Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь между токами в схеме включения биполярного транзистора с общим эмиттером

6.

5.

4.

3.

1.

Определение и роль бессознательного.

Тема: “ Психофизиология бессознательного ”.

Лекция № 22.

План:

2. Историческое формирование концепций бессознательного.

3. Виды и формы бессознательного.

4. Индикаторы неосознаваемого восприятия.

5. Феномен психологической защиты.

6. Кора головного мозга и бессознательное.

Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Понятие бессознательного включает в себя все психические явления вне сферы сознания, т. е. те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. В качестве одного из примеров бессознательного можно привести факт неосознаваемости сигналов, непрерывно поступающих в головной мозг из самого организма, его внутренних органов, мышц, суставов. Это - совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю. Неосознанное выступает как: установка, инстинкт, влечение; ощущение, восприятие, представление и мышление интуиция, гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным “озарением” новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое. В норме они создают определённый положительный эмоциональный фон, что обеспечивает нормальное самочувствие человека.

В процессе деятельности человека в постоянно меняющейся окружающей среде поступающая информация перерабатывается на разных уровнях центральной нервной системы. Переключение нервной сигнализации на филогенетически новый уровень происходит в том случае, если сохраняется возможность обработки информации и осуществления рефлекторного ответа на низших звеньях интеграции нервных процессов. Это хорошо видно на примере автоматизированного поведения, когда с упрочением навыка всё большая часть поступающей извне информации не доходит до сознания, а обрабатывается и переключается на эффекторную систему на более низких уровнях центральной нервной системы. Это многообразные вегетативные, биоэлектрические, эмоциональные, поведенческие и психические реакции (речевая деятельность осуществляется на основе бессознательной = имплицитной памяти – из кладовой памяти извлекаются к месту слова для выражения определённой мысли автоматически).

2.

Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). Д. Гартли (Англия) связал бессознательное с деятельностью нервной системы. У поэтов-романтиков культ Б. – глубинный источник творчества. А. Шопенгауэр, и Э. Гартман: Б- универсальный принцип, основа бытия и причина мирового процесса. Гербарт (1824: несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдаёт себе отчёт, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счёт действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. Согласно теории Фрейда, в психике человека существуют три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил всё, что осознаётся и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула. Область бессознательного не сознаётся, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Информация находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления. По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное (либидо). Оно есть уже у младенца, но из-за существования множества запретов сексуальные переживания вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они (влечения) имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, поскольку сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они периодически прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искажённую или символическую форму. Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования – реализация скрытых желаний, влечений, страхов. Невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Подавленное сексуальное влечение, по мнению Фрейда, и является причиной невротических расстройств, но существуют и другие причины – это разнообразные неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытеснения в сферу бессознательного они так же образуют сильные энергетические очаги, которые проявляются в так называемых “ошибочных действиях”. К ошибочным действиям Фрейд относил забывание определённых фактов, намерений, имён, а так же описки, оговорки и т. п. и говорил, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.

В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В частности учеником Фрейда Карлом Юнгом, который ввёл термин «коллективное бессознательное». По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер. Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Т. о., по определению Юнга, коллективное бессознательное – это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали. Личностное бессознательное состоит от переживаний, бывших когда – то осознанными, а за тем забытых или вытесненных из сознания. Они при известных условиях становятся осознанными

Итальянский психолог Антонио Менегетти: бессознательное является источником интуиции, инстинктов, ведущих человека к здоровью и самореализации, однако эта информация искажается в результате сформированных в детстве комплексов и присутствия монитора отклонения (последний является причиной существования бессознательного), в результате чего человек действует ошибочно и приходит к патологии. В советской психологии проблема бессознательного разрабатывается особенно в связи с теорией установки Д. Н. Узнадзе. Психофизиологические аспекты бессознательного, изучавшиеся И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, исследуются в связи с анализом сна и гипнотических состояний, корковых и подкорковых образований, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т.д. Павлов связывал явление бессознательного с исследованием тех участков мозга, которые обладают.

