Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школы менеджмента




Основные теории и тенденции развития современного менеджмента.

Модели менеджмента.

Школы менеджмента

Тема 2. Становление и развитие менеджмента

План:

2.1. Менеджмент: понятие, сущность, цели, задачи

2.1. Менеджмент: понятие, сущность, цели, задачи

В 1911 г. учёный США Ф. Тейлор опубликовал книгу «Проблемы научного управления», которая явилась основой признания управления наукой.

Менеджмент (англ. Management - управление) это эффективное и производительное достижение цели предприятия посредством планирования, организации, лидерства, мотивации и контроля над ресурсами предприятия в рыночном обществе. Менеджмент не существует в отрыве от организации.

Менеджмент организации –– процесс управления организацией для достижения её цели (макс. прибыли).

Управление организацией – деятельность по обеспеченности целенаправленности и согласованности в работе (макс. выручка при рациональном использовании ресурсов).

Основная цель менеджмента организации – при минимальной затрате достигнуть необходимых результатов в процессе деятельности организации.

Основные задачи менеджмента:

- эффективная организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;

- привлечение высококвалифицированных работников;

- стимулирование персонала за счет создания комфортных условий труда и системы его оплаты;

- формирование необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

- формирование и реализация стратегии развития организации;

- создание эффективного контроля.

Сущность менеджмента - постоянно отслеживать деловую среду, поскольку она непрерывно изменяется и оказывает большое влияние на практику менеджмента, на его основные тенденции.

Субъект менеджмента – человек или люди, создающие управленческие воздействия в рамках организации по реализации её целей и задач.

Объект менеджмента – то, на что ориентированы управленческие воздействия субъекта (персонал, конкуренты, финансы, производство, сбыт поставщики ресурсов, информация и т. д.).

Менеджмент – это система экономического управления предприятия, включающая в себя учение о принципах организации предприятия, его стратегическое развитие, подборе персонала и способов оптимизации его работы.

Школа научного управления (1885-1920 гг.) - Ф. Тейлор, Х. Гантт) –

Основные принципы:

- разработка оптимальных методов работы на базе учета времени, усилий;

- абсолютное следование разработанным стандартам;

- подбор, обучение и расстановка кадров с наибольшей выгодой;

- оплата по результатам труда, мотивация и рационализация труда;

- выделение функций управления в отдельную сферу профдеятельности;

- определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

Тейлор также выделил 4 группы управленческих функций:

1. выбор цели;

2. выбор средств;

3. подготовка средств;

4. контроль за результатами.

Административная (классическая) школа управления1920-1950 гг. (А. Файоль, М. Вебер, Л. Урвик). 14 принципов Анри Файоля:

1. разделение труда (специализация и унификация работ);

2. делегирование полномочий и ответственности за порученную работу;

3. поддержание дисциплины труда (подчинение условиям договора);

4. единство распорядительства (получение распоряжений и отчёт перед одним непосредственным начальником);

5. единство действий (единый план по одной цели);

6. подчинение частных интересов общим (интересы фирмы выше личных);

7. вознаграждение персонала (за качественный труд);

8. централизация (организация должна иметь управляющий центр);

9. скалярная цепь (иерархия неразрывной цепи команд и коммуникаций);

10. порядок (каждый работник на своём рабочем месте);

11. справедливость установленных правил и соглашений на всех уровнях;

12. стабильность персонала (долгосрочная работа в организации);

13. инициатива (поощрение независимых суждений в рамках полномочий);

14. единение персонала и организации (в единстве – сила).

А. Файоль выделил несколько видов деятельности предприятия: технико-производственная; финансовая; административная; коммерческая; контрольная. Л. Урвик уделил разработке принципов построения формальной организации, не потерявших актуальности до настоящего времени.

Школа человеческих отношений1930-1950 гг. (А. Маслоу, Э. Мэйо, К. Артирис, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Н. Мейер). Основные положения:

- мотивация людей через социальные потребности;

- удовлетворение человека в социальных отношениях;

- люди более отзывчивы к влиянию коллег, чем побуждениям руководства;

- участие работников в управлении;

- признание неформальных отношений

Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознавать человеческий фактор, как основной элемент повышения эффективности деятельности предприятия. В результате экспериментов с группами рабочих Э. Мейо пришел к выводу, что производительность труда рабочих существенно зависит не только от условий труда и действий администрации, но и от психологического и социального климата в среде рабочих. Д. Мак-Грегор рассмотрел теорию X, которая применяет методы принуждения и поощрения. Теория Y – это создание условий, способствующих стимулированию работников, предоставленных им возможностей для максимального проявления инициативы, изобретательности, самостоятельности при достижении целей предприятия.

Школа количественного подхода или новая современная школа с 1950 г. по н.в. (Саймон, Бил, Акофф). рассматривает экономико-математическое моделирование, систематический подход, построение моделей.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления. Основным моментом этого подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.

Процессный подход рассматривает функции как взаимосвязанные, поэтому управление рассматривается как процесс.

Системный подход – это не набор руководств и принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к предприятию и управлению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.