Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние и перспективы развития оптовой торговли за рубежом

При всех различиях в статистическом учете несомненно, что оптовая торговля является важной отраслью экономики развитых стран. Число оптовых фирм в средних по величине странах равно 30-40 тыс., а в крупных европейских государствах - 80-100 тыс.; число занятых достигает в них 1 млн. и более. В США число оптовых предприятий превышает 400 тыс., а занятых - 5 млн. Однако эти оптовые фирма весьма неоднородны по размерам. Повсеместно сущест­вуют десятки тысяч фирм с числом работающих несколько человек и небольшое число крупных оптовых компаний, на которых заняты тысячи работников. Ежегодно разоряются, возникают, сливаются и поглощаются тысячи оптовых фирм.

Оптовая торговля развивается под воздействием ряда факторов. Это, во-первых, научно-технический прогресс в сфере транспорта, связи, складском деле. В последние года на взаимоотношения каналов сбыта и агентов обращения существенное влияние оказывает компьютерная технология и автоматика.

Далее, важное значение имеет растирание ассортимента и увеличение масштабов производства и сбыта продукции. Это послужило толчком и углублению специализации в опте и появлению новых подотраслей оптовой торговли. Кроме того, прогресс специализации приводит к организационному обособлению ряда функций, которые традиционно выполнялись оптовы­ми предприятиями, в частности, выделяются операции хранения (экспедирования грузов).

Наконец можно отметить влияние политических и социальных факто­ров. Это проявляется в введении разного рода протекционистских барьеров, влияющих на характер конкуренции также и на внутренних рынках. В социально-экономическом плане модно упомянуть меры по защите окружающей среда, влияющие на транспортировку грузов, упаковку, утилизацию отходов и т.п.

На развитие розничной и оптовой торговли существенно влияют многие фактора общего и специфического для каждой страны характера.

В США не существует строгого организационного деления оптовой торговли товарами производственного назначения, предметами потребления и заготовок сельхозпродукции. Имеется единая отрасль оптовой торговли, представленная тремя основными группами предприятий:

1. оптовые фирмы, которые покупают, хранят и продают товары различным торговцам, промышленным компаниям, предприятиям сферы услуг и т.д.

2. торговые посредники (брокеры, агенты и т.п.), которые, как правило, не приобретают права собственности на товар и не осуществляют операций по его хранению и т.п.

3. сбытовые конторы промышленных компаний, обособленные в организационном отношении от производственных подразделений

Доля оптовой торговли средствами производства в США составляет порядка 30%.

В США важное значение в торговле потребительскими товарами имеют оп­товые ярмарки или выставки-продажи. Вот как, например, организована работа ярмарок предметов гардероба.

Производственные предприятия демонстрируют свои новые модные коллекции 4, а иногда и 5 раз в год. В течение длительного времени основным рынком моды в США был Нью-Йорк, но сейчас быстро получают развитие другие рынки (Даллас, Чикаго, Сент-Луис, Майами, Калифорния). На оптовых рынках закупщики магазинов отбирают ассортимент для своих торговых предприятий. Представители швейных фабрик посещают магазины в периоды между показами одежды на ярмарках. Некоторые производственные фирмы имеют дома моделей, функционирующие круглый год.

Крупнейшая ярмарка-выставка одежды расположена в Далласе ("Аппарел март"): здесь под одной крышей представлены около 10 тыс. на­именований мужской, женской и детской одежды, принадлежностей туалета, обуви я текстильных товаров. Здание было построено в 1964т, (15шн. долл.), затем расширялось (1968,1973 года); по последним имеющимся данным, в нем было 1,3 млн. кв. футов (130тыс.кв.м.), и оно не удовлетво­ряло возросший опрос со стороны фабрикантов одежды.

Ежегодно на ярмарке одежды продают товаров на миллиарды долл., в т.ч. 1/3 - одежда. Ежегодно проводится не менее б выставок-продаж датой, детской одежды я текстильных товаров, 2 главные выставки обуви и 5 выставок мужской одежды. Выставки планируются на ряд лет вперед, чтобы обеспечить всех покупателей жильем. Стоянка у зданий выставки рассчитана на 8-9 тыс. автомобилей. В 1977г. во время осен­ней выставки женской и детской одежды были широко представлены им­портные товары из многих стран. С тех пор международные коллекции прочно, заняли место на выставках.

