальным методом можно считать достаточно устоявшимся, чтобы не повторять его оснований в этом параграфе. Однако следует отметить, что сегодня метод понимания представлен иначе, чем во времена Дильтея. Одно из методологических замечаний по его поводу — как новой пара­дигмы, учитывающей специфику «мира человеческих отношений» по сравнению с миром природы, — сделал Дж. Брунер (в тек­сте докладов на конференции, посвященной столетию со дня рождения Ж. Пиаже и на II конгрессе социокультурных исследований). Он опи­рался при этом на новый подход к пониманию описательного как нарра­тивного пути познания.

Он выделил два пути приобретения человеком знаний о мире. В рам­ках первого методологического пути, освоенного объяснительной пси­хологией (куда им относятся все номотетические подходы), предпола­гается причинно-следственная детерминация событий и определенные схемы соотнесения «логических и эмпирических проверочных проце­дур». Заслугой Пиаже Брунер считает раскрытие инвариантности, или направления развития индивидуального познания по этому пути при необходимой апелляции к логическому представлению психологиче­ских реалий в стадиях развития интеллекта. Принципиально иной путь развития указал Выготский, для которого умственные процессы необ­ходимо опосредствуются взаимодействием с другими людьми. «Зона ближайшего развития» концептуально фиксирует и основной закон развития в культурно-исторической психологии, и принципиально иное направление источников развития. Этим источником выступает культура. И высшие психические функции суть продукты этой куль­туры, а не эндогенного роста. «Они не только усваиваются из инстру­ментария культуры и ее языка, но и зависят от продолжающегося со­циального взаимодействия».

Таким образом, вторым путем приобретения знаний выступает апел­ляция к культуре, а значит, к контексту ситуации, динамике значений и смыслов, а главное — к наличию взаимодействия с кем-то, кто учит или кого учат (контекстуальность — существенное приобретение в трактовке надындивидуальных смыслов в современных подходах).

Для Брунера важно, что оба великих мыслителя не игнорировали воз­можность второй альтернативы, хотя сосредоточились в своих ис­следованиях на одной из них. Возможно, здесь уместно было бы ввес­ти и представления такого неоднородного течения, как социальный конструкционизм, который предлагает отказаться от критериев «ис­тины» и «факта» для оценивания ценности различных представлений о мире. В контексте же данного параграфа важным было другое: под­черкнуть идею Брунера о том, что раскрытие культурно-опосредство­ванных психических реалий предполагает переход к новой методоло­гии, которую он называет «повествовательной» (нарративной). Но логика нарратива также предполагает опосредствованностъ психоло­гического знания, а не логику непосредственного переживания (в ста­рой парадигме описательной психологии).

«Вместо того чтобы проверять наш и догадки о причинных и логи­ческих основаниях переживаемого опыта, как это имеет место при номотетическом подходе, при втором подходе мы стремимся объяс­нить опыт посредством его преобразования в повествовательную структуру. Повествовательная необходимость тем самым приходит на смену установлению причинной детермина­ции. Однако эту повествовательную необходимость не следует пу­тать с уникальным описанием. Возможны разные повествования об одном и том же. Кроме того, критерий истинности или ложности к повествовательному объяснению трудноприменим, поскольку и вы­мышленные истории подчиняются повествовательной структуре», как и подлинные. Таким образом, реечь идет не о противопоставле­нии описания и объяснения, а об использовании повествования в целях понимания. Понимание, следуующее за фактом, «зиждется на интерпретации». Не отказ от гипотетических психологических рекон­струкций отличает новый подход, а«другой тип психологического объяснения (столь же гипотетичный и в этом смысле неприемлемый для описательной психологии в представлении ее Дильтеем). Кау­зальное объяснение и повествовательное, т. е. интерпретационное, по Брунеру, строятся на разных метода^ познания, и неясно, могут ли для них быть найдены общие принципы.

Повествования придают форму событиям, подразумевают правила, нормы (и возможность нарушениях их). То есть это не феноменоло­гические описания. Сюжеты и персоонажи событий выступают примерами более общих типов. Здесь представление Брунера более по­ходит на понимание проявления типа в явлении (или закона), как об этом писал Левин. Отличие — то, что повествованием из культуры в культуру могут транслироваться универсальные типы и сюжеты. Но это иная универсальность, чем универсальность законов логиче­ских суждений. Причинные объяснения можно перевести в повество­вательные, но с потерей изначальных структур. Таким образом, две рассмотренные познавательные парадигмы являются не сводимыми друг к другу, но связанными между собой. Завершает свой анализ Брунер словами, что это трудно, но предпочтительно — опираться на знание обоих подходов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.