Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буддизм. Мировые религии, оказавшие в прошлом и продолжающие в настоящее время оказывать огромное влияние на культуру




Мировые религии

Мировые религии, оказавшие в прошлом и продолжающие в настоящее время оказывать огромное влияние на культуру, психологию и общественное сознание людей, составляет группа из трех религий (буддизм, христианство, ислам), отличающиеся широкой распространенностью и отсутствием в своей догматике ярко выраженной этноцентричности. К специфическим чертам мировых религий можно отнести определенный универсализм теоретического и метафизического учения и догматов.

Родоначальник буддизма – Сиддхартха Гаутама Будда (623-544до н.э.), северо-восток Индии.

Четыре благородные истины составляют ядро учения Будды. Первая из этих истин гласит, что жизнь – это страдание, поскольку элементы страдания присутствуют во всех без исключения сторонах жизни. Вторая благородная истина заключается в том, что причиной страданий является жажда жизни. Человек стремится к обладанию материальными и духовными ценностями, чувственными наслаждениями, что обусловливает его тягу к продолжению жизненного процесса. Третья благородная истина предупреждает, что человек должен осознать, что необходимо прервать круговорот жизни. Нужно подавить в себе любые желания, вне зависимости от того, являются ли они плохими или хорошими. Путь же к этому подавлению, и в результате к спасению, указывает четвертая благородная истина, так называемый восьмеричый (включает восемь ступеней), или срединный, путь (согласно которому следует избегать крайностей: с одной стороны, он не требует самоистязаний, умерщвления плоти, с другой – осуждает чувственные наслаждения). Первая ступень – правильное понимание, под которым подразумевается усвоение четырех благородных истин. Вторая ступень – правильное стремление, т. е. намерение поступить в соответствии с этими истинами. Третья ступень – правильная речь, предполагающая, что человек должен не лгать, не клеветать, не сквернословить. Четвертая ступень – правильное действие, подразумевающее, что деятельность человека не должна приносить вреда живому. Пятая ступень – правильный образ жизни. Шестая ступень – правильная мысль, т. е. преодоление дурных мыслей и влияний. Седьмая ступень – правильное (т. е. оптимальное, адекватное) усилие, выражающееся в постоянном укреплении в себе решимости не принимать любые мирские радости. Восьмая, последняя ступень – правильная концентрация (правильно организованное внимание), ведущая к достижению внутреннего спокойствия и полной невозмутимости.

Буддисты считают, что, лишь следуя восьмеричным путем, указанным Буддой, живя в соответствии с его этическими предписаниями, морально совершенствуясь, человек может рассчитывать на окончание сансары (цепи перерождений) и полное прекращение страданий – погружение в нирвану.

Священной книгой буддизма является Типитака (букв. три корзины), состоящая из трех частей. Первая из них – Виная-питака. Она содержит дисциплинарные правила, которые должны соблюдаться монахами в буддийских общинах. Вторая часть – Суттапитака – сообщает о беседах, которые вел Будда со своими учениками и которые были записаны со слов его двоюродного брата и одного из последователей – Ананды. В третьей части – Абидхарма-питаке, которая в определенной степени представляет собой комментарии Сутта-питаки, дается систематизация и толкование основных догматов буддизма.

Буддизм существует в двух главных своих разновидностях: хинаяна (малая колесница, или узкий путь ко спасению) и махаяна (большая колесница, или широкий путь ко спасению). Также к буддизму относят его китайский вариант дзен- (чань-) буддизм, тантризм (так называемая алмазная колесница) и ламаизм.

Учение самого Будды оказалось во многом отличным от того, что появилось в буддизме позднее. Сначала идеи Будды передавались в форме притч и сказаний, но в III–I вв. до н. э. оформилась философия буддизма. Наиболее адекватной (т. е. близкой к «первоисточнику») оказалась самая ранняя форма буддизма – хинаяна, согласно которой ближе всего к цели достижения нирваны стоят отказавшиеся от всего мирского и отдавшие всю жизнь благочестивым размышлениям монахи, много дальше – буддисты-миряне. Доступные для них благочестивые дела хотя и улучшали карму, были недостаточны для спасения и достижения нирваны.

Махаяна – это форма буддизма, сложившаяся позднее и достигшая расцвета около 200 г. н. э. Она во многом отличалась от раннего буддизма хинаяны. В ней понятие нирваны стало более доступным обыденному религиозному сознанию, и она отходит от исключительно негативного отношения к миру сансары. Было признано, что благочестие и подаяние мирянина сопоставимы с заслугами монаха и могут приблизить его к заветной цели, т. е. к нирване. Здесь появляется новая фигура – бодисатва, святой подвижник, достигший ступени спасения, но остающийся с людьми, чтобы облегчить их страдания, повести по пути спасения. С появлением бодисатв в буддизме стал развиваться пантеон святых, которым можно было молиться, прося у них помощи и заступничества. Наряду с великим Буддой появились и многие другие будды, они приобрели имя, были персонифицированы, превратились в объекты почитания и культа. Возникла практика поклонения их изо-бражениям, главным образом скульптурным. Наряду со всем этим возникло неизвестное раннему буддизму представление об аде и рае, была разработана космогония, изображавшая множество небес, на которых размещался божественный пантеон. И сам Будда из учителя мудрости превратился в бога-спасителя. Если хинаяна отвергала посредничество брахманов, то в махаяне вновь возникают представления о роли монахов и духовенства как посредников на пути к спасению.

Во II в. буддизм проник в Китай и получил широкое распространение, а в VII в. возник чань-буддизм, чаще именуемый дзэн-буддизмом. Чань привил буддизму китайскую трезвость и рационализм: не пытаться достичь нирваны или стать буддой, а увидеть и понять Истину, которая вокруг тебя – в красоте природы, в радости труда и т. д.; научиться жить и радоваться жизни, но жить только для себя. Буддизм как мировая религия достиг наиболее завершенного вида в Тибете в ламаизме (VII–XV вв. н. э.). Тибетский далай-лама является и сегодня символом и высшей ценностью не только в глазах ламаистов, но и многих буддистов в разных странах мира. Основываясь на синтезе разных направлений буддизма, он впитал в себя и влияние тантризма, который ввел в обиход мандалу – своеобразную графическую диаграмму Вселенной, насыщенную магическими знаками и символами, имеющую множество вариаций, и Калачакру – колесо времени, в рамках которого 60-летний звериный цикл символизирует кругооборот человека в кармическом мире сансары. Однако самое важное в тантризме – его мистико-магическая основа, выявляющаяся в медитации и в магических обрядах, включая и сексуальную практику, ритуальное общение полов с целью приобретения энергии (шакти). Ламаизм предусматривает строгие этические нормы существования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.