Типы бессознательного: коллективное бессознательное и индивидуальное (к оллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека); латентное (временно неосознаваемое) и подавленное (вытесненное за границы сознания процессы и состояния психики).

Проявления бессознательного:

1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;

2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;

  1. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.

Формы бессознательного:

Все бессознательные психические процессы принято разделять на три класса: бессознательные механизмы сознательных действий, бессознательные побудители сознательных действий и “надсознательные” процессы.

1. Бессознательные механизмы сознательных действий – включают: бессознательные автоматизмы = подсознательное - подпороговое (по отношению к сознанию) восприятие эмоционально или мотивационно значимых, но физически слабых внешних сигналов, которые не достигают уровня сознания и не осознаются субъектом, однако вызывают вегетативные, биоэлектрические и эмоциональные реакции и могут влиять на процессы высшей нервной деятельности (см. З.Фрейд). Одни процессы составляют группу первичных автоматизмов: врождённые или сформированные в первый год жизни действия сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба). Другие называются навыками- те действия, которые вначале были осознаваемы, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически (обучение игре на музыкальных инструментах); бессознательные установки = когнитивные установки, т. е. состояние готовности субъекта к определённой активности, которое формируется на неосознаваемом уровне при наличии двух основных условий: актуальной потребности у субъекта и объективной ситуации её удовлетворения. Автор общей теории установки Д. Н. Узнадзе [1958] считал, что установка как бы заранее организует в конкретной ситуации направленность субъекта на определённую активность, готовность к той или иной форме реагирования и стратегию решения задачи. "Система внутренних представлений" организовывает на неосознаваемом уровне произвольные движения = регулирующую и координирующую роль (делает сознание консервативным, облегчая психическую деятельность в условиях, когда ситуация, при которой она сформировалась не изменилась; в новых условиях – затрудняет, искажает восприятие в виде иллюзий Существуют различные виды установки: моторная установка – готовность к выполнению конкретного действия; умственная установка, заключающаяся в готовности решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов; перцептивная установка – готовность воспринимать то, что ожидается увидеть, и т. д. Установка очень важна для человека, поскольку обеспечивает в случае внезапной необходимости выполнение заранее спланированного действия. Такая готовность даже при воздействии другого, не ожидаемого раздражителя может вызвать выполнение заранее предлагаемого действия, что, конечно, очень часто является ошибкой. Такое явление получило название “ошибки установки ”; бессознательные сопровождения сознательных действий -непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимика и пантомимика, а так же большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека (человек, слушающий музыку, в такт покачивает головой).

2.Бессознательные побудители сознательных действий – входят: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Такое деление исходило из теории З. Фрейда.

3. - “Надсознательные” процессы - процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы. Например, мы пытаемся решить какую–то сложную проблему, но нам это не удаётся. И вдруг, неожиданно, как-то само собой, а, иногда используя какой-то незначительный повод, мы приходим к решению данной проблемы = озарение в творчестве.

