Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составные части торгово-технологического процесса магазина

Торгово–технологический процесс в магазине представляет собой совокупность взаимосвязанных и последовательных операций, обеспечивающих доведение товаров до конечных потребителей с полным качества при наименьших затратах труда и высоком уровне торгового обслуживания. Операцией называется часть технологического процесса, выполняемая работниками с помощью совокупности способов и приемов.

Торговые операции включают изучение спроса населения, представления поставщикам заказов, формирование ассортимента, продажу товаров и обслуживание покупателей.

Технологический процесс состоит из операций, связанных с транспортировкой товаров, приемкой, хранением, подготовкой к продаже, фасовкой, упаковкой, размещением и выкладкой на торговом оборудовании. Технологический процесс в магазинах осуществляется без участия покупателей.

Все технологические операции магазина условно можно подразделить на основные и вспомогательные.

К основным относятся операции, связанные с продажей товаров и обслуживанием покупателей, отбор, отмеривание, расчет за товары и т.д.

Вспомогательные операции включают приемку товаров по количеству и качеству, распаковку, доставку в кладовые, хранение, подготовку к продаже, доставку в торговый зал, размещение и выкладку товаров в торговом зале, организацию хранения и сдачу тары.

 

.

 

 


 

 
 

 

 


Процесс продажи и обслуживания покупателей
Реклама и информация в магазине
Оказание дополнительных услуг покупателям
Выявление запросов и беседа с покупателями
Операция по отпуску товаров (отбор, расчет, упаковка)
Приглашение в магазин
Встреча покупателей
Консультация покупателей о свойствах товаров
Процесс продажи товаров и обслуживания покупателей
Размещение и выкладка товаров в торговом зале
Транспортировка товаров в торговый зал
Подготовка товаров к продаже

 

 

 
 
Показ товаров

 


Рис.8. Структура торгово-технологического процесса в магазине


В торговой практике сложилось три основные схемы технологических

процессов.

Первая схема включает приемку товаров по количеству и качеству, подачу их сразу же в торговый зал для продажи. Она наиболее прогрессивна и возможна только при поставке товара в таре-оборудовании, полностью подготовленной к продаже, что исключает из технологического процесса самые трудоемкие операции. Применение этой схемы предполагает выделение помещения для приемки товаров.

По второй схеме торгово-технологический процесс состоит из трех операций: разгрузки товаров с автотранспорта и приемки их по количеству и качеству, хранение и продажи. При применении этой схемы торгово-технологического процесса необходимо помещение для хранения товаров.

Наиболее широко в розничной торговой сети применяется третья схема торгово-технологического процесса. Она является наиболее сложной и применяется при организации продажи товаров, требующих доработки перед подачей в торговый зал. Ее применение требует помещения для подготовки товаров к продаже.

Применение какой-либо одной схемы торгово-технологического процесса в пределах одного предприятия встречается довольно редко (лишь в некоторых специализированных магазинах). Как правило, в продовольственных магазинах, и в первую очередь в универсальных, одновременно действуют все три схемы. Содержание торгово-технологического процесса зависит от степени самостоятельности магазина, его ассортиментного профиля, устройства и планировки, размера торговой площади, объема товарооборота, формы продажи товаров, уровня технической оснащенности и других факторов.

Основными принципами организации торгово-технологического процесса в продовольственных магазинах являются:

обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;

торгово-технологический процесс должен быть организован так, чтобы обеспечить наилучшие условия выбора товаров, их приобретения, экономию времени покупателей;

соответствие технологии современному научно-технологическому уровню, гарантирующее использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов, научной организации труда;

достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса за счет ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения;

сохранение физико-химических свойств товаров.

Основными направлениями рационализации технологического процесса магазинов являются широкое внедрение прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания покупателей, разработка рациональных схем технологической планировки, повышения уровня технического оснащения, обеспечение бесперебойного снабжения товарами, их рациональное размещение и выкладка, совершенствование работы узлов расчета.

