Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Указка - 1 шт

Лектор 2000 - 1 шт.

Слайды по теме № 8 (1-5).

МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИИ

по теме №8 «Органы гîñóäàðñòâåííой власти Росииской Федерации и субъектов Росииской Федерации».

ВРЕМЯ: 4 часа

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие, основные признаки и система государственных органов

2. Общие принципы организации представительной,исполнительной и судебной власти в субъектах РФ

3. Представительные органы государственной власти РФ.

4. Исполнительные органы государственной власти РФ.

5.. Судебные органы государственной власти РФ

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 

 

" Система и принципы деятельности государственных ор­ганов в Российской Федерации "

План:

1. Понятие и система органов государственной власти в Российской Федерации.

2. Принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.

Литература:

- Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., 2001г..

- Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. N 11-П по делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года N 1969 "О мерах по укреп­лению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2. 3 Положения о главе администрации края, области, города феде­рального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом // Российская газета. - 1996. - 15 мая.

- Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1176 "О системе федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - N 34. - Ст. 4081.

- Указ Президента РФ "О структуре федеральных органов исполни­тельной власти" N 66 от 10 января 1994 года // Собрание актов Прези­дента и Правительства РФ. - 1994. - N 3. - Ст. 1901.

- Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Собрание законода­тельства Российской Федерации. - 1995. - N 18. - Ст. 1589.

- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законода­тельства Российской Федерации. - 1994. - N 13. - Ст. 1447.

- Указ Президента России от 11 января 1995 г. N 32 "О государс­твенных должностях в Российской Федерации" // Собрание законодательст­ва Российской Федерации. - 1995. - N 3. - Ст. 173.

 

 

1. Вопрос Понятие и система государственных органов в Российской Федерации.

Российская Федерация осуществляет свои многообразные функции через государственные органы. Государственный орган (орган государства) - это составная часть государственного аппарата, образуемая в установлен­ным законом порядке и наделенная государственно-властными полномочия­ми, необходимыми для осуществления функций государственной власти.

Государственным органам присущи специфические черты, отличающие их от общественных и иных объединений (организаций):

1. Государственные органы образуются в точном соответствии с законом. Их состав определяется Конституцией Российской Федерации и приня­тыми на ее основе нормативно-правовыми актами. Порядок образования го­сударственных органов регламентируется федеральными законами (о выбо­рах депутатов в Государственную Думу, о выборах депутатов в соответс­твующие органы власти субъектов Российской Федерации, о Правительстве Российской Федерации и т.п.).

2. Государственный орган уполномочен Российским государством осу­ществлять строгоопределенные задачи и функции. В этих целях государс­тво наделяет свои органы государственно-властными полномочиями. Сущ­ность этих полномочий состоит в том, что государственные органы имеют право принимать общеобязательные решения. Властные полномочия государс­твенных органов находят свое воплощение в компетенции конкретного го­сударственного органа, закрепленной в соответствующем нормативно-право­вом акте.

3. Каждый государственный орган имеет четко определенную законом структуру. осуществляет свою деятельность в присущих ему организацион­но-правовых формах. Законодательством регулируется и процедура деятель­ности государственных органов. Так, основной формой деятельности парла­мента России - Федерального Собрания - Конституция РФ (ст. ст. 99, 100) называет заседание каждой из его палат: Совета Федерации и Государс­твенной Думы. Процедура работ палат Российского парламента определяется их регламентами.

4. Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему государственной власти. Такое единство определяется федератив­ным устройством России, ее государственной целостностью (ст. 5 п. 3 Конс­титуции РФ) и производно от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его возможности формировать государственные ор­ганы (ст. ст. 3, 32 Конституции РФ).

Под системой государственных органов Российской Федерации понимает­ся совокупность ее высших и местных органов законодательной, исполни­тельной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организацион­но-правовых формах функции единой государственной власти. Таким обра­зом, система государственных органов состоит из следующих основных ви­дов: органов законодательной власти (представительных органов госу­дарственной власти); органов исполнительной власти; органов судебной власти.

Все органы государственной власти в Российской Федерации составляют единую систему. Так, Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. N 11-П по делу о проверке конституционности пунк­та 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2. 3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, авто­номного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом:

- в соответствии со статьей 77 (часть 2) Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Рос­сийской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федера­ции и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

- в целях построения единой системы исполнительной власти в Рос­сийской Федерации федеральный законодательный орган - Федеральное Соб­рание (прежде всего, Государственная Дума) и законодательные (предста­вительные) органы субъектов Российской Федерации обязаны принять в пределах своей компетенции соответствующие законы.

- на момент издания оспариваемого Указа Президента Российской Федерации надлежащая законодательная база по этому вопросу создана не была. И до настоящего времени не принят основной в данной сфере феде­ральный закон об общих принципах организации представительных и испол­нительных органов государственной власти, предусмотренный статьей 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

- В соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российс­кой Федерации и обеспечивает согласованное функционирование и взаимо­действие органов государственной власти. В силу этого не противоречит Конституции Российской Федерации издание им указов, восполняющих про­белы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Рос­сийской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ог­раничивается периодом до принятия соответствующих законодательных ак­тов. (Российская газета от 15 мая 1996 года).

Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик в составе России, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации (Государственных Дум краев, облас­тей, городов федерального значения и т. п.) и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных сове­тов и т.п. органов на уровне сельских и городских районов). Все указан­ные органы занимаются в основном нормотворческой деятельностью. Те из них, которые обладают правом принимать законы (парламент Российской Фе­дерации и парламенты республик в ее составе) принято именовать органа­ми законодательной власти. Органы государственной власти других субъек­тов Федерации (автономных образований, городов федерального значе­ния, краев и областей), а также городов, сельских и городских районов, ко­торые вправе принимать не законы, а иные нормативно-правовые акты (ре­шения, постановления и т.п.) именуют обычно представительными органами государственной власти. Важно иметь в виду, что и органы законодательной власти также именуют представительными органами власти. И это верно: и первые, и вторые состоят из депутатов - представителей групп избирате­лей и общественных объединений, избранных в органы власти народам.

Органы исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. N 1176 "О системе федеральных органов исполни­тельной власти" (Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. N 1177) в сис­тему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комите­ты Российской Федерации, федеральные службы России, российские агент­ства, федеральные надзоры России.

Министерство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).

Государственный комитет Российской Федерации - федеральный орган ис­полнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет Российской Федерации возглавляет председатель государственного комитета Российской Федерации.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специ­альные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и дру­гие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель федеральной службы России, российское агентство

- генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России - начальник федерального надзора России.

Установить, что федеральные органы исполнительной власти создаются только с такими наименованиями и статусом, которые предусмотрены насто­ящим Указом. При этом не допускается придание им иного статуса.

2. Создание федеральных органов исполнительной власти, их реоргани­зация и ликвидация осуществляются Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.

(Собрание законодательства Российской Федерации 1996. - N 34. - Ст. 4081).

Кроме этого в систему органов исполнительной власти входят: пра­вительства, министерства и иные органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации; главы администраций краев, областей, мэ­ры городов федерального значения со своим рабочим аппаратом; главы ад­министраций городов, сельских и городских районов. Главной задачей орга­нов исполнительной власти является реализация (претворение в жизнь) положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, норма­тивных указов Президента России, а также решений соответствующих вышес­тоящих (федеральных, республиканских, областных и т.д.) органов исполни­тельной власти. По вопросам своей компетенции органы исполнительной власти вправе принимать постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на соответствующей территории (всей Федерации в целом, рес­публики в составе России, края, области, города, района). В силу того, что эти органы обладают исполнительной, но и распорядительной властью, их именуют также исполнительно-распорядительными органами.

Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголов­ного судопроизводства.

Организация судебной системы Российской Федерации, принципиальные начала ее деятельности и другие важнейшие вопросы осуществления судеб­ной власти подробно рассматриваются в главе 16 настоящего учебника.

На федеральном уровне это высшие судебные инстанции: Конституцион­ный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший арбитражный Суд РФ. В республиках в составе РФ - Конституционный, верховный и арбитражный суды республи­ки. В других субъектах - краевые, областные, городов федерального зна­чения и автономной области и автономных округов народные и арбитражные суды. На местном уровне - районные и городские народные суды.

2. Вопрос Конституционные принципы организации и деятельности органов Российского государства.

Единство системы государственной власти в Российской Федерации обуславливает единство принципов организации и деятельности государс­твенных органов. К числу таких принципов относятся: формирование госу­дарственных органов народом или по его поручению соответствующими ор­ганами власти; самостоятельность органов законодательной, исполнитель­ной и судебной власти; территориальная организация властных структур; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государс­твенной власти в Российской Федерации; законности в деятельности госу­дарственных органов; осуществления полномочий государственных органов в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина; употребле­ния в органах государственной власти национальных языков наряду с русским.

Формирование государственных органов народом или по его поручению соответствующими органами власти - основополагающий принцип. Статья 3 Конституции РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве является его многонациональный народ, осуществляющий свою власть наряду с другими организационно-пра­вовыми формами и через органы государственной власти. При этом консти­туционная норма определяет, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Именно путем вы­боров многонациональный народ Российской Федерации формирует предста­вительные органы государственной власти в центре и на местах, избирает Президента России и президентов тех республик в составе Российской Фе­дерации, где их Конституциями предусмотрена такая должность. Органы ис­полнительной и судебной власти образуются в свою очередь, вышеуказанны­ми органами. Глава Правительства Российской Федерации назначается Пре­зидентом России с согласия Государственной Думы, члены Правительства назначаются решениями Президента России. Судьи Конституционного, Вер­ховного и Высшего Арбитражного судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента России. Главы администрации краев и областей назначаются всенародно избранным Президентом России, а мэры городов из­бираются населением этих городов.

Важнейшим принципом организации и деятельности государственных ор­ганов является установленный в Конституции РФ (ст. 10) принцип разделе­ния государственной власти на законодательную, исполнительную и судеб­ную. Согласно указанному принципу, ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конститу­цией Российской Федерации и другими законами. Действуя в этих преде­лах, государственные органы имеют возможность взаимодействовать между собой, уравновешивать друг друга, контролировать работу органов иных ветвей власти, указывать на нарушение закона. Все это необходимо для обеспечения демократического развития общества, функционирования меха­низма "сдержек и противовесов", предотвращение чрезмерной концентра­ции, монополизации власти одним органом (должностным лицом).

