Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Флорентийское Кватроченто

1.

В начале 15 века в искусстве Италии происходят кардинальные изменения, связанные с окончательной победой мировоззрения Ренессанса. Творчество мастеров данного периода подчинено гуманистическим идеалам. Пред нами появляется фигура человека-героя, жизнь которого поднята над повседневностью. Творцов интересует острая индивидуальность своих персонажей, их глубина и многоварриативность, богатство проявления человеческих чувств.

Для искусства Кватроченто характерно широкое применение античного, готического и проторенессансного наследия. Но обращение к данным стилям было более целенаправленным и глубоким, не представляло собой простое копирование тех или иных приёмов. Художники осознавали дух и содержание эпох для построения нового как на подобии, так и на отрицании.

Первую роль в Кватроченто сыграла Флоренция. Богатый город становится центром художественной культуры итальянских земель. Развитие искусства во Флоренции предопределило творчество Филиппо Брунеллески (1377-1446), Донателло (1386-1466), Мазаччо (1401-1428), Сандро Боттичелли (1445-1510).

Филиппо Брунеллески стал родоначальником Возрождения в архитектуре. Для творчества великого зодчего характерно:

· Новое свободное применение ордерной системы.

· Новое применение аркады.

· Создание «парусного» свода путём объединения арки и колонны.

Всё это нашло своё отражение в возведении купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (первая половина 30 – х г. 15 века), Воспитательного дома (20 – е г. 15 в.), церкви Санта-Кроче во Флоренции (1430-1440 гг.). Филиппо Брунеллески создаёт и свой образ светского городского дворца, который богато украшен ордерной системой, антаблементом, разделяющим здание на два этажа и завершающего третий этаж.

Донателло прошёл творческий путь от готических традиций к идеалам Ренессанса. Он вводит в ваяние новые моменты, объединив традиции античных и средневековых мастеров. Донателло утверждает нравственную и эстетическую ценность человеческой личности.

· Монументально свободно стоящая статуя.

· Статуарная пластика.

· Создание сложных алтарных композиций.

· Конный монумент.

В начале 15 века он возвращается к постановке человеческого тела в рост по законам пластики разработанными ещё античным скульптором Поликлетом. В фигуре апостола Марка (10-е годы 15 века, Флоренция) просматриваются античные тенденции. Апостол опирается на правую ногу, а левая нога отодвинута назад и согнута в колене. Реалистически выглядят и Святой Георгий (1415-1417, Флоренция) и пророки колокольни Джотто (1416 – 1430, Флоренция). Святой впечатляет нас невозмутимым спокойствием и свободой. Пророки выполнены с конкретных людей и, по сути, являются портретами.

Донателло является автором конного монумента. Он изобразил маршала Эразмо де Нарни (1443-1453, Падуя). Величественно и монументально изображён командующий наёмного войска. И хотя маршал одет в доспехи, голова обнажена, а поэтому является портретом. Само изображение схоже с известной статуей императора Марка Аврелия. В Падуе мастер создаёт ансамбль алтаря базилики Св. Антония (1447-1450). Он насчитывает 7 бронзовых статуй и 20 рельефов.

И если Донателло совершил переворот в скульптуре, то Мазаччо решил проблемы, поставленные Джотто за сто лет до рождения мастера. В первых работах – «Подать», «Изгнание Адама и Евы из рая» (церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция) мы видим основополагающие принципы живописи нового искусства, на которых впоследствии учились великие мастера:

· Учёт линейной и воздушной перспективы.

· Связь между изображаемыми и пейзажем.

· Передача психологического состояния.

· Впервые изображены обнажённые тела.

· Естественное освещение.

Умение Мазаччо связывать в единое действие фигуры и пейзаж, драматически и одновременно естественно передавать жизнь природы и людей – в этом огромная роль художника в искусстве.

Сандро Боттичелли стал выразителем интересов одного из меценатов развития искусства во Флоренции Лоренцо Медичи. Именно гений Боттичелли стал высшей точкой флорентийского Кватроченто (к сожалению, мы практически ничего не знаем о его жизни). Оба его произведения известны во всём мире – «Рождение Венеры» (1483), «Весна» (1478).

Для картин Боттичелли характерны декоративность, нарядность, лиричность, романтический характер образов, фантастический пейзаж, лёгкость фигур. Художник создаёт определённый тип женского лица: пухлые губы, заплаканные глаза, овальное лицо. Впоследствии данный тип лица использовали и другие художники.

В картине «Рождение Венеры» Боттичелли создаёт образ обнажённой богини, рождённой в морской пучине – это классическая стыдливая Венера, которая воплощает в себе целомудренную и чувственную любовь.

Флорентийская школа Раннего Возрождения оставила след во всём искусстве. Она первой решила проблемы линейной и воздушной перспективы, анатомии человеческого тела, точного рисунка, естественного движения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характерные черты и развитие искусства Треченто | Кватроченто в Венеции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.