Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Господства монополий на рынке




Отрицательные и положительные последствия

Господство монополий на рынке порождает целый букет отрицательных последствий для экономики страны.

Основные отрицательные черты следующие.

Во-первых, имеет место недопроизводство, завышенные цены. Объем производства без монополии больше, чем в условиях монополизированного рынка. Цена, как правило, превышает предельный доход (P > MR).

Во-вторых, монополистический рынок характеризуется Х-неэффективностью, под которой понимается бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня. В этом случае все ненужные расходы (заработная плата лодыря-рабочего, заработная плата родственницы руководителя, все функции которой сводятся лишь к присутствию на рабочем месте, затраты на роскошную обстановку в кабинетах высших менеджеров, содержание престижных марок автомобилей, большие представительские расходы) включаются в издержки. Растет и разбухает, бюрократизируется управленческий аппарат, ослабляется стимул к инновациям и предпринимательскому риску вообще.

Понятие Х-неэффективности введено Х. Лейбенстайном. По его мнению, она возникает всегда, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек. Даже при совершенной конкуренции возможна Х-неэффективность. Но на монополизированном рынке, как было ранее показано¸ объем производства сокращается (до Qm), а соответственно Х-неэффективность заметно увеличивается.

В-третьих, происходит блокирование механизмов саморегуляции рынка. Вводится регулирование со стороны монополиста любого вида, поскольку он обладает рыночной властью.

В-четвертых, прибыль, полученная за счет монопольной цены, может быть направлена на защиту уже достигнутого положения. Например, фирма–монополист может расходовать достаточное количество денег на ведение судебных дел в целях охраны своих патентов. Также они могут содержать избыточные мощности, давая, тем самым, понять любому конкуренту, что действующая фирма способна начать войну цен в случае его проникновения в отрасль.

В-пятых, монополия создает избыточную концентрацию политической власти. Так, в начальный период введения в действие антитрестовских законов президент Теодор Рузвельт вел судебное дело против гигантской компании «Нотерн Секьюритиз», принадлежавшей Дж. П. Моргану. Во время этой компании Морган обратился к президенту Соединенный Штатов со словами: «Если мы сделали что-то не так, то пошлите своего человека к моему человеку, и они смогут это уладить». В данном случае Морган ощущал себя равным президенту.

Следует учесть, что монополии присущи не только отрицательные, но и положительные черты.

Во-первых, экономическая прибыль, получаемая монополиями, позволяет активно осуществлять инновационную деятельность.

Во-вторых, обладая фирменной маркой, монополия экономит на информационных издержках.

В-третьих, в силу эффекта масштаба монополия осуществляет производство при более низких издержках (вспомните естественную монополию). И вообще монополия может полнее использовать положительный эффект масштаба производства, экономя на постоянных издержках, осуществляя централизацию производства и сбыта, осуществляя экономию на маркетинговых операциях, и т.д. Это обеспечивает появление понижающего фактора издержек производства.

В-четвертых, действительно, монопольные цены, как правило, выше конкурентных. Однако, как уже известно из рассмотренного выше, монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.

В-пятых, наличие институциональной монополии также имеет положительное влияние на экономику, обеспечивая производство тех товаров и услуг, которые конкурентный рынок не создает.

Кроме того, хотя недопроизводство (ограничение объема производства) и имеет место в условиях монополистического рынка, однако потери для общества не столь значимы. Еще в середине 50-х гг. 20-го века А. Харбергер, используя математический аппарат, попытался определить величину издержек для общества монополистического недопроизводства. По его расчетам, потери в промышленном секторе США в 1929 г. составили менее 0,1% ВНП. В современной экономике США они составили бы менее 6 млрд. долл. Поэтому проблемы чистой монополии не является столь острой, как она представлялась в начале прошлого века. Следует напомнить, что экономическая монополия более контролируема, нежели политическая (административная).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.