Принцип территориальной организации властных структур вытекает из федеративного устройства России. В соответствии со статьей 11 Конститу­ции РФ государственную власть на территории России в целом осуществля­ют федеральные органы: Президент Российской Федерации, Федеральное Соб­рание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российс­кой Федерации, а также суды Российской Федерации. Эта же норма Конститу­ции России устанавливает, что государственную власть в субъектах Рос­сийской Федерации осуществляется образуемыми ими государственными ор­ганами. Важно обратить внимание на то, что и Российская Федерация, и каж­дый ее субъект самостоятельно определяет организацию своих властных структур, Так, ст. 71 п. "ч" Конституции РФ закрепляет право самой России устанавливать системы федеральных органов законодательной, исполнитель­ной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Что каса­ется системы органов государственной власти республик, краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области, автономных окру­гов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных орга­нов государственной власти, установленными федеральным законом (ст. 77 п. 1 Конституции РФ). Исчерпывающий перечень государственных органов каждого субъекта Российской Федерации закрепляется в Конституции рес­публики в составе России, уставе края, области и др. субъектов Российс­кой Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами госу­дарственной власти в Российской Федерации также определяется федера­тивным устройством нашего государства. В соответствии со ст. 11 п. 3 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между ор­ганами государственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти ее субъектов осуществляется самой Конституцией Рос­сии, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Смысл такого разграничения, исходящий из единства системы государственной власти и признания равноправия и самоопределения наро­дов в Российской Федерации, состоит в том, что по вопросам, имеющим обще­федеральное значение, решения должны приниматься федеральными органами государственной власти, вопросы, имеющие значение и для Федерации, и для ее субъектов, должны решаться совместными усилиями центра и мест и, на­конец, сами субъекты по вопросам, имеющим исключительно местное (респуб­ликанское значение, должны обладать всей полнотой государственной влас­ти. Данный принцип реализован в положениях ст. ст. 71-73 Конституции РФ. При этом важно обратить внимание на то, что Конституция Российской Федерации, а вслед за ней и текущее законодательство вкладывает разный смысл в понятия "предметы ведения" и "полномочия". Под предметом веде­ния понимаются вопросы, которые вправе решать те или иные государствен­ные органы (федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы и т.п.). Пол­номочия государственных органов - это установленная законом мера учас­тия соответствующего государственного органа (его права и обязанности) в решении какого-либо вопроса. Так, например, в рамках решения вопроса о бюджете различные государственные органы имеют не одинаковые полномо­чия: общефедеральные органы составляют и утверждают федеральный бюд­жет, государственные органы субъектов Российской Федерации решают ана­логичные задачи применительно к своим территориям, а государственные органы городов, городских и сельских районов вправе решать бюджетные вопросы лишь местного значения.

Принцип правового государства, который предполагает во-первых, за­конность в деятельности органов государственной власти означает стро­гое и неуклонное соблюдение законов в практической работе каждого го­сударственного органа в целом и любого его должностного лица. Требова­ние законности устанавливается в ст. 15 Основного Закона Российской Фе­дерации, обязывающей все государственные органы и должностных лиц соб­людать Конституцию и законы Российской Федерации и во вторых, предус­матривает осуществление своих полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина. Статья 18 Конституции РФ устанавлива­ет, что права и свободы человека и гражданина определяют содержание де­ятельности законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием. Это означает, что конечной целью работы каждого государс­твенного органа, любого его должностного лица, должно стать удовлетворе­ние законных интересов человека и гражданина.

Осуществление принципа употребление в органах государственной влас­ти национальных языков наряду с русским предопределяется конституцион­ной нормой (ст. 26 п. 2) о том, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения. Данное положение гаран­тируется правом республик устанавливать свои государственные языки, ко­торые употребляются наряду с государственным языком Российской Федера­ции - русским - в органах государственной власти и государственных уч­реждениях республик (ст. 68 Конституции РФ). Текущим законодательством (положениями о порядке рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граж­дан, уголовно-процессуальном, административно-процессуальным и др. зако­нами) установлено право граждан использовать родной язык также и в от­ношениях с органами государственной власти Российской Федерации.

Проблемные вопросы темы:

Наиболее актуальными проблемами совершенствования деятельности го­сударственных органов в Российской Федерации являются: правовое обес­печение реальной самостоятельности органов законодательной, исполни­тельной и судебной власти, организации их взаимодействия между собой; поиск оптимальных организационно-правовых форм разграничения предметов ведения и полномочий различных государственных органов.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под государственным органом?

2. Каковы специфические черты, присущие государственным органам? Каково содержание этих черт?

3. Что включается в систему государственных органов Российской Федера­ции?

4. Каковы основные задачи представительных органов государственной власти?

5. В чем состоит основное содержание деятельности исполнительных орга­нов власти?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выбор стратегии и формирование стратегического плана | Суспензии, эмульсии, золи, гели, нано системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.