Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль проекта в дизайне




Проектность – определяющая черта современного мышления. Проектное мышление – процесс обобщенного и опосредованного понимания действительности, в ходе которого учащийся использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию товаров и услуг от идеи до ее реализации.

Проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). Проективное образование – это образование, предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой – обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов.

Метод проектов возник в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи (осуществлявщего свои исследования в экспериментальной «школе-лаборатории» при Чикагском университете), а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Внимание русских педагогов этот метод привлек еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В настоящее время учебное проектирование все более становится основным методом обучения учащихся в технологии. Оно способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способностей и других положительных качеств личности.

Под проектом понимается завершенная творческая работа учащегося, выполненная им самостоятельно под руководством и с помощью учителя. Причем эта помощь носит на каждом этапе проектирования специфический характер.

Учителю, направляющему проектную деятельность учеников, нужно иметь представление о проектировании, применяемом на производстве. Оно помогает ему полнее использовать образовательный и воспитательный потенциал метода проектов, а также познакомить учащихся с элементарными основами инженерно-технического проектирования.

Необходимость в проектировании возникает тогда, когда готовые решения, полученные из предыдущего опыта, не могут быть применены в новых условиях. К тому же постоянный дефицит ресурсов для осуществления идеальной цели заставляет искать оптимальное решение с рассмотрением множества возможных вариантов. Отсюда можно сделать вывод: жизнедеятельность (включая профессиональную) человека представляет собой череду исполняемых проектов, разных по масштабам, ответственности, последствиям. Проектированием как процессом создания проекта будем называть поиск аргументированных и доказательных решений применительно к данным условиям и выбранным целям. Оно является частью трудовой деятельности в самых различных областях.

В последние 30-40 лет проектирование становится системным, интегративным и междисциплинарным, в котором при решении основной задачи улучшения технико-экономических показателей учитываются технико-технологические, социальные, экономические и эргономические факторы. Существенной тенденцией проектирования в последние 20 лет является учет «человеческого фактора», адресованность любого проекта именно человеку с его психологическими, антропометрическими, социальными и даже уникальными индивидуальными характеристиками. Эта тенденция отражает сдачу позиций технократическим мышлением в пользу гуманитарного, в связи с чем уже принято говорить о необходимости гуманитарной образованности технических специалистов. Хотя также считается важной технико-экономическая образованность гуманитариев, занятых проектированием, например социальным, педагогическим.

Следует признать, что теория проектирования сложных объектов до сих пор разработана не полностью. Даже в солидных технических вузах весьма робко преподаются только основы такой теории, хотя курсовые и дипломные проекты студентами выполняются. В то же время проектирование опирается на определенные требования научного подхода, в частности такие:

- не принимать решения без анализа;

- не считать метод проб и ошибок рациональным;

- расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения;

- стремиться устанавливать закономерности даже там, где очевидной связи и последовательности не наблюдается;

- составлять мысленные макеты, модели, образы, схемы будущего объекта проектирования, максимально используя свои знания и воображение, и только затем переходить к изучению литературы и других баз данных;

- подходить к любому вопросу разносторонне и системно;

- считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако среди них имеются такие, которые наилучшим образом соответствуют конкретным условиям, цели;

- учитывать, что принципиально новые решения часто воспринимаются как нереальные, фантастические или просто плохие.

Любой проект является коммуникативным документом, посланием авторов другим людям, которым предстоит понять содержание и аргументацию найденных решений, осуществлять предлагаемый проект. Чтобы он был убедительным, аргументы должны соответствовать принятым научным представлениям, теориям и гипотезам. Материализация проектных решений обычно служит лишь аргументом в пользу их обоснованности. Главным критерием качества проекта является его внутренняя непротиворечивость и гармоничность. Надо заметить, что воплощение проекта не всегда является доказательством его правильности.

С позиций педагогики проектную деятельность можно считать действенным средством воспитания разума, что является одной из важнейших целей образования. Антиподом проектирования является репродуктивное использование известных решений, повторение пройденного и известного. Здесь уместно вспомнить слова замечательного авиаконструктора О.К. Антонова, сказавшего однажды, что взлетевший самолет уже устарел. Проектирование следует искать там, где есть восхождение, диалектическое развитие от старого к новому, от известного к неизвестному, от неудовлетворяющего к удовлетворяющему новым потребностям улучшения технико-экономических и социальных показателей производства, по большому счету – потребностям людей.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Важной задачей обучения методом творческих проектов в дизайне является формирование у учащихся:

- проектная грамотности, то есть сознательного и творческого выбора человеком оптимальных способов преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом ее последствий для природы и общества;

- умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности;

Опыт внедрения проектной деятельности в учебный процесс позволяет утверждать, что при выполнении творческих работ ведущее место занимает разработанная нами творческая проектно-технологическая система. Творческая по той причине, что создается изделие, обладающее субъективной (для учащихся), а, возможно, и объективной новизной. Значительный удельный вес в выполнении проектов отводится проектной деятельности учащегося. Она является ведущей в обосновании проекта, создании различных вариантов изделия, выборе объекта проектирования из многих вариантов, его конструирование и моделирование. В целом, умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа и приучение школьников со школы к этому великому достоянию мировой цивилизации создает благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры.

Технологическая она по той причине, что в выполнении проектов присутствуют разработки технологии изготовления изделий, непосредственное изготовление изделия от идеи до результата. В выполнении творческих проектов ведущими являются творческая, проектная и технологическая деятельности, составляя основу системы обучения технологии, названной «творческая проектно-технологическая система».

Работа над проектом может послужить развитию общения и взаимопонимания между детьми и родителями, а также обеспечит связь школы и семьи что является огромным плюсом в деле воспитания учащихся. Это достигается путем того, что работа, требующая больших затрат времени, может быть выполнена дома. Соответственно появляются совместные дела, на основе которых формируются чувство общности, взаимопомощи, уважения.

Также проектирование повышает уровень коммуникабельности, особенно уровень делового общения.

Воспитательная цель проектирования отражает формирующиеся у учащегося способы взаимодействия с окружающими (взрослыми и сверстниками), возникающие трудовые отношения, вызывающие изменения в духовной жизни учащихся, их характере. Таким образом при достижении цели реализуются творческие усилия личности, происходит развитие внутреннего мира, воспитывается новый взгляд на мир, воля. Очень важно приобретение при этом любви к труду, осознание нравственной стороны трудового начала в жизни.

Проектирование воспитывает такое морально-ценностное отношение к труду, при котором учащийся осознает не только общественную, но и личную значимость его, понимает роль труда в саморазвитии, самореализации. Таким образом появляется чувство радости от процесса и результата труда, то есть от применения интеллектуальных, волевых и физических сил, думаю, что не следует говорить о том насколько большое влияние это оказывает на личность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.