Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ проблемы производитель – потребитель с точки зрения синхронизации по общему буферу

История синхронизации

Методы синхронизации процессов рассматривались еще в 1960-х гг. в пионерской работе Э. Дейкстры [17]. Было отмечено, что совместный доступ параллельных процессов к общим данным может привести к нарушению их целостности. Поддержание целостности общих данных требует реализации и использования механизмов упорядочения работы взаимодействующих процессов (или потоков).

Вернемся к уже рассмотренной нами проблеме (парадигме) взаимодействия процессов производитель – потребитель (см. "Методы взаимодействия процессов "). Имеется общий буфер ограниченной длины. Процесс-производитель добавляет в него сгенерированные элементы, процесс-потребитель использует и удаляет использованные элементы. Добавим в представление ограниченного буфера переменную counter, которую увеличивает процесс-проиводитель, добавляя очередной элемент к буферу, и уменьшает процесс-потребитель, используя и удаляя элемент из буфера.

Вспомним представление ограниченного буфера на языке Си (см. "Методы взаимодействия процессов ") и расширим его переменной counter:

#define BUFFER_SIZE 1000 /* или другое конкретное значение */

typedef struct {

...

} item;

item buffer[BUFFER_SIZE];

int in = 0;

int out = 0;

int counter = 0;

Теперь модифицируем реализации процесса-производителя и процесса-потребителя (см. "Методы взаимодействия процессов "), добавив соответствующие изменения переменной counter:

Процесс-производитель:

item nextProduced; /* следующий генерируемый элемент */

while (1) { /* бесконечный цикл */

while (counter == BUFFER_SIZE) == out)

; /* ждать, пока буфер переполнен */

buffer[in] = nextProduced; /* генерация элемента */

in = (in + 1) % BUFFER_SIZE;

counter++;

}

Процесс-потребитель:

item nextConsumed; /* следующий используемый элемент */

while (1) { /* бесконечный цикл */

while (counter == 0)

; /* ждать, пока буфер пуст */

nextConsumed = buffer[out]; /* использование элемента */

out = (out + 1) % BUFFER_SIZE;

counter--;

}

Возникает вопрос: насколько корректны модифицированные алгоритмы, использующие переменную counter? Не вполне. Проблема в том, что counter фактически является общим ресурсом, к которому одновременно обращаются два параллельных процесса. Если при этом обращение произойдет одновременно, то переменная counter может в итоге оказаться в некорректном состоянии. Поэтому необходимо, чтобы каждый из процессов при увеличении или уменьшении ее значения имел бы к ней монопольный доступ, и другой процесс не мог бы в это время "испортить" значение переменной. Иными словами, операции counter++ и counter— должны выполняться атомарно (см. главу 9). Напомним, что атомарная операция – это такая операция, которая должна быть выполнена полностью, без каких-либо прерываний; при этом операция, выполняемая одним из процессов, должна быть неделимой, с точки зрения другого процесса.

Операции count++ и count— могут быть реализованы на языке ассемблерного уровня следующим образом:

count++:

register1 = counter

register1 = register1 + 1

counter = register1

count--:

register1 = counter

register1 = register1 - 1

counter = register1

где register1 – регистр аппаратуры.

Проблема в том, что если и производитель, и потребитель пытаются изменить переменную counter одновременно, то указнные ассемблерные операторы тоже должны быть выполнены совместно (interleaved).

Конкретная реализация такого совместного выполнения зависит от того, каким образом происходит планирование для процессов – производителя и потребителя, а также от применения (или неприменения) в каждом из случаев апппаратных оптимизаций, например, увеличения (уменьшения) значения регистра одной командой за один такт (increment / decrement).

Рассмотрим эффект interleaving на конкретном примере. Предположим, что начальное значение переменной counter в некоторый момент равно 5. Исполнение процессов в совместном режиме (interleaving) может привести к следующему эффекту:

производитель: register1 = counter (register1 = 5)

производитель: register1 = register1 + 1 (register1 = 6)

потребитель: register2 = counter (register2 = 5)

потребитель: register2 = register2 – 1 (register2 = 4)

производитель: counter = register1 (counter = 6)

потребитель: counter = counter2 (counter = 4)

Таким образом, значение counter в итоге может оказаться равным 6 или 4, в то время как правильное значение counter равно 5.

Ситуация, при которой взаимодействующие процессы могут параллельно (одновременно) обращаться к общим данным, называется конкуренцией за общие данные (race condition). Для предотвращения подобных ситуаций процессы следует синхронизировать.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция: Методы синхронизации процессов | Алгоритм решения проблемы критической секции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.