Структура бессознательного: 1. Ощущения. Мы ощущаем все, что воздействует на нас. Но далеко не всестановится при этом фактом сознания Передвигаясь по улице, мы видим огромное число событий, слышим множество звуков, которые ориентируют нас в потоке уличного движения. Но мы фиксируем на них внимание лишь в случае какого-тозатруднения или необычности. Если бы на каждое воздействие человек должен былреагировать осознанно, он не справился бы с подобной задачей, т.к. был быне в состоянии мгновенно переключаться с одного воздействия на другое илидержать в фокусе своего внимания практически бесчисленные раздражители. Ксчастью мы обладаем способностью отключаться от одних воздействий исосредоточиваться на других, вовсе не замечая третьих. 2. Автоматизм. Сознательная деятельность индивида возможна лишь при условии, когда максимальное число ее элементов осуществляется автоматически. Полностьюсосредоточить внимание на содержании, например, в устной речи может лишьтот, у которого выработался автоматизм самого процесса произнесения речи.Для того, чтобы творчески исполнять музыку, надо иметь хорошие навыки игрына музыкальных.инструментах. Вместе с тем сознание в любое мгновение может взять под контроль автоматизированное действие (остановить его, ускорить или замедлить). 3. Импульс. Импульсивные действия, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. 4. Информация. Бессознательное находит свое проявление и в информации. Онанакапливается в течение всей жизни в качестве опыта и оседает в памяти.О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже и не подозревают. 5. Установка - общее предрасположение к действию, устойчивую ориентациюпо отношению к определенным объектам (если у человека плохая репутация, то даже самые невинные его поступки вызывают подозрение).Иногда установка принимает негибкий, чрезвычайно устойчивый, болезненно навязчивый характер, именуемый фиксацией (человек может испытывать непреодолимый страх перед мышью, осознавая всю нелепость этого чувства). 6. Воображение: психическая деятельность, состоящая в созданиипредставлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихсячеловеком в действительности. Главная Функция воображения состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, предвосхищении того, чего еще не существует. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих перед человеком задач. К непроизвольной деятельности воображения относятся сновидения. 7. Интуиция: способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без основания с помощью доказательства.

Первое экспериментальное изучение зоны неосознаваемого было осуществлено Г. В. Гершуни [1977] путем вычисления количественных отношений между силой звуковых или электрокожных раздражений, которые ощущаются субъектом и вызывают различные ориентировочные реакции (расширение зрачка, кожно-гальваническая реакция, реакция депрессии альфа-ритма и дыхательная реакция). Неосознаваемая зона, в пределах которой неощущаемые звуковые стимулы вызывают биоэлектрические или вегетативные реакции, была особенно чётко выражена в этих исследованиях при патологии головного мозга, приводящей к астении и понижению возбудимости сенсорной системы. Например, у больных с воздушной контузией головного мозга кожно-гальваническая реакция (КГР) вызывалась звуками на 30-40 дБ ниже порога слышимости.

Взаимовлияния нервной импульсации, поступающей в головной мозг из разных органов чувств, приводит к временным изменениям возбудимости отдельных его участков – повышению в одних и понижению в других. При этом в ЦНС создаются такие взаимоотношения, когда ответные реакции организма на часть раздражителей из вне осуществляются на бессознательном уровне (понижение слуховой чувствительности при перенесения фокуса внимания на зрительные объекты; при эмоциональном стрессе = сужение сознания = человек не помнит ряда событий, хотя окружающие его люди не отмечали у него видимых расстройств сознания- не терял сознания, вполне координированные действия). Диссоциация порогов осознания внешнего сигнала и физиологических (вегетативных и биоэлектрических) реакций на него при эмоциональном возбуждении происходит в основном вследствие повышения порога осознания сигнала. В определённых случаях неосознаваемые внешние сигналы, если они однажды или несколько раз совпадали с сильным отрицательным эмоциональным возбуждением, могут через месяцы и даже годы вызывать так называемые безотчётные эмоциональные переживания или даже невротические реакции, когда повод, вызвавший их в данное время, остается скрытым от сознания субъекта. Эмоция или невротическая реакция возникают как бы "беспричинно". Безотчётные эмоции могут возникать и у здоровых людей в экстремальных условиях, при напряженной работе, особенно требующей быстрых переключений внимания, а также при умственном утомлении. Для проявления условно-рефлекторного эффекта неосознаваемых стимулов необходимо следующее: во-первых, чтобы они были эмоционально значимы, и, во-вторых, чтобы уровень мотивации или эмоционального напряжения был достаточно высок. Эти положения были подтверждены в исследованиях на людях, поведение которых в жизни определялось доминантой сверхценных идей ревности и связанными с ними отрицательными эмоциями или доминирующей мотивацией влечения к алкоголю. Наибольший подпороговый эффект наблюдается при совпадении этих 2х переменных – 25 кадр Временные связи, выработанные с помощью неосознаваемых сигналов (без участия эмоциональной или мотивационной доминанты), сохраняются только в краткосрочной памяти. Они не переходят в долгосрочную память, как это происходит при осознании сигнального признака предупреждающего стимула.

