КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мифы о естественно-научном и гуманитарном мышлении и реальность гуманитарной парадигмы
Следующий аспект понимания естественно-научной парадигмы прямо связан с принятием идеи, что работающие в ее рамках исследователи, использующие экспериментальный метод для проверки психологических гипотез, реализуют особое естественно-научное мышление. Эта позиция четко была представлена в дискуссии, состоявшейся в рамках философского круглого стола в 1993 г. и ставшей заметным событием в изменениях понимания критериев научности в психологии. Но в рамках той же дискуссии прозвучали и положения о превалирующей роли теоретического подхода к предмету изучения (способа психологических реконструкций, учитывающих те или иные методологические идеи в отношении форм бытия психического), выбору проблем и психологических кодов (позиция В. П. Зинченко). Там же была сформулирована позиция, что нет оснований для постулирования какого-то иного мышления для психологов, нацеленных на работу в рамках гуманитарной парадигмы (позиция Н. И. Кузнецовой). Последующий краткий обзор ряда выступлений важен, на наш взгляд, в связи с тем, что опубликованные в «Вопросах философии» точки зрения не получали достаточного четкого изложения в едином пространстве затронутых проблем, хотя и не раз излагались авторами отдельно. В. П. Зинченко положительно ответил на вопрос о зарождении гуманитарной парадигмы в отечественной психологии, отнеся ее к этапу первой школы (как первой любви) — школы Выготского, а также к идее символьного опосредствования переходов у П. А. Флоренского. В работах Б. М. Теплова, Д. Н. Узнадзе, Н. А. Бернштейна и особенно А. А. Ухтомского (воспринявшего идею Флоренского об органопроекции) он также усмотрел зарождение гуманитарной парадигмы, причем именно в связи не столько с предметом, сколько с методом, учитывающим (в рамках экспериментального построения конкретного исследования) идеи медиации, функциональных органов, хронотопа, ноосферы и т. д. Естественно-научный подход он при этом прямо связал с «односторонней ориентировкой на физиологию мозга».
Идея деятельностного опосредствования как сознательно принятая марксистская платформа — и в определенной степени учет упреков Выготскому в идеализме — привела А. Н. Леонтьева к перемещению акцентов с проблемы опосредствования на проблему предметности как внешней, так и внутренней деятельности. После этого сознание уже «не отпускалось с короткого поводка деятельности» — эта метафора Зинченко уже стала самостоятельно блуждать по психологическим работам вне контекста ее появления. A.В. Брушлинский отстаивал в дискуссии точку зрения, что поворот от естественно-научной парадигмы в психологии уже совершился, но не на основе перехода к гуманитарной парадигме или отказа от эксперимента как ведущего метода, а на основе раскрытия принципов активности и субъектного опосредствования. Он подчеркивал идеи собственной активности ребенка в условиях воспитания и обучения, переоценку идеи интериоризации. Возражая другому участнику дискуссии, он настаивал на том, что идеи позднего Выготского построены не на естественно-научной парадигме, а на культурно-социологической, как и концепция С. Л. Рубинштейна и его учеников — не на естественно-научной парадигме. B.М. Розин отмечал, что замысел построить психологию по образцу естественной науки (имеются в виду программные установки Выготского на способ преодоления кризиса) не удался, как не удается в психологии и эксперимент, понимаемый так, как он представлен в естественной науке. Неудачным здесь выглядит именно слово «не удается». Оставим за скобками целевую направленность построения тех или иных теорий — уже на примере Левина мы видели, что, строя одну картину мира, психолог использует средства (методические и мыслительные) из другой, а приходит в результате к третьей картине — к новому типу представления этого мира. Выготский построил культурно-историческую психологию, а не естественно-научную, хотя предполагал в качестве цели построение научной психологии и использование современной научной методологии. Тем самым он показал, что научная психология — это не обязательно естественно-научная; в его подходе она стала культурно-исторической, причем с соответствующим изменением метода исследования.
