Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Барьеры входа на рынок

Определение состава продавцов и покупателей и географических границ

1.Состав продавцов и покупателей определяется в следующем
порядке
:

• выявляются все продавцы, функционирующие на товарном рынке, для которого определены продуктовые границы;

• определяются все группы покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца. Группировку покупателей следует про­изводить по способам приобретения ими конкретно го товара;

• состав выделенной группы покупателей уточняется по следующему критерию: каждый из покупателей выделенной группы может приобрести товар у любого из продавцов, реализующих
товар на определенном товарном рынке.

Наряду с фактически действующими, желательно выявление потенциально возможных продавцов и покупателей на опреде­ляемом товарном рынке.

2, Географические границы товарного рынка определяются экономи­ческими, технологическими, административными барьерами, ограни­чивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории.

Географические границы товарного рынка определяют терри­торию, на которой покупатели из выделенной группы имеют эко­номическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

Территория рынка определяется так же, как и товарная группа: по принципу признания покупателями равной доступности товаров. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать, как один и тот же географический рынок данного товара.

При определении географических границ рынка учитываются следую­щие факторы:

возможность перемещения спроса между территориями, предположи­тельно входящими в единый географический рынок, то есть:

• доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;

• незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу;

возможность перемещения товара между территориями, предположи­
тельно входящими в единый географический рынок, то есть
:

• незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю;

• сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки;

• отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров и прочее;

• сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.

Качественными показателями, характеризующими структуру
товарного рынка,
являются:

• наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенци­альных конкурентов, степень их преодолимости;

• открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

Потенииалъными конкурентами могут считаться хозяйствующие субъекты, которые:

• имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реали­зуют эти возможности;

• изготавливают данный товар, но не продают его на территории исследуемого товарного рынка;

• входят на данный товарный рынок.

2. Рекомендуется анализировать следующие барьеры входа на рынок
потенциальных конкурентов:

t/ экономические и организационные ограничения. Анализируется значи­мость для входа на рынок следующих экономических факторов:

• государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внеш­неэкономической деятельности и последствия этой политики
для конкретных товарных рынков;

• среднеотраслевая норма прибыли;

• сроки окупаемости капитальных вложений;

• неплатежи;

• наличие (отсутствие) эффективной поддержки малого предпринимательства;

административные ограничения. Выявляется наличие (отсутствие) ограничений деятельности продавцов на данном товарном рынке, выдвигаемых органами власти и управления всех уровней. К их числу относятся: лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), чинимые препят­ствия в отведении земельных участков, предоставлении производ­ственных и конторских помещений и т. п.;

неразвитость рыночной инфраструктуры. Выявляется наличие (отсутствие) необходимых средств коммуникации (транспорта, связи), служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг и т. п.;

влияние вертикального объединения действующих организаций на рынке. Выявляется степень использования продавцами, объеди­ненными в вертикальные структуры, всех преимуществ внутрикор­поративных связей и воздействие этих отношений на конкурентов, не входящих в эти вертикальные структуры;

стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов.
Анализируется ценовая и сбытовая стратегия ведущих продавцов, их политика в качестве держателей патентов, лицензий, торговых знаков и т. п.;

барьеры, связанные с эффектом масштаба. Если минимально эффек­тивный масштаб деятельности на данном товарном рынке высок, то входящие на рынок потенциальные конкуренты на период достижения этого уровня могут иметь существенно более высокие затраты, чем уже действующие на товарном рынке хозяйствующие субъекты, а следовательно, быть менее конкурентоспособными. Сроки и зат­раты, необходимые для преодоления этого барьера, оцениваются путем опроса действующих продавцов и потенциальных конку­рентов, а также отраслевых специалистов;

барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат.
Эти барьеры возникают в том случае, если затраты на единицу про­дукции уже действующих продавцов ниже, чем у вновь входящих на рынок хозяйствующих субъектов. Причинами различия в уров­нях затрат могут быть: неравенство стартовых условий функционирования на рынке, прежде всего имущественное и ценовое; ограни­ченный доступ новых продавцов к дешевым и более удобным сырьевым источникам, технологическое превосходство уже действующих на товарных рынках хозяйствующих субъектов, доступная им бо­лее низкая процентная ставка на заемный капитал и т. п.; экологические ограничения. Выявляются факты запрещения службами экологической безопасности, природоохранными учрежде­ниями и общественными организациями и движениями расширения масштабов деятельности на данном товарном рынке, строитель­ства новых производственных и складских объектов, транспортных коммуникаций и т. п.;

ограничения по спросу. Высокий уровень удовлетворения спроса, отражающий как высокую насыщенность рынка товарами, так и низкую платежеспособность покупателей, является серьезным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурентами. В связи с этим предлагается, по возможности, анализировать ем­кость товарного рынка раздельно — по спросу и по потребностям. В качестве источника информации следует использовать данные опроса основных покупателей изучаемого товара; барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инве­стиций, необходимых для входа на товарный рынок. Значитель­ный размер первоначального капитала, который необходим для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, может являться одним из важных барьеров входа на рынок.

Перечень факторов, анализируемых в процессе выявления барьеров входа на данный товарный рынок, может быть шире (или уже) пере­численного, отличаться от него, в связи с отраслевыми и регио­нальными особенностями.

К косвенным подтверждениям наличия (или отсутствия) входных барьеров относятся факты редкого (или интенсивного) появления на рынке новых продавцов за определенный период времени. Если в результате анализа ситуации за последние 3 — 5 лет выявляется редкое появление на рынке новых продавцов, несмотря на высо­кую норму прибыли, то это говорит о наличии высоких вступи­тельных барьеров. Однако отсутствие в недавнем прошлом новых участников не является окончательным свидетельством того, что доступ на рынок затруднен.

При оценке степени преодолимости барьеров входа на рынок

рекомендуется использовать критерии.

-своевременности;

-вероятности;

-достаточности входа на рынок новых субъектов.

Своевременными считаются лишь такие варианты входа на рынок, которые могут быть осуществлены в пределах двух лет: с начала предварительного планирования до реализации значительного воз­действия на рынок. Значительным воздействием на рынок может считаться такое воздействие, при котором достигается реальное уменьшение показателей рыночной концентрации, и соответст­венно, ослабляется возможность каждого субъекта рынка односто­ронне воздействовать на рынок.

Вход на рынок считается вероятным, если он выгоден при ценах, которые предположительно будут действовать на рынке в соответ­ствующий период времени, а их уровень будет гарантирован объ­емами поставок товара участниками рынка.

Вход на рынок считается достаточным, если он осуществляется в масштабах, обеспечивающих сохранение и развитие конкурент­ных отношений между участниками рынка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Продуктовые границы товарного рынка | Жизненный цикл товара в маркетинговой деятельности фирмы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.