В магазинах разгрузка товаров осуществляется на специальных площадках. Товары с минимальными сроками продажи принимают непосредственно в камерах хранения. В современных крупных магазинах разгрузка ведется в крытых дебаркадерах, имеющих несколько разгрузочных мест, а приемка – в специальных помещениях. Оптимальной схемой связи между разгрузочными платформами и помещениями для приемки товаров, их хранение и подготовка к продаже является расположение этих помещений на одной горизонтали, что обеспечивает беспрепятственное движение электропогрузчиков, грузовых тележек, электрокаров.

При организации торгово-технологического процесса с применением тары-оборудования разгрузочные рампы размещают на уровне кузова автомашины. Контейнеры с товаром после выгрузки на платформы с помощью транспортных средств доставляют к местам хранения или непосредственно в торговый зал.

Приемка товаров по количеству и качеству

Приемка товаров является важной операцией торгового предприятия. Приемка начинается с разгрузки автотранспорта, для чего используют электропогрузчики или тележки. Организация приемки товаров должна обеспечивать прохождение товаров в максимально сжатые сроки с минимальными потерями и при полном сохранении качества.

Она осуществляется материально ответственными лицами в соответствии с условиями договора.

Общие правила приемки предусмотрены в инструкциях Государственного арбитража при Совете Министров СССР “О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству” и “О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству”, а также особыми условиями, договорами и другими нормативными документами.

В настоящее время эти документы носят рекомендательный характер, обязательными являются условия договоров. Приемка товаров по количеству и качеству, проверка их комплектности и маркировки, правильности цен в соответствии с сопроводительными документами, актирование недостач, недоброкачественности, недостатков маркировки, составление и предъявление претензий поставщикам проводятся в порядке и в сроки, предусмотренные договором. Если в договоре будет указано, что приемка должна соответствовать какому-либо из указанных выше документов, то приемка осуществляется на основе этих документов.

Правила, установленные этими инструкциями, применяются во всех случаях, когда иной порядок не предусмотрен стандартами, особыми условиями поставки, другими обязательными нормативными документами.

Товары в магазине принимают по количеству и качеству.

В зависимости от способа доставки и упаковки товара определяется технология приемки.

Приемку товаров по количеству при доставке незатаренного товара, товара в открытой таре, а также по весу брутто и количеству мест производят сразу же в момент доставки их в магазин.

Если товар доставлен в исправной таре, кроме проверки веса брутто и количества тарных мест, магазин вправе потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества единиц в каждом месте.

Если товар в поврежденной таре, то проверку веса нетто и количества товарных единиц в каждом месте магазин проводит одновременно с приемкой по массе брутто и количеству мест в момент получения товара от поставщика.

Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству товарных единиц в каждом месте принимают одновременно со вскрытием тары, но не позднее 24ч. по скоропортящимся и 10 дней по нескоропортящимся товарам с момента их поступления.

Приемку товаров по количеству производят путем сопоставления данных сопроводительных фактов (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, спецификаций, упаковочных ярлыков, описей и др.) с фактическим наличием товаров. Если сопроводительные документы отсутствуют то товары принимают по фактическому наличию на основе составленного акта, в котором указывают какие документы отсутствуют.

При поступлении товаров, вес которых нельзя проверить необходимо в момент получения принять их по весу брутто, а после продажи товаров проверить вес тары. Результаты проверки оформляют актами. Акт о массе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а из под влажных товаров немедленно после ее освобождения. При обнаружении в процессе приемки недостачи магазин должен дальнейшую приемку приостановить, поступившую партию товара хранить отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечить их полную сохранность. О выявлении недостачи составляют акт за подписями лиц, принимавших товар. Магазин обязан по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружении недостачи, по остальным не позднее 24ч. направить поставщику по телеграфу или телефону вызов-уведомление. В немуказывают наименование продукции, номер счета-фактуры, характер недостачи, состояние пломб, а также количество недостающей продукции.