Неосознаваемое восприятие: изменяется корковая активность под влиянием неосознаваемых эмоционально значимых стимулов → формируется стойкая ассоциация → изменения в нервных кругах, связанных с эмоциональным поведением, в частности в структурах лимбической системы (при сильных эмоциях) → формируется состояние, которое можно отнести к понятию доминанты, так как оно характеризуется высоким уровнем возбудимости мозговых структур. По подобному механизму могут развиваться безотчётные эмоции, когда их повод не осознаётся. Можно думать, что в этих случаях эмоциональные состояния и реакции развиваются на основе условно-рефлекторной эмоциональной памяти без участия специфически человеческой словесно-логической памяти. Очевидно, оправдано выделение особой формы памяти - эмоциональной, когда определённое эмоциональное состояние воспроизводится без отображения стимулов в образах или словесных символах.

Пороги осознания внешних сигналов и неосознанных реакций зависят от состояния функциональных взаимоотношений отделов мозга (кофеин возбуждает кору головного мозга и улучшает осознание звукового сигнала и тем самым уменьшает зону его неосознаваемого действия.)

У слепых людей реакции на неосознанные звуковые раздражители играют компенсаторную роль в поведении, у здоровых людей – причина беспричинных эмоциональных проявлений и поступков (злоба и самому не ясна). Есть слова, которые не осознаются, но влияют на способность фантазировать, на содержание фантазий, не вызывая их больших модификаций.

Для правильного опознания слов, вызывающих негативные ассоциации (например: проститутка, насилие, смерть), требуется больше времени, чем для опознания нейтральных слов (например: дерево, ручка). Это дало основания предполагать, что некоторый психологический механизм контролирует эмоциональное содержание слов в процессе их восприятия и может каким-то образом влиять на опознание слов, удерживая "угрожающие" слова вне осознанного восприятия.
Одна из форм психологической защиты выражается в повышении порога осознания эмоционально неприятных для субъекта явлений внешней среды, которое охраняет его сознание от психологически вредоносных раздражителей, но не освобождает организм от их действия на неосознаваемом уровне. В случаях длительных и сильных переживаний отрицательных эмоций наибольшие функциональные изменения происходят в структурах, непосредственно связанных с эмоциональным поведением. В частности, происходит понижение порога активации структур лимбической системы, участвующих в организации данной эмоции. Именно поэтому физически очень слабые, но эмоционально значимые слова возбуждают структуры лимбической системы, а последние по механизму обратной связи оказывают влияние на неокортекс (в основном тормозного характера). Эти восходящие неспецифические тормозные влияния на неокортекс со стороны лимбической системы, как предполагается, лежат в основе повышения порога восприятия эмоциональных стимулов, т. е. явления психологической защиты. В пробах, в которых вторым в паре стимулом было неосознаваемое эмоциональное слово, вызванный ответ на условный стимул значительно угнетался, причём явно сильнее в левом полушарии и не только в затылочной области, но, что особенно интересно, в левой задней ассоциативной зоне (эта подобласть имеет прямое отношение к обработке зрительной речевой информации, её связи с двигательной речевой зоной Брока в левой лобной области играют ключевую роль в осознании зрительных стимулов). Существенное угнетение корковых ответов в ассоциативных областях левого полушария на стимулы, ассоциируемые с неосознаваемым словом, которые сигнализируют об отрицательном эмоциональном переживании, имеет прямое отношение к нервным механизмам развития феномена психологической защиты.

