Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для рассмотрения




Лекция 9. Особенности современного биологического знания и его эволюция. Уровни организации живых систем.

1. Биология в системе естественных наук. Предмет биологии.

2. Эволюция образов биологии в динамике культуры.

3. Концептуальные подходы к исследованию человека в современной биологии.

4. Биоэтика как междисциплинарная область познания.

5. Понятие “живая система”. Общие и особенные признаки живых

систем (в вещественном, структурном и функциональном аспектах).

6. Сущность концепции структурных уровней организации живой материи

Биология – составная часть естествознания; совокупность наук о живой природе, многообразии существовавших и существующих живых организмов, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Биология изучает закономерности живого во всех его проявлениях (обмен веществ, воспроизводство, наследственность, изменчивость, приспособляемость и др.) – согласно энциклопедическому словарю “Естествознание” (с. 44).

Термин “ биология” первым предложил Ж.Б. Ламарк (1802 г.).

Современная биология – это:

целая ассоциация различных дисциплин, главным предметом исследования которых являются общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах;

активно развивающаяся система знания, включающая относительно самостоятельные области: специальные биологические дисциплины (зоология, ботаника, микробиология, микология и т. д.), а также и междисциплинарные науки и научные направления (биохимия, биофизика, социобиология, биоэтика, биоэстетика, биополитика и т. д.).

Отличительные характеристики, определяющие изменение места и роли биологии в системе современного постнеклассического естествознания, таковы:

Обращение к исследованию феномена жизни на всех уровнях его организации (микро-, макро-, и даже делаются попытки изучения жизни о Вселенной на мегауровне). В сферу биологического познания включаются надорганизменные образования (популяционно-видовые, биогеоценотические, биосферные) и системы взаимоотношений в них.

К традиционным эмпирическим методам биологического исследования – описательным, сравнительным, экспериментальным – добавляются новые методы и приемы теоретического познания живого: идеализация (мысленное выделение существенных и абстрагирование от несущественных свойств, черт и т.д.), аксиоматизация (построение теорий на основе аксиом – утверждений, доказательства истинности которых не требуется), формализация (построение абстрактных математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности), методы математического моделирования (получение информации о свойствах процессов или объектов на основе исследованиях их математических моделей), синергетические подходы и др.

• В результате усиления медико-биологической и генетической направленности исследований, углубляется понимание действия природных факторов, включая наследственные и популяционно-видовые, в формировании и развитии онтогенетической жизнедеятельности человека.

• Активно возрастает количество непосредственных контактов биологической науки и социальной практики. Актуализация генно-инженерных исследований (генная, хромосомная, клеточная инженерия) позволила говорить о том, что во второй половине ХХ в. биология вступила в новый этап своего развитиябиоинженерный.

Комплекс биологических дисциплин становится не только мощной производительной силой общества через развитие биотехнологий, но и выступает в качестве важнейшей основы учения об условиях существования производства и разработки системы рационального природопользования и возобновления природных ресурсов в целом. Подобный процесс принято называть экологизацией современной производственной практики. С другой стороны, основные идеи и принципы биологии, экологии в частности, входят в духовную культуру общества, способствуя формированию новых мировоззренческих установок и принципов, а также выработке концептуально нового фундамента взаимодействия общества и природы.

• Расширение социокультурного статуса биологии выражается в развитии комплексных и междисциплинарных исследований, укреплении взаимосвязи биологии с точными и социогуманитарными науками. Все это влечет за собой необходимость широкого внедрения ценностных подходов и гуманистических начал биологического познания, возрастания ответственности ученых-биологов за судьбы человечества в связи с углублением медико-биологических и биотехнологических исследований.

• “Этос науки” приобретает в рамках постнеклассицизма особое значение – познание живого должно быть ориентировано не только на благо людей, но и на благо всего живого. Таким образом, одним из основных параметров развития постнеклассической биологии становится изменение ее социально-нравственного статуса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.