Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Мифология и культура. Культура и религия. Значение мировых религий в культурном развитии человека и общества




Лекция № 3

Содержание культуры тесно связано с понятиями «миф», «мифотворчество», «мифология». Миф - mythos - переводится с греческого языка как «слово». Под мифом понимается рассказ, архаическое повествование о богах, духах (впоследствии – о героях): это нечто нереальное, придуманное, сочиненное. Миф считается исторически первой формой культуры, первоначальной формой отображения действительности.
В мифе представлен целостный образ мира, в котором моральные, художественные и познавательные аспекты находятся в синкретическом (нерасчлененном) единстве и взаимообусловленности. Каждый элемент мифа имел свое значение, и человек, живущий в мире мифов, не чувствовал себя отчужденным от природы. Миф, который выступает как способ освоения человеком природы, следует отличать от сказки, поскольку в мифе уже есть попытка объяснить мир и происходящие в нем события. Он отличается и от легенды, так как в его основе не лежит конкретное событие или явление.

В отличие от религии, которая обожествляет сверхъестественное, трансцендентное, миф обожествляет непосредственную игру природных сил (понимаемые как продолжение природы) и стихийные страсти души.

Существует типология мифов, в которую входят: космогонические, антропологические, этнологические мифы о происхождении, сотворении и упорядочении мироздания мифическими персонажами; календарные мифы, связанные с осмыслением природно-хозяйственных ритмов и циклов изменений жизни, закреплением их в ритуально-обрядовых действиях; эсхатологические мифы, связанные с представлением о конце этого мира и рождении нового; культово – биографические мифы о жизненных испытаниях мифических персонажей (Одиссей, Геракл).

Мифология определяется как форма общественного сознания, способ изображения природы, мира, населенного живыми существами, наделенными магическими, фантастическими свойствами. Как средство самовыражения человека мифология являлась господствующей формой мировоззрения в родовой общине. В мифологии содержались предпосылки (зачатки) представлений о природе и обществе, философских и политических теорий, религиях, различных форм искусства и видов искусства.

Эстетическое значение мифологии обусловлено синтезом общей идеи и чувственного образа. Основными формами мифологии являются фетишизм и анимизм. Надо сказать, что мифотворчество характерно для некоторых направлений современной литературы (Ф. Кафка, Т. Манн, Ж. Кокто,
Ж. Ануй и другие).

Анимизм (лат. anima – душа) – одна из ранних форм религиозных представлений, свойственная первобытным народам, представление о существовании душ и духов, то есть фантастических, сверхъестественных существ, якобы влияющих на природу, общество и самого человека.

С позиций анимизма, люди, животные и растения имеют активную бессмертную субстанцию – душу. Анимистические представления легли в основу многих национальных и мировых религий.

Фетишизм (португ. feitiko – амулет, магическая вещь) – в родоплеменных верованиях и культах: поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются особенные свойства (способность исцелять, защищать от врагов, помогать на охоте и т.д.). Впервые эта форма религиозных верований была обнаружена португальскими моряками в Западной Африке (ХV в.). Затем аналоги фетишизма были обнаружены в религиозных верованиях многих других народов. Суть архаического фетишизма заключалась в том, что человек усматривал в поразивших его воображение предметах свойства, которые невозможно установить при помощи обычных органов чувств. Чаще предмет, который становился фетишем, выбирался методом «проб и ошибок». Так формировалась вера в амулеты, талисманы, обереги, предметы, приносящие удачу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.