Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура культуры




Культура всегда всечеловечна, универсальна, в своих глубинах она носит родовой характер. В какую бы эпоху ни жил человек, где бы ни развивалась его биография, для него всегда горе останется горем, а радость – радостью.

Лекция 1: УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ КОНКРЕТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Тема 2: КУЛЬТУРА КАК МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА

Всегда уникальное творение отличается от бесталанных подделок. Везде поря­док отличим от хаоса, красота от безобразия, лю­бовь от ненависти.

Но будучи единой, культура вместе с тем не мо­нотонна. Она неисчерпаемо многообразна, пере­менчива, поражает неожиданностью свершений, непредсказуемостью изгибов и поворотов. Ис­следователи культуры зафиксировали не толькоее всеобщность, но и предложили ряд типологических конструкций, позволяющих выделить пространст­венные (синхронные) и временные (диахронные) различия определенных культур.

Наиболее крупномасштабным членениеммиракультуры выступает выделение двух регионов Запада и Востока. Это деление не скрупулезно тер­риториальное и не жестко хронологическое оноподвижно. Ново всех случаях речь идет о гене­ральной направленности культурных свершений. Дихотомия Восток Западсвязана с различием социокультурных структур, несовпадением темпов и путей развития, отличием менталитета (доминант­ной установки массового сознания).

Этикак бы два культурных мира основаны на несовпадающих принципах Запад связан с частнособственнической активностью, выведением товарно-рыночных отно­шений на капиталистический уровень, а Восток не знал всеохватывающего использования частнособ­ственнических отношений (хотя они и наблюдались), не отстраивал систему гражданского общества.

Эти обстоятельства нашли отражения в различии Духовного мира, специфичности конфессиональных религиозных умопостроений, в правилах и обычаях в повседневной жизни. Динамичность, продуктивность Запада и «застылость», репродуктивность Востока, наложили отпечаток на все про­явления их культурного бытия.

Возможно также рассмотрение типологии культу­ры во временном срезе. Культура, взятая глобаль­но, может быть охарактеризована как изменяющая­ся прогрессивно (хотя далеко не все культурологи с этим согласны). Конечно, ее вечные ценности не­преходящи. Фрески Аджанты и Эллады, исходя из всеобщей сущности культуры, выделенной и зафиксированной в формах мышления стансов Ду Фу или поэм А С Пушкина, болгаро-помокских «Ведов славян», славяно-русской «Велесовой книги» или Лотосовой Сутры, научных дерзаний Г. Галилея или переживаний Ю.А.Гагарина во время его полёта в космос - всегда в глазах людей будут ве­личайшими культурными свершениями человече­ского рода.

Вместе с тем правомерно говорить об архаизме, классике, модерне и постмодерне в культуре. Мо­дерн — это характеристика состояния культуры, ко­торая присуща промышленно развитым капитали­стическим странам и хронологически может быть обозначена рубежом XIX и XX в. Этот тип культуры вобрал в себя противоречия и коллизии нашего столетия он противостоит классике и связан с раз­рушением, деструкцией тех основ европейской культуры, которые имеют истоки в античности.

Постмодерн, развернувшийся в 70-х гг., это со­временные культурные реалии (в основном, в стра­нах Запада). Его характеристики еще расплывчаты, как расплывчат и смутен сам постмодерн. Можно лишь сказать, что он отражает кризисное состояние мировой цивилизации, переломный характер собы­тий конца века, еще не определившийся характер поисков современного человечества. Мир сегодня разбалансирован, разгармонизирован. И постмо­дерн — это нечто иное,как культурологическая фиксация этого деградирующего состояния человеческогомира.

Культура - это сложная, многоуровневая система. Строение культуры включает субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

В рамках культурологии исследуются такиеееструктурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая городская, сельская, профессиональная, духовная и материальная и др. Каждый из элементов культуры может делиться на более дробные.

Культуру поее носителю подразделяют на мировую и национальные культуры.

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

На­циональная культура - это синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества, своеобразие национальной культуры, ее не­повторимость и оригинальность проявляются в духов­ной (язык, литература, музыка, живопись, религия) и в материальной (особенности экономического уклада. Ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделя­ются культуры социальных общностей (классовая городская, сельская, профессиональная молодежная культура), семьи, отдельного человека. Выделяют также народную (непрофессиональную) и профессио­нальную культуру.

Кроме того, выделяется материальная и духовная культура. Хотя это подразделение часто бывает услов­ным, так как в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Материальная культура не тожде­ственна ни материальной жизни общества, ни матери­альному производству, ни материально преобразую­щей деятельности

Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (ар­тефакты). Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое зна­чение, выполняют определенную функцию и представ­ляют известную ценность для группы или общества (паровая машина, книга, храм, орудие труда жилой дом, украшение).

Материальная культурахарактеризует деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека. Материальная культура - это культура труда и материального производства, культура быта, культу­ра топоса (места жительства), культура отношения к собственному телу, культура воспроизводства и формирования человеческого рода. Физическая культура.

Нематери­альная (или духовная} культура выступает многослой­ным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру: философскую, нравст­венную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

Духовную культуру образуют нормы, пра­вила, образцы эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии ритуалы символы, ми­фы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже (как и в материальной культуре) результат деятельно­сти людей, но сотворены не руками, а разумом. Нема­териальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в сознании и поддерживаются челове­ческим общением.

Результаты материальной культуры (мосты храмы) существуют очень долго, а церемонии или обряды -только то время, пока их соблюдают. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия - через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука - это ритуальное или симво­лическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участием материального посредника - галстука, который является артефактом.

Отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют со­бой вертикальное сечение культуры, пронизывая всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологи­ческая, эстетическая культура.

Культура как явление, формирующее человека, мо­жет воспитывать личность как нравственную, так и без­нравственную. По содержанию и влиянию культуры на человека ее делят на прогрессивную и реакционную.

Существует деление по признаку актуальности. Ак­туальная - это та культура, которая находится в мас­совом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру (ее иллюстрирует мода во всем).

Таким образом, структура культуры сложна и многогранна. Она включает в себя систему образования, науку, искусст­во, литературу, мифологию нравственность, политику, право, религию, сосуществующих и взаимодействую­щих друг с другом и составляющих единую систему по­нятия культуры




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.