Нервный механизм безотчетных (психическое состояние, которое испытывается неясными переживаниями приятного или неприятного характера) эмоций: активация моторной речевой области коры и зон префронтальной коры, связанными с высшими речевыми функциями → возбуждение гипоталамуса и стволовых механизмов ориентировочной и оборонительной реакций без осознания стимула → изменения настроения, вегетативные и биоэлектрические реакции – эффект неосознаваемого эмоционального слова, обусловленного оживлением следов эмоциональной памяти. Неосознаваемое восприятие и феномен защиты восприятия, т. е. повышения порога осознания, - это две стороны одной медали. Одно из критических условий осознания стимула - это время активации корковых клеток, участвующих в восприятии (минимум в несколько сот миллисекунд, продолжительность активации корковых нейронов). Слабое сенсорное раздражение может вызвать возбуждение корковых клеток, но если оно длится относительно непродолжительное время, то стимул не будет осознан. У бодрствующего человека с обнаженного воспринимающего участка коры регистрировалась реакция нейронов на раздражение кожи, которое не ощущалось, если ответ длился менее 300-500 мс. Этот факт, по предположению автора, может служить физиологическим подтверждением бессознательного восприятия. Фактор определённого минимума длительности активации корковых нейронов может выполнять функцию фильтрующего механизма, не допускающего до сознания сенсорные импульсы, которые вызывают относительно кратковременные реакции. Данная гипотеза рассматривает один из возможных физиологических механизмов фрейдовского понятия "цензуры", когда какое-то явление внешнего мира не доходит до уровня сознания. Способность структур головного мозга дифференцировать на неосознаваемом уровне = оценивать эмоциогенное значение слова на основе информации, не достигающей сознания, тесно связана с эмоциональной памятью. Она обеспечивает воспроизведение эмоционального состояния без отображения стимулов в образах или словесных символах, без участия словесно – логической памяти. Обеспечивается лимбической системой, а вовлечение этих структур происходит при помощи импульсов из неокортекса.

На кору действуют разные восходящие влияния: при осознании – фазические, локальные (из таламуса), при неосознании стимула – тонические, диффузные (из ствола мозга). Слово → возщбуждение фронтиальной и префронтаьной коры→ нисходящее влияние на лимбические структуры и таламус → обратная связь от них к коре, изменяющая активность корковых нейронов. На неосознаваемые эмоциональные слова амплитуда поздней положительной волны Р300 (затылочная, теменно-височная области и вертекс) диффузно увеличивается, но межполушарные отношения существенно не меняются, они остаются такими же, как при восприятии нейтральных слов. Эти данные говорят о том, что и левое полушарие участвует в обработке неосознаваемой семантической информации. Преимущественная роль правого полушария проявляется после действия неосознаваемого эмоционального словесного стимула.

Классические работы Р. Сперри и его коллег на людях с "расщеплённым мозгом" [Gazzaniga, LeDoux, 1978] открыли пути для нейропсихологического экспериментального исследования функциональной асимметрии полушарий головного мозга у человека. Операция "расщеплённого мозга" заключается в перерезке всех прямых связей между полушариями головного мозга по медицинским показаниям с целью прекращения частых и тяжелых судорожных припадков. В результате подобной операции у человека появляются как бы два изолированно функционирующих мозга (когда информация из внешнего мира, поступающая в одно полушарие, не передаётся в другое). Всё, что воспринимает одно полушарие, остается неведомым для другого. Это показано в ряде простых и оригинальных опытов. Зрительные импульсы, возникающие в сетчатке от объекта, находящегося, например, в правом поле зрения, поступают в левое полушарие, а из левого поля зрения - в правое полушарие. Восходящие волокна кожной чувствительности и нисходящие двигательные волокна также почти целиком перекрещиваются. Если изображение какого-либо предмета кратковременно предъявлять в левом поле зрения, т. е. направить зрительную информацию только в правое полушарие, то испытуемый с разобщенными полушариями путём ощупывания левой рукой (без зрительного контроля!) предметов, лежащих на столе, может выбрать один из них, который соответствует изображенному в левой части экрана. Однако назвать его или объяснить, почему выбран именно данный предмет, он не в состоянии. Более того, такой испытуемый нередко заявляет, что ничего не видел, или же произносит наугад какое-либо слово, никак не связанное с отобранным предметом. Если также изолированно подавать словесную зрительную информацию (например, отдельные слова "ключ", "расческа" или "кольцо") в правое полушарие, то человек с разобщенными полушариями не сможет назвать их, но сможет ощупью отобрать левой рукой соответствующие предметы, которые эти слова обозначают. На вопрос, что именно испытуемый выбрал, он, как правило, говорит, что не знает, или даёт неверный ответ, хотя выбор был сделан правильно. Следовательно, если зрительная информация поступает только в правое полушарие, а у лиц с "расщеплённым мозгом" связь между полушариями отсутствует, то не происходит осознания стимула и правильной его словесной оценки. Для этого необходимо, чтобы сенсорная информация поступила в левое полушарие. Испытуемые ощупью отбирают соответствующий предмет, однако они не могут назвать его устно или письменно, или объяснить, почему они выбрали данный предмет, т. е. они не осознают его. Исследования лиц с "разобщенными полушариями" показывают, что "немое" правое полушарие воспринимает зрительную и слуховую речь, т. е. понимает её, хотя и в ограниченных пределах. Но, видимо, этого недостаточно для осознания её, т. е. вербализации - воспроизведения в устном или письменном виде или в форме внутренней речи. Следовательно, для вербализации и осознания внешнего стимула, несловесного или словесного, существенно необходимо, чтобы сенсорная импульсация поступила в левое полушарие, которое у взрослого человека чётко латерализовано относительно моторной функции речи. Отсутствие в правом полушарии представительства моторной речи, а, следовательно, связей между воспринимающими и моторными звеньями речевой системы, определяет невозможность вербализации и осознания внешнего сигнала, если информация у человека с "разобщенными полушариями" поступает только в правое полушарие.