Кроме Далласа, выставки-продажи организуют в Нью-Йорке, Атланте, Чикаго и других городах в такие сроки, чтобы покупатели (представите­ли торговли) могли посетить вое основные выставки коллекций одежды с интервалом в несколько дней. Выставки проводят за 2-3 месяца до начала сезона. Например, ярмарку летней одежды проводят в конце января, начале февраля, а товар поступает в магазин в апреле. Пять выставок приурочены к следующим сезонам – лето, ранняя осень, осень, зима, весна.

В литературе проводится различия между двумя основными типами оптовых рынков: "спот" или "физическими" рынками, где торгуют реаль­ными товарами, и "фьючерсными" рынками ("товарными биржами" - (Commodity exchanges), где торгуют контрактами (сделками) о будущей поставке. "Физические рынки" включают широкуюсеть местных и цент­ральных рынков, на которых выступают продавцы (фермеры, производи­тели руд и металлов), агенты и брокеры,атакже покупатели (преиму­щественно оптовые) - ткацкие фабрики, мясоперерабатывающие и муко­мольные предприятия и т.п.

В настоящее время на "физических ранках" товара продаются пре­имущественно "по описанию" на основестандартов; стандартизированы также контракты, товар не обязательно имеется в наличии, а может на­ходиться в пути или на складе. Информацией обмениваются по телегра­фу, телефону, почте и др.

На местных рынках основными покупателями выступают торговцы, а покупатели - фермеры, на них действуют также кооперативы, агенты-закупщики перерабатывающих предприятий, оптовые торговцы. На центральных рынках круг действующих лиц расширяется за счет различных аген­тов - крупных посреднических фирм.

Функции товарных бирж отличны от функций этих товарных рынков. Это наиболее развитая форм регулярно функционирующего рынка товаров продающихся по стандартам (сортам), а иногда и по образцам. На товарных биржах продают сырье, а также предметы потребления, отдельные единицы которых лишены индивидуальных особенностей и взаимозаменяе­мы (металлы, хлопок, зерно, сахар и др.). Стандарты содержат перечень необходимых признаков товаров.

Первые товарные биржи появились в США в середине 19 века для торговли зерном: в 1848г. "Чикаго борд оф трейд", 1857г. - "Канзас-Сити борд оф трейд". В США насчитывается более 10 крупных товарных бирж - несколько в Чикаго и Нью-Йорке, в Канзас-Сити, Миннеаполисе.

В США ОПР (оптовые продовольственные рынки) функционируют, как правило, в крупных городах. В Лос-Анджелесе, например, действуют три оптовых рынка. Самый крупный — введен в эксплуатацию в 1986 г. На территории рынка, построенного на кооперативной основе, находится комплекс по размещению скоро­портящихся продуктов, оборудованный соответствующими техническими средствами, позволяющие применять новые технологии хранения. Два других оптовых рынка частные. Один из них в 1988 г. приобретен частной компанией, которая ежегодно затрачивает на развитие рынка около 4 млн. долл. За последние годы на рынке переоборудована зона погрузки и выгрузки продукции, построена дополнительная автомобильная стоянка на 200 мест. На рынок поставляется продукция в основном от местных производителей. Через оптовые рынки Лос-Анджелеса реализуется 60% свежей продукции Южной Калифорнии и 40% всех фруктов и овощей, продаваемых в стране. Товарооборот рынков составляет почти 2 млрд. долл. в год. Успех в работе во многом связан с удобным месторасполо­жением и современной инфраструктурой обслуживания рынков.

Формирование и развитие оптовой торговли в Германии начиналось с вертикальной кооперации на основе долгосрочных договоров между производителями и торговыми посредниками, которая восходит ужe к 18 веку (например, при сбытепива ). Развитие массового производства, особенно после первой мировой войны, привело к углублению сотрудничества, прежде всего в автомобильной отрасли. После второй мировой войны эта практика получила распространение во многих отраслях.

