Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие занятости населения и ее правовые основы

Введение

Тема № 5

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Трудовое право»

«Правовое регулирование занятости и трудоустройства»

 

(Специальность 030505 65 – Правоохранительная деятельность;

специальность 030501 65 – Юриспруденция)

 

 

2 часа

 

Орел

 

ПЛАН:

 

Введение

1. Понятие занятости населения и ее правовые основы.

2. Правовая организация трудоустройства.

3. Правовой статус безработного.

4. Пособие по безработице.

Заключение

Рекомендуемые нормативные правовые акты и литература по теме № 5

 

 

Лекция подготовлена старшим преподавателем кафедры ГПД полковником милиции С.А. Титовым.

 

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры 26 января 2011 года. Протокол № 2.

 

 

Вступление в рыночные отношения влечет неизбежный переход и к рынку труда с его экономическими методами регулирования. Рабочая сила, признанная товаром, предполагает более справедли­вую оплату труда для тех, кто действительно трудится. Договорный ее характер не должен оставлять даже потенциальной возможности сверхэксплуатации наемного труда, ибо обеспечивает высокий зара­боток только тем, кто его фактически зарабатывает. Остальные вы­падают из производства и оказываются на рынке труда. При этом риск вынужденной безработицы становится таким же реальным, как и любая несостоявшаяся сделка.

Помощь государства должна состоять в реальных гарантиях для вынужденно безработных, в системе материальной и социальной помощи им. Кроме того, государство должно обеспечить информа­цией о возможности трудоустройства нуждающихся в ней, а также создать условия для профессиональной переподготовки.

Становление рыночных отношений должно было вызвать ре­альное уменьшение числа работников. Однако безработица хотя и растет, но имеет опять-таки преимущественно скрытые формы. За годы реформ общее число безработных выросло примерно в 2 раза. Вместе с тем более 5 млн. работников находятся в вынужденных отпусках и более 2,5 млн. работают в режиме неполной рабочей недели.

Оценивая эти данные, специалисты утверждают, что открытая безработица растет относительно медленно, и это, с одной стороны, хорошо, ибо не влечет резкого обострения социальной напряженнос­ти. С другой - ее медленный рост свидетельствует о застое в эконо­мике. Ведь содержание «лишних» людей при сокращении объемов производства означает снижение производительности труда, рост себестоимости продукции, потерю ее конкурентоспособности. Данные обстоятельства указывают на то, что указанная тема весьма актуальна.

Государственная политика в области занятости и трудоустройства, а точнее, ее правовой механизм включает две основные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необо­снованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющих компенсационный характер (включая и оплату вынужденного прогула). Эти нормы уже апробированы практикой. В другую группу входят нормы, регулирующие непосредственно занятость, трудоустройство, его формы и объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и нуждаются в поддержке государства.

В основе актов, содержащих нормы второй группы, лежит Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации. Эта программа содержала ряд важных целевых установок и определяла главную задачу социальной политики, состоя­щую в обеспечении в стране полной занятости и формировании гибкой государственной системы социальной поддержки населения. Она была рассчитана на 1996-1997 гг. Наряду с ней действует целый ряд важных нормативных актов, в частности Закон о занятости насе­ления 1991 г. с изменениями и дополнениями от 22 августа 2004 г. В нем содержится правовое определение занятости (ст. 1). Занятость -это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане:

1. работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

2. зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

3. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

4. выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

5. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

6. проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

7. проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения;

8. временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

9. являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Закрепление в Законе перечня категорий занятых граждан, с одной стороны, преследует цель обеспечить гражданам возможность свободного выбора того или иного вида трудовой деятельности, по­скольку свобода труда - один из основных принципов Конститу­ции, а с другой - определяет методом исключения категорию неза­нятых, которым государство должно оказывать поддержку. Именно из них и формируется категория безработных, хотя понятия незаня­тых и безработных не идентичны.

За пределами занятости (как правовой категории) находятся граж­дане, выполняющие полезные для общества функции, но не прино­сящие дохода. Это женщины, занятые домашним хозяйством и ухо­дом за детьми; лица, осуществляющие уход за больными членами семьи, и некоторые другие. Кроме того, в обществе всегда есть и незанятое население: несовершеннолетние граждане; неработающие пенсионеры и инвалиды войны и труда; трудоспособные граждане, не занятые общественно полезной деятельностью. Это могут быть как не желающие трудиться, так и высвобожденные из производства и ищущие работу. Численность вторых, по различным основаниям прекративших трудовые отношения или не установивших их после обучения, растет, а возможности трудоустройства, к сожалению, не увеличиваются в таком размере, который требуется для этих граждан работой.

 

Вывод по вопросу:

Таким образом, занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы охраны окружающей среды | Основные функции языка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.