Гипотеза Р. Сперри: в структурно-функциональной системе, обеспечивающей осознание внешнего явления, решающим является активация связей воспринимающих корковых участков с двигательной речевой областью, которая расположена в левом полушарии. Правое полушарие способно осуществлять сложную когнитивную деятельность, вплоть до анализа отдельных слов, но на неосознаваемом уровне.

Существует и другая точка зрения, согласно которой бессознательные психические явления целиком связываются с деятельностью правого полушария. Для её подтверждения приводится, например, такой опыт: молодой девушке с "расщеплённым мозгом" среди серии геометрических фигур в правое полушарие было подано изображение обнаженного тела. Девушка при этом вспыхнула и стала хихикать. На вопрос экспериментатора, что она видела, испытуемая ответила: "Ничего, только вспышку света", - и захихикала снова. - "Почему же ты смеёшься?" - спросил экспериментатор. - "О, доктор Сперри, у вас какая-то машина", - ответила испытуемая. Если не знать её неврологической истории, то, без сомнения, этот эпизод можно было бы рассматривать как явный пример психологической защиты, т. е. подавления восприятия конфликтного сексуального материала.

Некоторые аспекты в деятельности правого полушария совпадают со способом познания, который назвали первичным процессом, той формой мышления, которую 3. Фрейд относил к системе бессознательного:
а) в правом полушарии представлено в основном невербальное образное мышление;
б) правое полушарие "схватывает" внешнюю среду как целое, по восприятию какой-либо отдельной её части;
в) правое полушарие меньше, чем левое, вовлечено в восприятие времени и оценку последовательности событий;
г) правое полушарие анализирует отдельные слова и даже может их "произносить", но оно не в состоянии организовать их в предложения; это похоже на речевую деятельность во время сна или на "оговорки.

Правое полушарие в значительно меньшей степени, чем левое, оказалось подверженным корригирующему влиянию осознаваемых стимулов. В отношении последних оно менее "открыто", чем левое полушарие. При этом выявляется функциональное преимущество левого полушария в ассоциативной, вербальной, логической и сознательной деятельности. Правое полушарие является холистическим, схватывающим действительность целостно и воспроизводящим её в образах, в эмоциональных состояниях даже по какому-либо частичному признаку внешнего мира, который может и не доходить до уровня сознания. Специализация левого полушария в отношении речи, тесным образом связанная с совершенствованием его способности к дискретному, тонкому анализу последовательно действующих звуковых и зрительных раздражителей, происходила у человека, наряду со специализацией правого полушария к обработке информации на неосознаваемом уровне, без участия словесно-логической рациональной составляющей психической деятельности.

