Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Правила конструктивной критики

Критика – разбор, анализ, обсуждение чего-либо с целью указать достоинства и недостатки, а затем дать общую оценку.

 

Кри́тика (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение») —

- выявление противоречий;

- выявление ошибок и их разбор

- разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);

- отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков;

- исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников).

- отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.

 

Критик (греч. κριτικός, от κριτική — искусство разбирать, судить) — человек (специалист), сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в сфере культуры. Очень часто критики являются людьми, не достигшими положительных результатов в своей области. Например, музыкальные критики - часто люди, которые стали неудавшимися музыкантами.

 

Различают кинокритиков, специализирующихся в области кинематографии, литературных критиков, работающих с произведениями художественной литературы, музыкальных критиков и театральных критиков, а также художественных критиков, предмет занятий которых составляют изобразительные искусства. К критикам относят знатоков и ценителей, обычно профессионально подготовленных, которые регулярно оценивают и интерпретируют концерты, спектакли, произведения различных искусств и, как правило, публикуют свои наблюдения и суждения в периодических изданиях.

 

К числу наиболее известных русских художественных и музыкальных критиков относят Владимира Васильевича Стасова, окончившего Училище правоведения. Музыкальной критикой занимались также композиторы Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Николаевич Серов и другие, художественной — художники Александр Николаевич Бенуа, Мстислав Валерианович Добужинский и другие. Известным в своё время художественным и литературным критиком был Дмитрий Владимирович Философов, который в отличие от Бенуа и Добужинского не был художником, в отличие от Мережковского или Гиппиус — не был писателем. А также знаменитый литературный критик Белинский Виссарион Григорьевич.

 

 

Критики – одна из движущих сил прогресса. Без них общение автора с читателем превратится в надоедливый сладкий сиропчик, а процесс написания фанфиков не будет эволюционировать. Ибо эволюция возможна только в условиях борьбы. Конечно, некоторые «альфы» обладают таким ценным качеством, как самокритика, но не чаще, чем все остальные люди. И поэтому каждому творцу просто необходимо наличие не только вдохновителей, но и критиков, которые будут тыкать его носом в ошибки.

 

Естественно, если уж Вы решили высказать автору свое несогласие, то желательно предварительно убедиться, что Вы НА САМОМ ДЕЛЕ лучше знаете, как надо. Чтобы потом не было мучительно стыдно за собственную необразованность и поспешность, а нередко – даже идиотизм. Лучше, если Вы аргументируете высказывание полезными ссылками на уважаемые источники, поскольку если спор станет горячим, кто-нибудь обязательно такие ссылки затребует.

 

Очень радуют критики, которые критикуют конструктивно, предлагая свою собственную версию и делящиеся информацией. И не придирающиеся к мелочам и опечаткам.

 

Всегда нужно допускать, что автор – на то и автор, что может обладать своим видением ситуации. Иногда – в этом и фишка. Не стоит пытаться подогнать его под канон. Если Вы видите, что Ваша логика и логика автора несовместимы – лучше не копайтесь. Уверена, для Вас найдется еще немало объектов для оттачивания Ваших талантов критика.

 

В любом случае, следует помнить, что критикуем – не автора. Критикуем – произведение. Много неприятных и малопрогнозируемых ситуаций случается из-за перехода на личности и навешивания ярлыков.

 

И, напоследок:

 

Критиковать может, наверное, каждый.

 

Хорошо критиковать – только тот, кто сам творил, или, по крайней мере, участвовал в процессе ваяния. И если Вы, критик, оказались неправы – имейте мужество и такт признать это.

 

И к Вам наверняка прислушаются.

Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Деструктивная критика разбивает ваши тезисы и аргументы, показывает ваши недостатки и слабости, обнаруживает ваши ошибки и недочеты.

Разрушительность такой критики - в том, что она затрудняет человеку возможность «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, снижает у него веру в себя. Деструктивная критика почти всегда безполезна и как правило вредна.

Исключение: если критикуемый эмоционально неуязвим и конструктив легко придумает сам, то критические замечания даже деструктивного плана все равно будут полезны. «Вы критикуйте свободно, я за вас все додумаю и сделаю конструктивным и осмысленным!»

 

Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Что добавить или изменить, чтобы получить требуемый результат.

