Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Композиция грамотной критики




 

Чтобы критика была услышана и дала нужный эффект, ее композицию (формулу) нужно построить оптимальным образом.

Основные формулы грамотной критики:

 

1. Плюс-минус-плюс

 

Пункт раз: Плюс, «Что хорошо». Начинать практически всегда имеет смысла с какого-то позитива, что обеспечит контакт с человеком, создаст ему запас ресурсного состояния и предупредит его, такой возможный, уход в защиту.

 

Пункт два: Минус, а точнее, «Как можно сделать это лучше». Тут лучше говорить не что плохо, не что нужно исправлять, а что можно сделать лучше, что можно изменить или добавить.

Исправляют - дефективное, а добавляют - к хорошему. Говорить про необходимость «исправить» - конфликтно, а о возможности изменить и добавить - нормально, это сохраняет конктакт.

 

По возможности, это «изменить и добавить» сделайте понятным, конкретным, дайте позитивный образец, чтобы вашими словами можно было воспользоваться. И тогда МИНУС оказывается не негативной констатацией, а конструктивной и доброжелательной подсказкой.

Вроде бы и минус, но одновременно как бы и подарок, и вместо желания агрессивно защититься «А на себя-то посмотри!» появляется понимание, что действительно можно сделать.

 

Пункт три: снова Плюс. Чтобы желание воплотилось в действие, его надо поддержать финальным плюсом: чем-то позитивным, энергичным и воодушевляющим.

«Ведь ты же — талантливый? У тебя — получится!»

 

Итого, начинай с достоинств, продолжи трудным, заверши приятным и воодушевляющим!

 

2. Развернутая критика - вид критики «Плюс-минус-плюс», где основной элемент ("минус") говорится не коротко, а подробно разворачивается. Развернутая критика имеет смысл, когда человек не обидчив, вопрос критики - не больной, не острый, а важным оказывается момент конструктива - как на будущее делать лучше.

 

Формула развернутой критики:

Что хорошо (ресурсная смазка),

Что добавить или изменить (собственно конструктивная критика),

Как это лучше сделать (детализация в подсказку),

Кто в этом поможет (люди или другие ресурсы в помощь и поддержку).

И пряничек напоследок.

3. Веселый наезд – претензии и обвинения скорее шутливого плана и на высоком эмоциональном тоне, заражающем того, на кого наезжают.

 

4. Критика в обход сопротивлений – специальная формула критика, учитывающая вероятное сопротивление того, кого мы критикуем. Эту формулу необходимо применять тогда, когда человек обидчив и происшедшая ошибка достаточна серьезна, чтобы указание на нее могло задеть самолюбие человека.

 

Формула:

Контакт. Хорошие слова: доверие, снять защиты.

Разобраться - скорее в позиции позитива.

Косвенно напрячь, предупредить безразличие.

Самокритика наша - мы тоже не совершенны.

Его самокритика, его собственные оценки: пристроились и уточнили.

Позитив и конкретика: что добавить или изменить.

Энергия выхода - хорошие слова или бодрые интонации: пинок, поддержка, отвлечение.

 

5. Критика, развернутая до размеров разборки (как бы «работа над ошибками», очень подробный анализ деятельности и построение стратегии поведения, работы на будущее).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.