Одновременно развиваласьгоризонтальная интеграцияагентов сбыта одного уровня. Уде к концу 19в. стали создаваться объединения торговцев (в основном мелких) для целей совместной закупки товаров. По отраслям этот процесс протекал неравномерно. На первом этапе процесс характеризовался созданием довольно рыхлых объединений. Так, при объединении оптовых торговцев текстилем речь шла не столько о совместной закупке, сколько о наблюдении за рынком и определенном регулировании предложения товара на европейских рынках.

Впоследствии стала возникать более тесные объединения магазинов с целью совместной закупки, прежде всего в продовольственной торговле. Расширяются функции объединений в области регулирования, финансирования, совместного хранения товаров и изучения рынка. Это стало угрожать позициям самостоятельных оптовых фирм, которые также стали создавать совместные закупочные конторы (в продовольственной торговле - 20-х годах, а затем и в других отраслях), а поела второй мировой войны - "добровольные цепи".

Последующее развитие форы кооперациихарактеризуется расширением функций объединений в сфере подготовки кадров, юридического обслуживания, бухгалтерского учета, планирования ассортимента и анализа результатов деятельности. Углубляется сотрудничество в области политики сбыта - организация совместной рекламы, создание общих торговых марок, калькулирование цен. Многие объединения торговцев начинают функционировать не только в масштабе региона, но и всей ФРГ.

В 70-е года наблюдалось некоторое снижение доли объединений магазинов по совместной закупке, что побудилоих к дальнейшему расширению функций, практически затронувшему все стороны деятельности магазинов. Объединение промышленных фирм - производителей товаров происходило на фоне законодательства о картелях. Во время мировых войн государство в Германии стимулировало образование и регулировало де­ятельность картелей. Уже поело первой мировой войныих деятельность бала ограничена, а некоторые распущены. После второй мировой войны оккупационные власти осуществляли процесс декартелизации.

Смешанная кооперация предприятий различных отрастай, не имеет такого же значения, однако она также развивается. В розничной торго­вле она принимает форму торговых центров, в оптовой торговле речь идет о создании специальных складских зон вне центров городов, откуда оптовые предприятия постепенно вытесняются. Taкие зоны нередко проектируются как единое целое в виде многофункциональных комплексов и сооружений.

К более тесным формам сотрудничества производителей товаров, например, относят создание совместных центров обслуживания и гаран­тийного ремонта. Кооперация промышленных и торговых фирм принимает форму создания транспортных объединений, общих складских хозяйств (с участием также оптовых предприятий), учетно-расчетных центров, с овместного выпуска кредитных карточек.

Как указывалось, помимо торговых центров, где сосредотачиваются магазины различных типов, получают распространение центры сосредоточенияоптовых фирм. Приэтом различают: а) преимущественно складские и экспедиционные комплексы, б) преимущественно комплексы для демонстраций товаров и коммуникации, в ) смешанные комплексы.

К особенностям оптовой торговли Японии можно отнести то, что она там играет, пожалуй, значительно более важную роль по сравнению с другими крупными индустриальными странами.

Японские оптовые фирмы несут более существенный финансовый риск, которыйна них стремятся переложить различные торговцы, да и мелкие промышленники. Считается, что магазины, строго говоря, не покупают товар, а берут его на комиссию с оплатой после реализации или же возвращают непроданный товар. Функция хранения также присуща японскому опту в большей мере, чем, например, в ФРГ, отчасти из-за отсутствия достаточных складских емкостей у розницы. Магазины и производители ожидают от опта широкий крут услуг, которые являются во многом более важным факторов конкуренции, нежели цена; особенно это относит­ся к новым видам продукции.

Неудивительно поэтому, что 86% всех поступлений товаров, а розницу шли от оптовых фирм, только 11% непосредственно поступали от производственных предприятий. В ФРГ соотношение было иным: 52% - от оптовых фирм, 38% - прямые поставки промышленности, 5% - импорт. В Японии преимущественно у опта закупают товары даже крупные универмаги и супермаркеты.

