Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное движение капитала




Классификация экскурсий по форме проведения

Классификация экскурсий по способу передвижения

Классификация экскурсий по месту проведения

Классификация экскурсий по составу участников

Классификация экскурсий по содержанию

Методики активизации инновационного процесса.

Инновационная куль-ра России.

Инновационная куль-ра общ-ва.

Инновационная куль-ра в зависимости от типа общ-ва:

I традиционное:

- инновации – случайный побочный продукт деятельности. Они подчинены традициям, маскируются под них. Коллективизм традиционного об-ва, растворенность чел-ка в общине препятствуют появлению и проявлению творческой личности – осн. производителя инноваций;

II индустриальное и постиндустриальное общ-во:

- требование массовых инноваций и культивация образа новатора преобразователю; утверждается самоценность человеч. личности, подчеркивается индивидуальность чел-ка. В полной мере выразить свою индивидуальность чел-к может в твор-ве, инновация становится повседневной реальностью, а инновационность – осн. хар-ой современной западной цивилизации.

- фактор эконом. роста (экстенсивный (вширь) и интенсивный (технологии));

- тип эконом. сис-мы;

- особенности историч. развития;

- сис-ма образования;

- СМИ.

В наст. вр. выделяют 3 вида спец. методик для орг-ии:

- интуитивные;

- дискурсивные;

- смешанные.

Цель интуитивных техник – в течение короткого времени генерировать как можно большее кол-во разнообразных идей и ассоциаций, к-ые будут упорядочены и проанализированы позже («мозговой штурм» и его разновидности, метод бисоциаций, синектика, бионика, метод кластеров и т.д.)

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические.

В обзорных экскурсиях используется современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооруженных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д). Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом.

Хронологические рамки такой экскурсии - время существования объекта показа с первого упоминания о нем до текущего момента и перспективы развития.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы.

Тематические в свою очередь делится на следующие группы:

- исторические;

- историко-революционные;

- военно-исторические;

- производственные;

- природоведческие;

- искусствоведческие;

- литературные;

- архитектурно-градостроительные;

- религиозные.

Исторические экскурсии могут быть разделены на подгруппы, в которых освещается конкретный период истории края. Кроме того, они подразделяются на историко-краеведческие, археологические и этнографические.

В настоящее время историко-революционные экскурсии практически не находят места в экскурсионной практике, хотя подтемы на историко-революционную тематику сохранились в ряде обзорных экскурсий.

Военно-исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы: по памятным местам, где происходил военные события, с показом военно-инженерных сооружений — крепостей, башен, мостов, рвов, земляных валов и др.; по местам, связанным с подвигами народных героев; в военно-исторические и мемориальные музеи.

Производственные экскурсии делятся на: производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические и профориентационные. Производственно-исторические раскрывают историю предприятия, показывают биографию и достижения завода, фабрики, транспортного узла, сельскохозяйственного предприятия, научного ил учебного учреждения. На производственно-экономических экскурсиях раскрываются такие вопросы, как себестоимости продукции, научная организация труда, качество продукции. Производственно-технические обеспечивают показ технологического процесса, работу отдельных цехов и участков. В особую подгруппу выделяются производственные экскурсии, которые проводятся с целью профессиональной ориентации подростков, оказания помощи учащимся общеобразовательных школ в выборе ими будущей профессии. Подобные экскурсии посвящены подробному знакомству с различными профессиями, а в ряде случаев всестороннему показу одной - двух профессий.

В группу природоведческих экскурсий входят: географические, обзорные природоведческие, геологические, гидрологические, почвоведческие, ботанические, зоологические экскурсии, экскурсии к уникальным памятникам природы, по природоохранной или экологической, тематике, в отделы природы краеведческих музеев.

Искусствоведческие экскурсии объединяют следующие подгруппы: театральные, историко-музыкальные с рассказом о творчестве композиторов и музыкантов, экскурсии с показом произведений монументальной скульптуры, экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, в выставочные залы, по народным промыслам, по местам жизни и деятельности артистов и художников.