Важнейшее требование к приемке товаров в магазине – максимальная сохранность заводской (цеховой) упаковки товаров, исключение возможного снижения качества в процессе осмотра.

Приемка товаров в магазине по качеству делится на два этапа: предварительная – по внешнему осмотру товарных образцов в момент поступления товара и окончательная, связанная с выявлением скрытых дефектов или несоответствия установленным гарантийным срокам эксплуатации.

Гарантийные сроки устанавливаются техническими условиями, ГОСТ на отдельные виды товаров, Законом РФ «О защите прав потребителей»

После приемки товары перемещают на хранение. На хранение направляются только те товары, резервный размер которых определяется частотой доставки товаров и пополнения рабочих запасов.

Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом частоты спроса, времени их поступления и очередности продажи. При хранении в магазине за каждым видом товаров закрепляется постоянное место с учетом очередности продажи, трудоемкости обработки и условий перемещения в торговый зал.

Высокая культура хранения резервного запаса означает минимальные сроки хранения, незагруженность внутренних коммуникаций магазина товарами и тарой, максимальное использование площади и емкости кладовых, отсутствие порчи и снижение качества товаров.

Кратковременное хранение товаров в магазине связано с количественными потерями и снижением их качества. Для предприятий розничной торговли утверждены предельные нормы естественной убыли, которыми пользуются при установлении количественных расхождений товаров при очередной инвентаризации.

Наиболее трудоемкой операцией торгово-технологического процесса является подготовка товаров к продаже. Цель ее – освободить продавцов и других работников магазина от излишних затрат в процессе обслуживания покупателей, увеличить пропускную способность магазинов, сократить товарные потери и повысить коэффициент использования площади торгового зала. Подготовка к продаже товара позволяет потребителю лучше осмотреть и выбрать товар, оценить его. Помимо этого она сохраняет товар и придает ему привлекательный внешний вид.

Розничные торговые предприятия выполняют значительный объем разнообразных работ, связанных с подготовкой каждой единицы товара к продаже и отпуску покупателям. По товарам простого ассортимента, поступающим в упакованном и расфасованном виде, подготовительные операции сводятся к минимуму: образцы товаров просматриваются по внешнему виду, группируются, освобождаются от упаковки, снабжаются укрупненными ценниками и направляются в торговый зал для выкладки и предложения покупателям.

Время и место проведения, а также содержание операций по подготовке товаров к продаже регламентируются правилами розничной торговли отдельными товарами, утвержденные Министерством торговли РФ.

Согласно ' Правил продажи отдельных видов товаров' п. 33. Товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и связочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товаров должны быть удаленны. Продавец также должен проверить качество товаров (по внешним признакам) наличия на них необходимой документации и информации, осуществляется отбраковка и сортировка товаров.

В отделе осуществляются следующие операции по подготовке товара к продаже:

1. Зачистка сливочного масла от штаффа (желтого слоя на поверхности монолита).

2. Обновления срезов с колбас.

3. Нарезка сыров и упаковка их в пленку.

4. Расфасовка бакалейно – кондитерских товаров в определенном количестве.

5. Удаление вязок и клипс с мелкоштучных колбасных изделий (сарделек).

6. Освобождение товаров от тары, поступивших в товарный зал в таре.

7. Удаление загрязнения с поверхности батонов колбас.

8. Удаление влаги с пакетов молока.

9. Сортировка мяса.

10. Удаление клемм и т. п.

Подготовка непродовольственных товаров к продаже заключается в окончательной проверке их качества, сборке или монтаже изделия, устранении мелких дефектов, придание изделиям товарного вида (чистка, утюжка), фасовке отдельных товаров хозяйственного назначения и т. п.

В продовольственной торговле важное значение имеет организация фасовки товаров (круп, макаронных изделий, муки, сахара, мяса, мясной гастрономии, сливочного мяса и других продуктов).

