Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели загрязнения окружающей среды в Беларуси




Показатель По годам
     
1. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, тыс. т     1594,4
В том числе по источникам загрязнения, %:      
доля загрязнения от передвижных источников 65,5   71,3
доля загрязнения от стационарных источников 34,5   28,7
2. Объем сточных вод, всего, млн м3      
В том числе по источникам загрязнения, %:      
доля загрязнения бытовыми стоками      
доля загрязнения производственными стоками      

 

2. В отношении ресурсов атмосферного воздуха:

- в структуре выбросов увеличивается доля загрязнения от пере-движных источников;

- сохраняется проблема качества воздуха в городах – уровень загрязнения воздуха периодически превышает стандарты качества в несколько раз.

3. В отношении поверхностных и подземных вод:

- несмотря на то, что по уровню водообеспеченности Республика Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях, про-блема качества воды стоит довольно остро (ок. 2/3 вод не соответствует гигиеническим требованиям);

- наблюдается тенденция снижения объемов сточных вод;

- основным загрязнителем водных объектов являются бытовые стоки.

4. В отношении отходов:

- утилизируется незначительная часть отходов (ок. 24 %), осталь-ные отходы поступают на свалки;

- происходит рост количества отходов (ежегодно примерно на 3 %) и увеличение площади земель, занятых полигонами (свалками).

5. В отношении биологического разнообразия:

- нахождение Республики Беларусь на стыке западноевропейской и восточноевропейской экологических зон определяет наличие уникальных экосистем (растительный мир включает до 11,5 тыс. ви-дов, 700 видов грибов, животный мир насчитывает 457 позвоноч-ных, в том числе 73 вида млекопитающих и т.д.), которым угрожает хозяйственная деятельность человека (нерациональное использование земель, строительство и т.п.).

Основные направления совершенствования экологического потенциала:

- проведение противоэрозионных работ (для улучшения состояния земельных ресурсов);

- рациональное использование удобрений;

- установление норм выбросов загрязняющих веществ;

- перевод потребителей энергии на чистые виды топлива;

- энергосбережение;

- учет критических нагрузок при планировании воздухоохранной деятельности;

- соблюдение международных соглашений в области охраны окру-жающей среды;

- усовершенствование способов очистки сточных вод;

- предотвращение сброса сельскохозяйственных загрязнений в водные объекты;

- развитие оборотного водоснабжения;

- экономическое стимулирование водоохраны;

- внедрение ресурсособерегающих технологий;

- повышение уровня переработки отходов;

- экологобезопасное размещение свалок;

- организация раздельного сбора отходов;

- развитие особо охраняемых природных территорий (площадь заповедников, национальных парков и других территорий должна увеличиться до 10 % к 2020 г.) и т.д.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Дайте определение совокупного экономического потенциала.

2. Какие составляющие определяют понятие «совокупный экономический потенциал»?

3. Какие основные показатели используются для оценки совокупного экономического потенциала?

4. Что такое природно-ресурсный потенциал?

5. С помощью каких показателей чаще всего производится оценка природно-ресурсного потенциала?

6. Дайте определение минерально-сырьевых ресурсов.

7. На какие основные группы подразделяются минерально-сырье-вые ресурсы?

8. Охарактеризуйте состояние природно-ресурсного потенциала Беларуси в отношении запасов и использования минерально-сырье-вых ресурсов.

9. Какие полезные ископаемые имеют наибольшее промышленное значение для Беларуси?

10. Дайте определение земельных ресурсов.

11. Охарактеризуйте структуру земельного фонда и основные тен-денции в использовании земельных ресурсов.

12. Назовите цель и основные направления земельной политики Республики Беларусь.

13. Объясните сущность системы мониторинга земель.

14. Охарактеризуйте современное состояние и тенденции исполь-зования водных ресурсов.

15. Перечислите основные направления улучшения использования водных ресурсов.

16. Какими вопросами занимается водное хозяйство?

17. Что включают в себя лесные ресурсы?

18. Как определяется показатель лесистости территории?

19. Что такое расчетная лесосека и с какими целями применяется данная норма?

20. Какие функции выполняют леса?

21. Что такое лесное хозяйство?

22. Охарактеризуйте современное состояние, тенденции и направ-ления использования лесных ресурсов.

23. Назовите основные виды рекреационных ресурсов по происхождению.

24. Какие функции выполняют рекреационные ресурсы?

25. Дайте определение демографического потенциала.

26. Назовите основные показатели, характеризующие демографический потенциал, и объясните методику их расчета.

27. Какие тенденции наблюдаются в состоянии демографического потенциала в последние годы?

28. Назовите основные направления демографической и миграционной политик Республики Беларусь.

29. Дайте определение трудовых ресурсов и объясните, какие категории населения к ним относятся.

30. Какими характеристиками трудовых ресурсов определяется трудовой потенциал?

31. Разъясните смысл понятий «экономически активное население» и «экономически неактивное население».

32. Какими показателями оценивается трудовой потенциал?

33. Что включает в себя понятие «человеческий капитал»?

34. Назовите стратегические цели политики Республики Беларусь на рынке труда.

35. Какие элементы включает в себя понятие «научно-инноваци-онный цикл»?

36. Дайте определения научного и научно-технического потенциалов.

37. Какими основными показателями характеризуется научный потенциал?

38. Охарактеризуйте современное состояние научного и научно-технического потенциалов и основные направления их развития.

39. Дайте определение инновационного потенциала и инноваций и объясните, в чем проявляется положительный эффект от внедрения инноваций.

40. Что означает понятие «новые технологии»?

41. Какими показателями оценивается эффективность инновационного потенциала?

42. Что является стратегической целью и инструментом инновационной политики государства?

43. Назовите национальные приоритеты инновационной деятель-ности (на период до 2020 г.).

44. Каковы современное состояние инновационного потенциала и основные направления его развития?

45. Назовите основные составляющие информационно-технологи-ческого потенциала.

46. Охарактеризуйте современное состояние, тенденции и направ-ления развития информационно-технологического потенциала.

47. Дайте определение производственного потенциала.

48. Назовите количественные и качественные показатели оценки производственного потенциала.

49. Как определяется коэффициент износа?

50. Охарактеризуйте состояние, тенденции и направления развития производственного потенциала.

51. Дайте определение инвестиционного потенциала.

52. Назовите показатели, которыми можно оценить уровень развития инвестиционного потенциала.

53. Охарактеризуйте состояние, тенденции и направления развития инвестиционного потенциала.

54. Как рассчитываются показатели международной инвестиционной позиции и валового внешнего долга?

55. Какие основные направления включает понятие «либерализация экономики»?

56. Какими показателями характеризуется состояние внешнеэкономического потенциала?

57. Какие отрасли экономики определяют основную мощь внешнеэкономического потенциала Беларуси?

58. Что представляет собой платежный баланс государства?

59. Какие факторы способствуют активизации внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь?

60. Назовите основные направления развития внешнеэкономического потенциала.

61. Раскройте понятие «свободная экономическая зона» и расскажите о принципах функционирования и возможностях белорусских свободных экономических зон.

62. Что характеризует экологический потенциал?

63. Какими показателями можно оценить экологический потенциал?

64. Охарактеризуйте состояние и проблемы развития экологического потенциала.

65. Назовите основные направления совершенствования экологического потенциала.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.