Литературные экскурсии обычно группируют следующим образом: литературно-биографические по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя или драматурга, например, «Таганрог — родина А.П. Чехова», историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской литературы («Литературная Москва 20-х годов ХХ века»), экскурсии по местам, которые описаны в произведениях того или иного писателя («По следам героев Михаила Шолохова), в мемориальные музеи.

Для экскурсий на архитектурно-градостроительные темы распространенной является следующая классификация: экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; экскурсии, дающие представления о творчестве одного архитектора; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов.

Группа экскурсий на религиозные темы в настоящее время общепринятой классификации по содержанию не имеет. Туристские организации и паломнические службы епархий проводят экскурсии по храмам и монастырям.

 

По составу участников экскурсии подразделяются следующим образом:

- для взрослых граждан (сборных групп всевозможных организаций, студентов, профессиональных групп и др.);

- для детей различных возрастов (дошкольников, младших школьников, школьников среднего и старшего возрастов);

- для местных жителей;

- для иногородних;

- для иностранцев.

Классификация экскурсий по составу участников является основой учета особенностей экскурсионной группы при проведении экскурсии, в зависимости от состава участников в маршрут экскурсии, выбор объектов показа, содержание рассказа, эмоциональную окраску всей или отдельных ее частей вносятся определенные изменения. Для профессиональных групп желательно, например, включить в обзорную экскурсию по городу подтему, в которой раскрывались бы их профессиональные вопросы, характерные для данного населенного пункта, области, края. Резко отличаются между собой экскурсии для дошкольников и старшеклассников по языку, глубине экскурсионного анализа, продолжительности, развлекательности. Последнее особенно необходимо в экскурсиях для малышей и в меньшей степени для старших школьников. В экскурсиях для иногородних следует ожидать от туристов много вопросов, связанных с дополнительными объектами, и экскурсоводу надо быть готовым к ним.

Но главными при учете особенностей экскурсионной группы являются образовательный уровень и возраст ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными как говорят, «на слуху» у каждого, к ним быстро пропадает интерес у слушателей. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний экскурсантов. В этом случае не возникнет связи между экскурсантами и экскурсоводом. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом участников экскурсии.

По месту проведения экскурсии подразделяются на пять групп:

- городские;

- загородные;

- производственные;

- музейные;

- в культовых сооружениях и монастырях.

Городские экскурсии бывают обзорными и тематическими и предусматривают показ, как всего города, так и отдельных его частей. Например, старой части города, одного из интересных его районов, одной из улиц или площадей, насыщенных экскурсионными объектами.

Загородные экскурсии организуются за пределами города и могут быть как автобусными, так и пешеходными. Протяженность автобусных экскурсий обычно не превышает ста километров. Пешеходные организуются в каком-либо конкретном месте, куда экскурсионную группу доставляют одним из видов транспорта: специально заказанным или рейсовым автобусом, пригородным поездом, теплоходом или даже вертолетом.

Загородные экскурсии бывают нескольких видов. Первый — экскурсию проводят только в конечном пункте, например, в лесу или в малом городе, богатом историко-культурными объектами. Второй — экскурсию проводят в пути следования, используя в качестве объектов показа достопримечательности, хорошо видимые по маршруту. Третий вид построен на сочетании экскурсии в пути с экскурсией в конечном пункте маршрута. При этом экскурсию в конечном пункте проводит экскурсовод туристской организации, принимающей группу, или работник музея. Если же в конечном пункте назначения отсутствует экскурсионное учреждение, то экскурсию в нем проводит экскурсовод бюро, которое организует поездку.

Местом проведения производственных экскурсий являются заводы, фабрики, стройки промышленных, жилых и культурно-бытовых объектов, сельскохозяйственные предприятия, железнодорожные вокзалы, речные и морские порты, аэропорты, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, планетарии, театры, цирки, филармонии и другие объекты производственного, учебного, научного и социально-культурного назначения. Маршруты производственных экскурсий могут охватывать как все предприятие в целом, так и отдельные его производственные участки, лаборатории.

