Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к категории общения в психологии




Лекция №4. Общение как социально-психологический феномен

Вопросы для повторения и обсуждения

1. В чем различие между социальным и государственным управлением?

2. В чем суть нравственно-ценностного регулирования в общественной жизни, каковы сегодняшние тенденции в этой сфере?

3. Каковы пути лечения такой социальной болезни, как аномия?

4. Особенности социального управления в Украине под углом зрения ценностно-нравственного регулирования. Какие они?

5. Жизненные силы человека и проблемы ноосферного развития Украины.

 

Выготский Л.С. Общение - фактор развития. Через общение ребенок усваивает весь культурно-исторический опыт, его функции становятся высшими.

Рубинштейн С.Л. Общение - система отношений человека с другими людьми, которая опосредует отношение человека к бытию.

Ломов Б.Ф. рассматривает человека в контексте жизни в двух аспектах:

ü Субъект-объектные отношения (деятельность)

ü Субъект-субъектные отношения (общение)

Структурные элементы общения:

Предмет общения – другой человек как субъект со свойственной ему активностью.

Потребность в общении – стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке (общение необходимо для того, чтобы увидеть самого себя).

Мотивы общения:

v Познавательные

v Деловые

v Личностные (обмен эмоциями)

v Мотивы самоутверждения

v Мотивы собственно общения (вспомнить модель Маслоу)

Действие общения – единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку.

Средства общения:

v Экспрессивно-мимические

v Речевые

v Предметно-действенные (операции, с помощью которых осуществляется действие общения)

Продукт общения – образование духовного или материального характера, который создается в ходе общения (образ Я, представление о другом человеке и пр.)

Круг общения – состав партнеров по общению.

Содержание общения – вопросы, которые обсуждаются.

 

Стороны (функции) общения:

1. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона) Процесс передачи информации и изучение способов передачи. Средства передачи информации:

§ Вербальные (слова)

§ Невербальные (жесты, мимика, контакт глаз)

2. Интерактивная - общение как взаимодействие людей. Что делают люди, чтобы договориться. Что происходит в процессе ролевого и не ролевого поведения. С позиции психологии личности рассматривается то, как личность влияет роль и наоборот

3. Перцептивная - общение как восприятие людьми друг друга (способы межличностного восприятия и познания, первое впечатление, каузальная атрибуция - приписывание причин)

 

§ 2. Общение как коммуникация.

Коммуникатор - отправитель информации, говорящий.

Реципиент - получатель, человек, воспринимающий информацию.

Для передачи информации она кодируется средствами коммуникации (язык, код, азбука морза). Завтем эти коды декодируются и расшифровываются.

Средства расшифровки
информация
Средства коммуникации

 

Обмен информацией сталкивается с проблемой коммуникативных барьеров. Барьер возникает, если средства кодирования и декодирования не совпадают, например, когда люди не знают языка.. Непонимание может возникнуть в силу личностных особенностей человека (застенчивость, агрессия). Средства могут не совпадать в силу лингвистических причин - у людей не совпадает смысл слов которые они произносят (например, профессионализмы)

Коммуникационный барьер - особенности процесса коммуникации, в силу которых передача информации оказывается затрудненной.

Схема коммуникативного акта Лассуэла

1. Кто? Коммуникатор ü Компетентность, надежность (положительная предварительная информация.) ü Разумность с т/з аудитории (согласен ли ты?) ü Уверенность стиля речи, искренность ü Защита того, что противоречит собственной выгоде. ü Внешняя привлекательность (фактор подобия)
2. Что? Информация ü Эмоциональность или логика в зависимости от интеллекта и возраста аудитории. ü Эффект хорошего настроения (повышается мыслительная активность) ü Эффекты очередности рождения: ü Лучше запоминается первая и последняя информация ü Второе сообщение оказывает больше влияния, если сразу за ним ситуация принятия решения или большой промежуток времени между сообщениями.
3. Как? Канал коммуникации Вербальная или невербальная информация. Непосредственное взаимодействие – видео или теле сообщение – аудио сообщение – печатный текст. Активность, пассивность
4. Кому? Реципиент (аудитория) Интеллект, стиль мышления, степень предубежденности, увлечения
5. С каким эффектом?

Невербальное общение

Невербальная информация по своему источнику является бессознательной, поэтому она либо дополняет то, что говорит чеорвек словами либо опровергает, противоречит.

Невербальная среда одного человека взаимодействует с невербальной средой другого человека и интуитивно неосознанно человек чувствует либо откровенность либо ложь.

Средства невербального общения:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.