Далеко не все оптовые фирмы занимаются физическими операциями хранения и доставки, имеются оптовые звенья, организующие пос­тавку из промышленности в другие оптовые фирмы и получающие ко­миссионные. С точки зрения рациональной организации товароснабжения считается возможным отказаться от некоторых звеньев, однако, японский кодекс поведения предусматривает долевое участиевсех признанных звеньев в распределении доходов.

Многообразие каналов сбыта одного и того же товара проиллюстрируем на примере мыла.

1-й вариант: наиболее распространенный (60% сбыта мыла) - товар от промышленности поступает к оптовику и далеев магазин; розничный торговец платит оптовому, а последний - изготовителю;

2-й вариант: оптовый! торговец А продает более мелкому оптовому торговцу Б; поставка идет с завода к оптовику Б, который отправляет мыло в магазин; причина может заключаться исключительно в сложившихся связях перечисленных звеньев; оплата воспроизводит ход сделок - магазин платит Б, последний платит фирме А, а эта платит изготовителю;

3-й вариант: появляется еще один оптовик В, которому завод доставляет мыло при условии гарантии оплаты со стороны А, последний благодаря устойчивым связям о оптовой фирмой Б подключает ее к системе сбыта; физически товар проходит через одно звено – В, склад которого приближен к магазинам; завод не рискует, так как имеет гарантию, а А и Б физической перевалкой не занимаются.

Отсюда деление оптовых фирм Японии на "ступени",которыев литературе получили различные названия: первая, вторая, третья, основной, промежуточный, конечный, оптовый и др.

( 33,2; 41,3; 25.5% соответственно общего числа предприятий всех звеньев).

Оптовые фирмы 3-й ступени около 60% товаров отпустили роз­ничным предприятиям, 40% - промышленным фирмам (отчасти - на экспорт).

Однако выделен другой канал - "оптовые фирмы прямых сделок", которые 35% товаров отгружают непосредственно магазинам, а 65% - промышленным и т.п. потребителям. Это по сути дела организационно обособленные сбытовые звенья промышленности.

Особое место В Японии при­надлежит оптовым продовольственным рынкам. В стране действуют два вида оптовых рынков: центральные, расположенные в крупных городах и местные, функционирующие в прочих городах. Основными продуктами, реализуемыми на рынках, являются мясо, мясные и рыбные изделия, овощи, фрукты и др. Поставщиками продукции на рынке служат фермерские кооперативы, частные торговые агентства, производители про­дукции и импортеры. Покупатели оптовых рынков — предприятия роз­ничной торговли (главным образом супермаркеты), перерабатывающие заводы, предприятия оптовой торговли, общепит (рестораны).

На ОПР принята аукционная распродажа продовольственных товаров. На продукцию, реализуемую через рынки, устанавливается оптовая наценка в процентах от стоимости продукции: 5,5% — продукты морского про­исхождения, 3,5% — мясо, 1,5% — мясные переработанные продукты, 8,5% — овощи, 7,0% — фрукты, 9,5% — цветы. Рыночная цена регулируется и устанавливается на основе конкуренции при аукционной продаже про­дукции. Поэтому ОПР называют еще и аукционами. Уровень цен на продукты зависит главным образом от количества их поставки на рынок. Многие поставщики для того, чтобы избежать низких цен, склоняются к дробной поставке своей продукции и реализации не на одном рынке.

В Японии отработана телекоммуникационная система сбора, обработки и передачи информации о наличии и поступлении продукции на оптовые аукционные рынки страны. Центральный компьютер связан с компьюте­рами, установленными на аукционных рынках и у оптовых покупателей. Это позволяет следить за ходом продажи продукции, не присутствуя на аукционе. Действующая система рассчитана на одновременное подклю­чение 35-40 аукционах рынков и 150-200 потребителей товаров.

Деятельность ОПР определяется законом об оптовых рынках, в котором установлены регламентированные правила торговли. В соответствии с законом реализация продукции осуществляется представителями оптовых рынков (продавцами), имеющими лицензию на торговлю на данном рынке. В Японии государство оказывает финансовую поддержку оптовым рынкам. Денежные средства направляются, как правило, на модернизацию и совершенствование технологических и торговых процессов.