Т.е. конструктивная критика – это критика, призванная не оскорблять и обижать, а донести до человека суть проблемы.

 

«Ты был эффективен в этом… Ты был бы более эффективен, если… (Ты будешь более эффективен, когда…)» или «Это было замечательно, а вот это, на мой взгляд, можно сделать лучше. Мне это видится, например, так…»

Куда прете? - деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! - конструктив.

 

Конструктивность критики - необходимый элемент психологической грамотности.

 

Конструктивная критика всегда эффективнее деструктивной, но делать ее такой трудно.

Сказать детям: «Драться нельзя! Нельзя давать сдачи!» - несложно, а если в ответ умный ребенок спросит: «А как правильно? Как поступать, когда тебя бьют? Когда отнимают у тебя твои игрушки, а пожаловаться некому?»

 

Девочка Маша просит конструктива

 

Как-то моя маленькая дочка с подралась с другой девочкой на улице, когда та не отдавала ей ее игрушки. Ну, всяко бывает! Но я, как папа, конечно же начал строго говорить Маше справедливые вещи: "Маша, это плохо. Нельзя драться! Нельзя давать сдачи, это неправильно!" Далее я помню то, что меня впечатлило надолго. Маша поднимает свои ангельские глазки и спрашивает, прямо глядя на меня: "Я поняла, сдачу давать нельзя, это неправильно. А как правильно?" - Тут я понял, что у меня трудный день, потому что высшего психологического образования и диссертации по воспитанию молодежи мне не хватает для того, чтобы дать простой и ясный ответ на этот вопрос.

А действительно, как поступать маленькой девочке, когда другая маленькая девочка грубо отнимает у нее ее игрушку, на слова не реагирует, а когда она стукает ее слабо, в ответ стукает ее сильно?

 

Тогда я сказал себе: "Может быть, мне сильно не нравятся чье-то поведение. Но если мне нечего человеку предложить, как простое решение, я не имею права его критиковать!" Нет конструктива - критика запрещена.

 

С тех пор в нашей семье это имеет силу закона. Если кто-то что-то делает плохо, ругаться, кричать или обижаться нельзя: можно попросить или предложить то, что тебя устроит больше.

Неправильно Правильно

Почему ты не сходил в магазин. я же тебя просила? Пожалуйста, сходи в магазин, мне нужно приготовить обед.

Что ты на меня кричишь? Пожалуйста, давай это обсудим в другом, более спокойном тоне.

 

Кстати, конструктив может предложить и другая сторона, если сама знает, чем и как другой человек может ей помочь. Например,

- Меня злит, когда я тебя прошу, а ты не обращаешь на это внимания!

- Прости, пожалуйста. Но ты на меня не ругайся, а другой раз просто напомни еще раз. Мне всегда приятно, когда ты ко мне лишний раз подойдешь. Я же действительно просто отвлекаюсь и забываю. Да? Поможешь мне?

 

Понятно, что и это не решает всех вопросов, но договариваться мы с тех пор стали быстрее и чаще.

 

Если не знаете, как критиковать конструктивно - как правило, лучше не критиковать. На крайний случай можно пресечь недопустимое, но без критических стрел и обвинений.

Конструктивная критика – это высказывания, указывающие на недостатки в действиях кого-либо, основанные на соблюдении этических норм и правил.

В процессе профессиональной деятельности многие сотрудники сталкиваются с необходимостью, а в ряде случаев и с желанием высказать критические замечания в адрес своих сослуживцев, участников деловой беседы, партнеров по переговорам и т.д.

Роль руководителя какого-либо подразделения неизбежно связана с задачей критической оценки деятельности, поступков, поведения своих подчиненных.

Критика может быть вызвана как объективной, так и субъективной необходимостью. Объективная необходимость определяется отклонениями от формальных, организационно регламентированных процессов профессиональной деятельности, несоблюдением со стороны исполнителя каких-либо инструктивных предписаний. Субъективная необходимость критики определяется личностным восприятием руководителя (или другого критикующего лица) той или иной производственной ситуации. К субъективной необходимости критики можно отнести также несоблюдение кем-либо этических норм и правил поведения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Восстановление работоспособности системы после вирусной атаки | Правила конструктивной критики - Рекомендации критикующим
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.