Музейные экскурсии представляют собой самую распространенную группу экскурсий. По числу экскурсантов они резко превышают все перечисленные выше группы. Они проводятся как в государственных, так и в ведомственных музеях, в картинных галереях, на художественных выставках, выставках истории и достижений отдельных отраслей хозяйства (машиностроения, сельского хозяйства, железнодорожного транспорта и др.), в мемориальных музеях и т.п.

В культовых сооружениях и монастырях организуют самостоятельные экскурсии на религиозные темы.

По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные. Каждый из названных видов экскурсии имеет свои преимущества, В пешеходных экскурсиях, при неторопливом темпе движения группы на маршруте, обеспечиваются наиболее благоприятные условия для показа всех экскурсионных объектов и рассказа экскурсовода. Пешеходные экскурсии дают возможность ее участникам глубже изучить, исследовать объекты, почувствовать себя участниками событий, о которых рассказывает экскурсовод. длина пешеходных городских экскурсий составляет обычно 2 — б км.

Свои преимущества имеют транспортные экскурсии, они дают возможность познакомиться с большой городской или загородной территорией, включить в экскурсионный показ объекты, значительно удаленные друг от друга.

Среди транспортных наиболее распространены автобусные экскурсии. Они состоят из двух частей: показа и рассказа по ходу движения автобуса и анализа экскурсионных объектов на остановках с выходом из автобуса.

В комбинированных экскурсиях сочетаются два их вида — с использованием транспортных средств и пешеходные.

 

По форме проведения Б.В. Емельянов (1985) подразделе экскурсии следующим образом:

- обычные экскурсии;

- учебные;

- экскурсии-массовки;

- экскурсии-прогулки;

- экскурсии-концерты.

Под обычными экскурсиями понимается весь спектр обзорных и тематических экскурсий, проводимых туристско-экскурсионными организациями.

Учебные экскурсии в планах работ этих организаций представляют собой форму повышения профессионального мастерства экскурсоводов. Они проводится для слушателей курсов или семинаров по подготовке и переподготовке экскурсоводов, при подготовке экскурсоводов к новой экскурсии.

Участники учебной экскурсии предварительно знакомятся с контрольным текстом экскурсии, ее маршрутом, карточками экскурсионных объектов, иллюстрациями из «портфеля экскурсовода». В процессе экскурсии они ведут записи своих впечатлений от нее, фиксируют особенности показа и используемых методических приемов, логических переходов. Методист, организующий учебную экскурсию, перед началом проводит беседу о ее задачах, по окончании — подводит итоги проделанной работы, руководит обсуждением прослушанной экскурсии.

Понятие «учебные экскурсии» имеет и другой смысл. Учебные экскурсии представляют собой еще и форму организации учебного процесса, вид занятий в учебных заведениях различного ранга, от начальной до высшей школы. Наиболее активно их используют в своей практике географы, биологи, геологи, историки, преподаватели архитектурных дисциплин и др.

Экскурсии-массовки проводились с первых лет советской власти в России. Для них были характерны веселые шествия с плакатами и знаменами под духовой оркестр.

В настоящее время экскурсии-массовки не встречаются в практике экскурсионной работы. Но опыт по их организации может использоваться, например, при организации массовых мероприятий в учебных заведениях.

Экскурсии-прогулки чаще всего представляют собой природоведческие экскурсии с отдыхом на природе. Местом их проведения являются лес, ботанический сад, берег моря, реки, озера. В этом виде экскурсий самостоятельное общение экскурсантов с объектами показа занимает больше времени, чем в каких-либо других.

Экскурсию-концерт проводят во время следования группы к месту экскурсии, например, из Москвы к дому-музею П.И. Чайковского в Клину. Поездка занимает продолжительное время, а объекты для показа по экскурсионной теме по дороге отсутствуют.

Поскольку вести рассказ о жизни и творчестве композитора в отрыве от показа неправомерно, в автобусе организуется коллективное прослушивание музыкальных произведений композитора с краткими комментариями экскурсовода.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.