Товары сложного ассортимента, технически сложные приборы требуют специальной подработки даже в том случае, если они поступили в торговлю в упакованном виде, так как за период транспортировки в результате вибрации, толчка они могли получить отдельные повреждения; их распаковывают и проверяют в действии. Готовая одежда, поступающая не на плечиках, как правило, требует утюжки. Значительная часть продовольственных товаров требует фасовки и упаковки в потребительскую тару. Подготовка некоторых товаров, поступающих крупными партиями, связана с выполнением специфических работ, например накатывание тканей на дощечки для выкладки в торговом зале, предварительная группировка мелкоштучных изделий на картах, щитках. По всем товарам комплектуется торговый ассортимент.

Размещение и выкладка товаров

Для предложения рекомендаций по размещению и выкладке товаров в торговых предприятиях был проведен анализ отечественной, зарубежной литературы и практики размещения товаров в торговом зале. Полученные рекомендации можно разделить на несколько направлений:

1. определение места расположения секции (комплекса) в торговом зале;

2. определение площади торгового зала под секцию (комплекс);

3. определение способа и места выкладки товара на оборудовании;

4. оформление полок.

Определение места расположения секции (комплекса) в торговом зале.

Определение места расположения секций – это прежде всего продуманная последовательность их расположения в торговом зале с учетом психологии покупателей, расположения вспомогательных помещений, характера покупательского спроса.

В отечественной и зарубежной практике существуют противоречивые мнения и решения по поводу размещения товаров в торговом зале. Эти противоречия состоят в том, что некоторые менеджеры предлагают размещать товары наиболее частого спроса (хлеб, молоко, овощи, галантерея, парфюмерия, моющие средства и т.п.) вблизи от входа в торговый зал, объясняя это тем, что не следует заставлять покупателя, пришедшими за этими товарами, проходить через весь торговый зал. Другие, наоборот, размещают эти товары в глубине торгового зала, чтобы покупатель, проходя к этим товарам, делал так называемые импульсные, т.е. заранее не предусмотренные покупки. Факторами, влияющими на размещение секций в зале, являются традиции, характер и привлекательный внешний вид товара, удобство работы для торгового персонала, рентабельность, удобство для покупателей и личные предпочтения.

Для определения места расположения секции следует проанализировать, какие места наиболее предпочтительны для тех или иных ассортиментных групп, какие места в магазине являются ценообразующими, какие приносят наибольшую прибыль. Так недорогие товары работают на то, чтобы создать у покупателя благоприятное впечатление об уровне цен магазина. Если разместить их в начале торгового зала, покупатель втягивается в процесс покупок и дальше берет товары уже «автоматически», обращая на цены меньше внимания. Известен принцип чересполосицы, при котором товары с низкими ценами, приносящие магазину наибольшую прибыль, чередуются по ходу покупателей в торговом зале. Принцип чересполосицы используется и тогда, когда отдельные группы товаров повседневного спроса выкладывают на некотором расстоянии друг от друга. В этом случае покупатели попутно осматривают другие товары.

Большое внимание в торговом предприятии следует уделять размещению товаров импульсного спроса. Наиболее правильным считается размещение товаров импульсного спроса в самых «проходных» местах зала, у входа и выхода, в прикассовой зоне, на так называемых гондолах – специальных стеллажах в торцовой части торгового ряда. Способен увеличить объем продаж такой прием, как дублирование товара. Например, организовав фирменный уголок товара, его же можно разместить у кассы.

 

Определение площади торгового зала под секцию (комплекс)

После того, как определили месторасположение для секций (комплексов) определяется, какую часть торгового зала должны занимать те или иные секции. Для этого надо соотнести объем их продажи с общим объемом продаж по магазину и полученный процент экстраполировать на торговую площадь.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
График доставки | На оборудовании
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.233 сек.