ОПР «Рюнжи»во Франции — один из крупнейших в Европе. Это центр оптовой торговли, представляющий собой смешанное государственно-ча­стное акционерное предприятие. Рынок занимает территорию в 220 га, имеет развитую инфраструктуру, располагает хранилищами с автоматиче­ски регулируемым температурным режимом для одновременного хранения 250 тыс. тонн продукции. Торговые залы снабжены современным торгово-технологическим оборудованием и электронным табло, отражающим номенклатуру и цену продукции. Поставщиками являются крупные про­изводители и объединения производителей — кооперативы. Кроме того, на рынок по импорту поступает продукция из многих стран мира. Доставка продукции, прежде всего, являются розничная торговля, супермаркеты, суппереты, магазины и др., а также население Парижа. Ежегодно через рынок реализуется более 2 млн. тонн разнообразной продукции. При этом торговый оборот достигает около 45 млрд. франков. Цены на продукты складываются исходя из спроса и предложения. Они служат ориентирами цен на реализуемую продукцию по всей стране.

В Испании в системе ОПР ведущее положение занимает национальный рынок продовольствия «Меркаса», в составе которого находятся 22 про­довольственных объединения. Одно из них — центральный снабженческий рынок Валенсии — АО «Меркаваленсия». Рынок предоставляет необходи­мые площади и инфраструктуру, аграрно-продуктовому сектору, что га­рантирует стабильное снабжение свежими сельскохозяйственными про­дуктами население города и близлежащих районов. На территории «Меркаваленсии» размещаются оптовые рынки: мясные, рыбные, молочных продуктов, овощные, фруктовые, цветов и др., а также бойня. Кроме того, имеется большой парк предприятий разных размеров и направлений деятельности, связанных со сферой распределения и продажи продукции. Весь комплекс услуг в совокупности с парком предприятий привели с образованию крупной базы обеспечения потребной номенклатурой про­довольствия города и его окрестностей, положительно влияющих на всю Валенсийскую область.

Глава 3 Склады в оптовой торговле

3.1.Склады: классификация складов, виды складских помещений.

Склад — это специальное помещение для хранения запасов и материалов. Склады предназначены для накопления и хранения товарных за­пасов, а также формирования торгового ассортимента.

Хранение товаров осуществляют как производители, так и тор­говые предприятия. Поэтому склады функционируют на всех стади­ях движения товаров: склады производства, оптовой и розничной торговли.

Складское хозяйство торговли является составной частью мате­риально-технической базы общества и представляет собой средства труда, которые функционируют в сфере обращения.

На организацию складского хозяйства влияют различные факто­ры: размер, характер запасов товаров и продолжительность их хранения, оснащение склада соответствующим оборудованием, размер и планировка складских помещений.

Склады составляют основной комплекс сооружений предприя­тий оптовой торговли, а также значительную часть материально-технической базы розничной торговли. Однако в розничных пред­приятиях должны храниться лишь текущие запасы товаров, гаран­тирующие бесперебойность процесса продажи.

Большинство складов выполняют следующие основные функции:

• получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством;

• образование и хранение запасов;

• преобразование производственного ассортимента в торговый и подготовка товаров к продаже;

• товароснабжение розничной торговой сети;

• сезонное и долгосрочное хранение товаров.

Большое разнообразие складов, связанное с особенностями тех­нологического, технического и организационного характера торго­вых предприятий, вызывает необходимость их классификации по отдельным видам (рис. 2).

Задача складского планирования — обеспечение хранения това­ров таким образом, чтобы сделать их максимально доступными по­требителям.

Все складское пространство состоит из двух частей: площадей, используемых и не используемых для хранения. При планировании учитывают, что наиболее рациональное соотношение этих площа­дей, равное 2:1.

Планировка складских помещений должна отвечать следующим требованиям:

• применение оптимальных способов размещения и укладки товаров;

• исключение неблагоприятного воздействия одних товаров на другие при их хранении;

• возможность применения подъемно-транспортного оборудо­вания.

 

 

 


Рис. 2. Классификация складов

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организаторы оптового оборота | Пример 1. Планировка общетоварного склада
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.