ИНДЗ: сомнамбулизм (снохождение, лунатизм).

 

 

В данной схеме включения общим электродом выступает эмиттер. Входным электродом является база, а выходным – коллектор. В схеме включения с ОЭ входной сигнал подводится к участку база-эмиттер транзистора, а снимается с участка коллектор-эмиттер, входным током является ток базы , а выходным – ток коллектора (рис.3.11) [1-9]. Схема включения биполярного транзистора рис. 3.11 соответствует его активному режиму работы.

Рис.3.11. Диаграмма токов в транзисторе.

Токи, протекающие в выводах транзистора, и все физические процессы в транзисторе не изменяются при изменении схемы его включения, следовательно, при протекании в цепи эмиттера тока в выводах коллектора и базы протекают токи:

; (3.12)

. (3.13)

Поскольку , то транзистор в схеме включения с ОЭ усиливает не только по напряжению, но и по току. Коэффициент усиления по току определяется из соотношения:

. (3.14)

В выражении (3) , если . Практическое применение находят транзисторы, имеющие , в этом случае .

Для транзистора в схеме с ОЭ важно знать зависимость между выходными и входными токами.

Используя выражение , а , находим, что, . Отсюда получаем:

. (3.14)

Таким образом, ток коллектора определяется выражением:

. (3.15)

При (обрыв базы) в цепи коллектор-эмиттер протекает ток, называемый сквозным током транзистора . Усиление неуправляемого тока коллекторного перехода в () раз объясняется наличием положительной обратной связи в транзисторе с оборванной базой.

Сущность этого явления заключается в том, что дырки, генерируемые в области коллекторного перехода, уходят в коллектор, а электроны остаются в базе. В базе скапливается отрицательный объемный заряд, который не может выйти из базы в виде тока, так как вывод базы оборван.

В этом случае поле отрицательных объемных зарядов в базе воздействует на эмиттерный переход, снижая высоту его потенциального барьера, что приводит к увеличению инжекции дырок из эмиттера в базу. Некоторая часть инжектированных дырок рекомбинирует с электронами в базе, уменьшая накопленный заряд, но большая их часть проходит область базы и втягивается электрическим полем коллекторного перехода в коллектор, увеличивая ток коллектора.

Равновесие устанавливается в том случае, когда неравновесные электроны открывают путь в базу в () раз большему количеству дырок. Физические процессы, аналогичные вышеописанным, происходят и при включении в цепь базы большого сопротивления. Сквозной ток транзистора влияет на физику работы биполярного транзистора. Особенно это влияние проявляется в биполярных транзисторах, выполненных на основе полупроводникового материала германия. Сквозной ток транзистора большое влияние оказывает на работу германиевых транзисторов большой мощности. Это проявляется в уменьшении максимально допустимого напряжения на коллекторе ввиду опасности теплового пробоя коллекторного перехода. Проследим влияние значения сопротивления в цепи базы, включенного последовательно, на величину максимально допустимого напряжения коллектор-эмиттер биполярного транзистора в схеме включения с общим эмиттером.

Наличие положительной обратной связи в транзисторе улучшает условия возникновения лавинного пробоя коллекторного перехода, поэтому предельно допустимое напряжение в схеме с ОЭ меньше предельного напряжения в схеме включения с ОБ и существенно зависит от величины сопротивления в цепи базы (рис.3.12) [1-3, 9].

 

В схеме включения биполярного транзистора с ОЭ, как и в схеме включения с ОБ, основными семействами характеристик транзистора являются входные и выходные характеристики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Депозитные и сберегательные сертификаты. Сертификатпредставляет собой письменное свидетельство кредитного учреждения о депонировании в нем денежных средств и удостоверяет право вкладчика на получение | Входные характеристики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.