Отметим именно проблему экспериментального метода. Идею понимания экспериментального факта как устанавливаемого, а не непосредственно эмпирически данного, К. Поппер обосновывал на примере суда присяжных, т. е. из гуманитарной области — юриспруденции, являющейся конвенциональной системой знаний, а не примером естественной науки. И то, что в психологии эксперимент иначе реализует идею причинного вывода, полагая иные (психологические, а не физические) законы в своих концепциях причинности, — это совершенно верно. Как верно и то, что установление экспериментальных фактов и следование логике гипотетико-дедуктивного вывоза не является прерогативой исследования в естественных науках. Нельзя смешивать формальные и содержательные аспекты организации экспериментальной ситуации: детерминация процессов в психологическом эксперименте, во всяком случае в школе Выготского, никак не характеризуется понятием воздействующей причины, как это действительно представлено в эксперименте естественно-научном. То же касается и школы К. Левина и ряда других. Для В. П. Зинченко и А. В. Брушлинского, занятых в то время обоснованием возможности расширения рамок психологического знания, в состоявшейся дискуссии были важны иные аспекты — раскрытия специфики теоретического мира психологии, преодолевающей установку на овладение и управление психикой человека. Действительно, установка на овладение силами природы характеризует классическое естествознание. Из этого не следует, что она имманентна экспериментальному методу как пути познания.
Последовательную критику естественно-научного подхода в психологии в связи с критикой естественно-научного метода А. А. Пузырей предложил дополнить критикой практического разума современной психологии. Психоанализ и психопрактики не входят в область занятий академической научной психологии (и это послужило основанием введения Ф. Василюком понятия схизиса). А именно они дали примеры неклассических ситуаций в психологии как связанных с включенностью исследователя в формирование характеристик изучаемых явлений. Следует отметить, что неустранимое присутствие психолога как условие существования изучаемого объекта не выступает признаком гуманитарной парадигмы или «гуманистического мышления». В рамках гуманитарной парадигмы рассматривается действенность не научных теорий, а мифологем, которые прекрасно помогают в психотехнической работе (хороший пример тому — практика психоанализа). Перечень неклассических ситуаций для психологии явно мог быть продолжен (к этому вернулась в последующем Е. Завершнева. Предложенный Пузыреем выход — принцип дополнительности, понятый как дополнение психологического описания психотехническим. Самоопределение психологии в своих ценностных ориентациях — другой поворот Проблемы выхода из тупика «естественно-научного разума». Иметь дело с полным человеком, духовным существом, «человеком пути» — это и путь собственного личностного роста психолога. Не знаем, кто бы сейчас стал спорить с этими поворотами в изменении научно-практических задач в психологии. Но важно отметить: были названы не отличия гуманитарной парадигмы как таковой, а отличительные особенности любой науки на этапе ее неклассического развития, связанные с отказом от классического идеала рациональности Явно в направлении последних прозвучал призыв Б. С. Братуся к повороту от гуманитарной парадигмы к эсхатологической: «А именно: переход к такой методологии, которая бы соотносилась, исходила из представлений о предельных, конечных смыслах бытия человека, его роли и назначении в этом мире и рассматривала бы психическую жизнь не как многовариантный пасьянс возможных исходов мифотворения, а как реальный процесс боговоплощения, возвращения, подражания Христу». Именно аксиологическая направленность последнего утверждения напоминает о постнеклассической парадигме. Построение души, изменение бытия как условие понимания некоторых вещей — другой поворот к постнеклассической парадигме (а не гуманитарной).
М. А. Розов продолжил обсуждение тупика, в который якобы зашла естественно-научная парадигма, в связи с тем, что наблюдателя нельзя вынести за скобки психологического эксперимента — он является его активным участником и строит получаемую картину. При этом он апеллировал к принципам дополнительности и неопределенности в физике как основаниям построения единой картины мира, где нет естественно-научной парадигмы, а есть научное знание. Н. Бор распространил принцип дополнительности и на гуманитарные науки. Явление порождается в процессе его изучения и там, и там — это уже общее место методологического осмысления современных исследований (в любых науках — и естественных, и исторических). В другом параграфе мы привели точку зрения Е. Завершневой о проблематичности апелляции к физике именно в указанных аспектах, поскольку аналогии оказываются слишком поверхностными. Участнику дискуссии важно другое: во-первых, указать, что границы между естественными и гуманитарными науками именно как парадигмаль-ные стираются. И второе: нет отдельно мышления для гуманитарных наук и для естественных: «Надо просто логично мыслить». Н. И. Кузнецова, возвращаясь к обсуждению кризиса в психологии, обосновала его проявление как коллекторского подхода к построению научных программ, многообразие которых не решает основную задачу преодоления безнадежно устаревших онтологических моделей психического. По ее мнению, нельзя выбросить из дискуссий представления о предмете психологии как бесплодные, стратегически неверные и нерациональные (что прозвучало в выступлении сторонников гуманитарной парадигмы). Парадигма гуманитарного мышления не может быть выходом из кризиса, поскольку нет отдельного гуманитарного мышления. Вместо нее есть аксиологически окрашенные (эмоциональные) основания принятия либо непринятия разных способов занятия наукой. Могут быть плохо поставленные вопросы и глубокое равнодушие только к «общей методологии и философии науки, но и остальной науки вообще». Завершая представление дискуссии, заметим, что концепция наличия особого гуманитарного мышления сегодня очень популярна, хотя и не в силу его особых свойств (таковые не выделены), а скорее в силу выявленных ограничений естественно-научных схем объяснений применительно к другим областям знаний, в том числе и психологическим. Допустим вслед за одним из выступивших, что для Выготского здесь «оправданием» служили его первоначальные занятия — гуманитарные исследования. Однако в целом поворот лицом к человеку (к миру людей, а не миру вещей) стал существенным прорывом в социально-культурных установках начавшегося XXI в. Отличия в картине мира и стилях мышления людей, работающих в разных направлениях — естественно-научного и гуманитарного знания, — обоснованно стали предметом психологических исследований. Но картины мира людей в разных эпохах конструирует и культурология. Методология же психологии решает другие задачи: рассмотрения парадигмы не только по отношению к теоретическому миру психологии, но и в контексте адекватности методов предмету и целям психологического изучения. И здесь намечен прорыв в методологии, связанный с осмыслением способов освоения такой области, как практическая психология. Прямое отношение к рассматриваемой проблеме имеет и вопрос о специфичности исследовательского мышления психологов. Рассмотрим тот момент в проблеме экспериментальной парадигмы (прозвучавшей как аналог естественно-научной психологии), который не был затронут в дискуссии. А именно: использование экспериментального метода неправомерно отождествляется с принятием и следованием позитивистским установкам как единственным критериям научности при построении объективного знания (это отражено, в частности, в уже цитировавшихся работах Юревича). То, что последнее является сложившимся недоразумением — недопустимым, если учитывать вклад в рефлексию экспериментального метода К. Поппера (с его принципами критического реализма и фальсификационизма), — заслуживает специального обсуждения. Краткое резюме такого обсуждения было бы таким: принцип реконструкции ненаблюдаемых процессов и закономерностей, положенный в основу концепции объективного знания, никак не может быть отнесен к позитивистским установкам в науке. Неприятие научной психологии как базирующейся на звене выдвижения гипотез у Дильтея было более последовательным возражением, чем доводы сторонников гуманитарной парадигмы, вообще предлагающих избегать пути оценки психологических теорий на основе выдвижения звена гипотез как связующего мостика между миром теорий и миром психологической реальности. Вопрос о том, является ли психология гуманитарной или естественной наукой, не может быть сведен к проблеме специфики гуманитарного мышления именно в звене гипотез — никто не указал пока отличия их выдвижения в порождении знания гуманитарного и естественно-научного. Разграничение видов наук на естественные и гуманитарные выступает самостоятельной проблемой; и настойчивость в противопоставлении в психологии строгого естественно-научного мышления и мышления гуманитарного не может подменять содержательных аргументов в ведущихся спорах о путях развития научной психологии. Видимо, и к гуманитарному мышлению следует отнести признаки гипотетичности и критичности. Критичность мышления, ориентированность на то, каковы вопросы, а не только ответы, получаемые в исследовании, — это свойства, в равной степени присущие как экспериментальным наукам (с которыми ассоциируется экспериментальный метод, а не собственно естественно-научная парадигма), так и гуманитарным. Но в гуманитарных науках наработаны иные средства эмпирического опробования при проверке научных гипотез. Так, метод критического анализа документов — аналог экспериментального в исторических науках, также предполагающий воссоздание факта путем соотнесения гипотез и собираемых эмпирически данных.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |