Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные вопросы. Тема: Программные продукты облачных сервисов

Лекция № 14

Тема: Программные продукты облачных сервисов

 

Цель: Изучить состояние и перспективы облачных сервисов в России и в мире.

 

1. Продукты IaaS

2. Продукты SaaS

3. Продукты PaaS

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время число поставщиков, предлагающих облачные решения, исчисляется сотнями, и, несмотря на участившиеся случаи корпоративных слияний и поглощений, количество новых облачных предложений продолжает увеличиваться. В этих условиях охватить вниманием весь рынок не в человеческих силах, и настоящий обзор ограничен, с одной стороны, наиболее зрелыми облачными решениям от глобальных поставщиков, а с другой– решениями, специально ориентированными на российских пользователей.

 

1 Продукты IaaS

 

Инфраструктура как сервис» (IaaS) – наиболее зрелый сегмент облачных технологий. С одной стороны, он достаточно хорошо сложился, чтобы отдельные участники этого сегмента ежегодно зарабатывали десятки и сотни миллионов долларов. С другой, именно в сегменте IaaS наиболее последовательно воплощаются классические преимущества облачных вычислений: экономия за счет эффекта масштаба (чем больше пользователей пользуется ресурсом, тем меньше эксплуатационная стоимость в расчете на одного пользователя), эластичность, модель оплаты «по счетчику» и т. д.

 

1.1 Amazon Web Services

 

Год запуска: 2006 (2002).

Обороты: $500 млн в 2010 г. (данные UBS Investment Research).

Зарегистрированные пользователи: нет данных

Целевая аудитория: Малый и средний бизнес; стартапы.

Зрелость: Высокая (>4 лет).

Amazon Web Services (AWS) – наиболее известное и наиболее успешное предложение класса IaaS. Несмотря на то, что бренд AWS был представлен еще в 2002 году, фактически AWS в современном виде существует с 2006 года, когда были анонсированы сервисы Elastic Compute Cloud (EC2) и Simple Storage Service (S3): первый сервис позволяет арендовать образы виртуальных машин, второй – хранить данные, забыв об ограничениях, свойственных дисковым накопителям.

До сегодняшнего дня эти два сервиса остаются для AWS ключевыми. Популярность AWS продолжает планомерно увеличиваться: несмотря на то, что Amazon не публикует информацию о числе зарегистрированных пользователей, доходность AWS постоянно растет. В 2010 году она составила 500 млн долл., а по итогам 2011 года этот показатель достиг 750 млн долл.

AWS традиционно позиционируется как услуга, ориентированная на высокотехнологичные стартапы: именно такие компании составляют большинство в каталоге «историй успеха», представленном на официальном сайте AWS. Трудно сказать, насколько эта картина реально соответствует действительности: так, в 2008 году издание TechCrunch со ссылкой на «высокопоставленного руководителя Amazon» писало, будто большую часть пользователей Amazon – как в численном отношении, так и по объему потребляемых ресурсов – составляют «подразделения банков, фармацевтические компании и другие крупные корпорации, которые, однажды испробовав AWS в пилотном проекте, крепко попадаются на этот крючок».

Иногда AWS воспринимают как продвинутый хостинг, но хотя AWS действительно можно использовать для размещения веб-сайтов, основные его преимущества проявляются только при проектировании интернет-приложений с транзакционной архитектурой, требующих одновременного использования нескольких различных по функциональному назначению виртуальных серверов. Достаточно типовой случай: два реверс-прокси сервера, один веб-сервер, один сервер приложений и один сервер СУБД. При росте популярности приложения может возрасти нагрузка на какой‑то из компонентов (например, на веб-сервер) – в этом случае разработчики за несколько минут добавят необходимое количество дополнительных виртуальных серверов и решат проблему до того, как она скажется на пользователях сервиса.

 

1.2 Rackspace Cloud

 

Год запуска: 2006 (Cloud Servers)/2008 (Cloud Files).

Обороты: $101 млн в 2010 г.

Зарегистрированные пользователи: 110895.

Целевая аудитория: Различные бизнес-заказчики.

Зрелость: Высокая (>4 лет).

В отличие от Amazon.com бизнес компании Rackspace изначально связан с услугами хостинга и collocation. Облачные вычисления для этой компании – это расширение существующего предложения, а не выход на принципиально новый рынок. Этим объясняются и некоторые особенности облачных сервисов Rackspace, которые имеют больше общих черт с традиционным хостингом, чем AWS. Хотя обороты облачного бизнеса Rackspace выглядят несколько скромнее, чем у Amazon, это не мешает компании временами перехватывать у Amazon инициативу, предлагать отсутствующие у конкурента возможности и анонсировать новаторские исследовательские проекты. Самым интересным шагом Rackspace как поставщика облачных сервисов стал запуск платформы с открытым OpenStack, предназначенной для создания публичных и приватных IaaS-инфраструктур. В основу OpenStack были положены как собственные наработки Rackspace, так и некоторые результаты проектов, выполненных по заказу NASA (впоследствии команда Anso Labs, где работали авторы этих разработок, также вошла в состав Rackspace). Несмотря на то, что платформа OpenStack в настоящее время еще не готова к эксплуатации в промышленных условиях, к участию в ней удалось привлечь свыше 60 компаний, многие из которых (такие как AMD, Citrix, Dell, Intel и др.) являются признанными лидерами отрасли. Существование столь представительного сообщества является залогом успеха платформы OpenStack в будущем.

Если же говорить о собственно коммерческом предложении Rackspace Cloud, то в настоящее время оно во многом дублирует основные компоненты AWS: EC2 и S3. Хотя Rackspace и не предлагает столь широкого набора дополнительных сервисов, как Amazon, это отчасти компенсируется за счет таких особенностей, как техническая поддержка на ПО, установленное в виртуальных машинах, возможность более гибкого конфигурирования виртуальных машин, несколько более выгодные условия обслуживания и др.

Rackspace также предлагает облачную услугу Cloud Sites, которая позволяет добавлять доступные вычислительные ресурсы по мере увеличения нагрузки на сайт. В отличие от Cloud Servers Cloud Sites не позволяет пользователям непосредственно работать с виртуальными машинами: более того, им доступна лишь некоторая часть функциональности сервера, непосредственно связанная с веб-приложениями. Выбор же доступных технологий ограничен: в качестве языков программирования в Cloud Sites можно использовать только Perl, PHP и.net, а в качестве СУБД – только MySQL с MS SQL Server.

 

1.3 CloudSigma

 

Если AWS и основные облачные сервисы Rackspace оптимизированы для размещения сложных приложений с транзакционной архитектурой, то созданная в 2009 году швейцарская компания CloudSigma предлагает существенно более простое решение, позволяющие добавлять и убавлять ресурсы, доступные отдельно взятой виртуальной машине.

В этом предложение CloudSigma ближе к Cloud Sites от Rackspace. Однако здесь пользователи имеют больше возможностей для регулирования конфигурации виртуальных серверов. Счета клиентов CloudSigma разделяются на две части: базовая часть (та конфигурация, которую пользователь заказал при заказе услуги) и «взрывная» часть, когда нагрузка на систему превышает мощности арендованного виртуального сервера. Естественно, стоимость мощностей по «взрывным» тарифам существенно выше, чем по базовым.

 

1.4 Особенности российского IaaS

 

Подобно CloudSigma, российские предложения по облачному хостингу ориентированы преимущественно на масштабирование в пределах отдельно взятой виртуальной машины. Некоторые провайдеры, например, Slidebar/Parking, предлагают возможность вынесения в «облако» корпоративной инфраструктуры, однако столь продвинутых инструментов для построения, администрирования и мониторинга облачной инфраструктуры, как у Amazon, в России никто предложить не может. Но зато российские облачные провайдеры позволяют увеличивать и уменьшать количество доступной оперативной памяти и дискового пространства и платить только лишь за фактически использованное процессорное время. Наиболее популярным среди российских облачных хостинг-провайдеров является предоставление пользователям возможности самостоятельно определить количество необходимых ресурсов с помощью «ползунка»: пользователь выбирает объем необходимой памяти, дисковое пространство, иногда – объем доступных ресурсов CPU. После этого он получает виртуальную машину с заданными характеристиками. Если впоследствии потребности в вычислительных ресурсах снизятся или увеличатся, характеристики виртуальной машины можно будет изменить (с соответствующей корректировкой оплаты).

Провайдеры ISP Server и Selectel отходят от общей модели. В случае ISP Server необходимо платить за дисковое пространство, израсходованное выше нормы, а также за процессорное время. Оператор Selectel реализовал чрезвычайно гранулированную систему учета вычислительных ресурсов, в рамках которой подсчитывается не только процессорное время и объем ОЗУ, но и нагрузка на сеть, количество дисковых операций, объем занятого дискового пространства, объем информации, записанной на диск или прочитанной с диска.

В целом российский облачный хостинг – это не столько альтернатива Amazon Web Services, сколько удобная замена традиционному хостингу. Такие предложения особенно актуальны для средних по уровню нагрузки веб-приложений с варьирующей или плохо предсказуемой нагрузкой, которые можно развернуть на одной виртуальной машине. Кроме того, российские облачные провайдеры безусловно ближе российскому пользователю, чем западные гиганты, которые пока что не начали работать на российском рынке, не имеют местных представительств и русскоязычной поддержки. Впрочем, многим пользователям облачных предложений российских поставщиков будет вполне достаточно: далеко не каждый зарегистрированный пользователь Amazon Web Services когда‑либо испытывает действительную потребность в тех возможностях, которые предоставляет этот сервис.

 

Характеристики основных предложений по облачному хостингу в России

Провайдер Характеристики минимальной конфигурации Цена минимальной конфигурации (мес.) (по состоянию на апрель 2011 года) Характеристики максимальной конфигурации   Цена максимальной конфигурации (мес.)  
Activehost.ru 25% одного процессорного ядра, 256 Мб ОЗУ, 10 Гб SAN 906 руб. 16 ядер, 32 Гб ОЗУ, 2x320 Гб RAID   29 950 руб.
Clodo.ru 256–512 Мб ОЗУ, 5 Гб SAS 592 руб. 32–56 Гб ОЗУ, 300 Гб SAS 64 728 руб.  
ISP Server 1 Гб для данных 39,95 руб. «Максимальной конфигурации» нет. Оплата производится из расчета 12 коп. за каждый дополнительный Мб дискового пространства + 11,99 руб. за час CPU
Scalaxy 1 слот Linux: 512 Мб ОЗУ, 450 МГц гарантированной мощности CPU 500 руб. 64 слота Windows 2008 R2 Enterprise (конфигурация одного слота сохраняется неизменной) 43 677,12 руб.
Slidebar.ru (parking.ru) 256 Мб ОЗУ, 10% мощности 1 ядра CPU, 20 Гб для данных, Linux/ FreeBSD 587,5 руб. 8 Гб ОЗУ, 100% мощности 4 CPU, 200 Гб для данных, Windows Web Server 2008 14 500 руб.
Selectel Конфигурация сервера не учитывается. Оплата производится на основе использованных вычислительных ресурсов - CPU: 1 руб./час; - ОЗУ: 0,5 руб./час; - дисковое пространство: 5 руб. за Тб/час; - диск: чтение/запись данных: 3 руб. за 1 млн запросов; - диск: объем прочитанной/записанной информации: 0,1 руб. за 1 Гб; - сеть: 0,2 руб. за Гб.    

 

 

2 Продукты SaaS

 

Наиболее зрелые коммерческие предложения сегмента SaaS сегодня связаны с корпоративной электронной почтой и системами автоматизации бизнеса (CRM, ERP). Если в отношении электронной почты российский рынок SaaS в целом мало отличается от глобального, то в области автоматизации бизнеса наблюдается больше местного своеобразия.

Решения класса SaaS (Software as a Service — «ПО как услуга») — наиболее старая разновидность облачных услуг, появившаяся существенно раньше, чем сам термин «облачные вычисления». Из всех облачных решений только SaaS-приложения непосредственно доступны конечному пользователю, и этим они принципиально отличаются от решений класса IaaS и PaaS, которые направлены не на пользователей, а на разработчиков и владельцев ИТ-систем. Несмотря на то, что существует целый класс приложений, который всеми без колебаний причисляется к SaaS (например, онлайновые CRM-системы, онлайн-версии офисного ПО и др.), однозначного определения SaaS не существует. Трудно сказать, где пролегает тот рубеж, который отделяет динамический веб-сайт от полноценного SaaS-приложения, если такой рубеж вообще существует.

В данном обзоре мы будем следовать той точке зрения, согласно которой к SaaS могут быть отнесены веб-приложения, которые имеют функциональные аналоги среди традиционного ПО, требующего запуска на локальных компьютерах. Подобный подход несовершенен: очевидно, что в будущем будет появляться все больше функционально насыщенных изначально онлайновых систем, не имеющих аналогов в традиционном ПО, и дефиниция SaaS будет подвергаться корректировке. Например, отечественное SaaS-решение SeoPult является альтернативой не настольному ПО с аналогичной функциональностью, а коммерческим услугам от специалистов, занимающихся поисковой оптимизацией веб-сайтов.

 

 

2.1 Электронная почта и коммуникации

 

Электронная почта – один из старейших видов SaaS-приложений. Несмотря на то, что за последние 10 лет каких‑либо революционных изменений в этой области не произошло, SaaS-решения для электронной почты стали вполне привлекательными с точки зрения корпоративных пользователей относительно недавно. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, рост скорости интернет-подключений сгладил различия между внутренними и внешними почтовыми системами с точки зрения их удобства и скорости работы. Во-вторых, сами поставщики начали относиться к рынку SaaS серьезно: в последние годы они стали предлагать привлекательные решения для бизнеса, а не только для частных пользователей (так, сервис для частных пользователей Gmail появился на два года раньше, чем корпоративное предложение Google Apps). В-третьих, SaaS-решения для электронной почты теперь стали интегрировать с другими дополнительными сервисами, предоставляемыми по модели SaaS (Microsoft Office 365, Google Apps), в результате чего онлайновые решения не только не уступают традиционным, но и в некотором смысле превосходят их по функциональности.

Преимущества корпоративной электронной почты по модели SaaS вполне очевидны: организации не нужно поддерживать собственный почтовый сервер, вырабатывать собственную политику борьбы со спамом и вирусами, выполнять трудоемкие процедуры, связанные с администрированием системы. Вместо этого достаточно лишь заплатить фиксированную абонплату – и можно пользоваться сервисом, полностью забыв о технической стороне вопроса. Во многих случаях это фактически означает отпадение необходимости в трудоустройстве собственного системного администратора, ответственного за поддержку корпоративной системы электронной почты и связанных с ней систем коллективной работы. Очевидно, что размещение корпоративной электронной почты на сторонней площадке связано с определенными рисками, на которые готовы пойти далеко не все компании. Например, электронная почта может оказаться недоступной в течение какого‑то времени по вине поставщика или же серверы поставщика могут быть взломаны злоумышленнниками. Но большинство таких рисков носит относительный характер. Разумеется, идеально защищенный сервер во внутренней корпоративной сети надежнее и безопаснее, чем почтовый сервис от Microsoft или Google. Однако на практике – и в особенности это касается малого бизнеса – компании просто не обладают ресурсами, необходимыми для организации полноценного ИТ-обслуживания, мониторинга и защиты собственной инфраструктуры. В итоге SaaS-решение, обслуживаемое на постоянной основе специалистами провайдера, часто оказывается безопаснее и надежнее, чем собственное решение, поддерживаемое силами «приходящего» системного администратора.

Электронная почта – относительно простое и массовое решение, которое практически любая компания может реализовать собственными силами. Этого не скажешь о таких сервисах, как корпоративная система IP-телефонии или видеоконференц-связи, которые раньше для многих компаний были недоступны в силу запретительно высокой цены и чрезмерной сложности при развертывании и эксплуатации. Благодаря SaaS современные коммуникации стали намного ближе: эти сервисы сегодня можно приобрести как по отдельности (например, отечественное решение от «МультиАТС»), так и в составе пакета с решением для организации корпоративной почты (прежде всего Google). Следует ожидать, что в недалеком будущем полноценную интеграцию Office 365 с IP-телефонией реализует и Microsoft, которая недавно приобрела самого известного провайдера IP-телефонии Skype.

В целом для российских компаний сегодня доступно довольно много альтернативных SaaS-решений в области электронной почти и коммуникаций: как со стороны глобальных вендоров (Google, Microsoft), так и от отечественных компаний (например, ITooLabs) и на базе разработок с открытым кодом (Open-Xchange). В зависимости от конкретных обстоятельств цены будут сильно различаться, однако в целом малая компания из 25 сотрудников, желающая воспользоваться услугами арендованной электронной почты с базовыми дополнительными сервисами, должна быть готова тратить на это порядка 30–60 тыс. руб. ежегодно.

 

2.2 SaaS для автоматизации бизнеса

 

SaaS-системы занимают устойчивые позициии в сфере корпоративных решений класса CRM и ERP. Поскольку SaaS-решением можно начать пользоваться сразу после оплаты, сроки внедрения таких систем сокращаются до предела по сравнению с традиционными аналогами, что бывает особенно выгодно в условиях быстро растущего малого и среднего бизнеса.

Если в области корпоративных коммуникаций на российском рынке используются в целом те же решения, что и на Западе, то в сфере автоматизации бизнеса специфика российского бизнеса проявляется более ощутимо. Присутствие Salesforce.com – признанного мирового лидера в области CRM – на российском рынке ограниченно, что дало возможности для появления здесь нескольких независимых малых поставщиков, предлагающих аналогичные решения, оптимизированные для российских пользователей: Asoft CRM, qCRM, On-crm и др. Кроме того, в России довольно популярны системы с открытым кодом SugarCRM и ее форк vTiger CRM. Отсутствие активного маркетинга со стороны Salesforce.com также играет на руку Microsoft, которая продвигает аналогичное решение Dynamics CRM, действуя преимущественно через партнерскую сеть. Но линейка Dynamics не ограничивается CRM-системами, и в ее состав входят также ERP-системы. Вероятно, в будущем эти решения станут доступны российским пользователям и на базе дата-центров Microsoft, хотя компания пока не называет конкретные сроки.

 

2.3 Office 365: новое решение со знакомым названием

 

Летом 2011 года Microsoft официально анонсировала Office 365 – единое облачное предложение, содержащее настольный пакет Office 2010, доступный по подписке, а также инструменты для совместной работы – портал, обмен сообщениями, объединенные коммуникации и другие полезные функции для повышения бизнес-эффективности. Развернутое решение не требует обслуживания со стороны штатных ИТ-специалистов и расходов на дорогое серверное оборудование, поэтому предложение Office 365 особенно привлекательно для компаний, которые стремятся сложить с себя непрофильные ИТ-затраты.

Несмотря на знакомое название, Office 365 нельзя воспринимать как онлайновый аналог пакета настольных приложений Microsoft Office. Спектр функциональных возможностей, охватываемых Office 365, существенно шире: прежде всего, Office 365 – это универсальное решение для совместной работы, документооборота и объединенных коммуникаций, требующее минимальной поддержки со стороны штатного системного администратора. И конечно, такое решение предлагает возможность работы с офисными документами — даже на тех компьютерах, где не установлен пакет Microsoft Office. Базовые компоненты Office 365, входящие во все сервисные планы – это система для организации электронной почты, календарей и контактов Exchange Online, система публикации документов и организации внутреннего документооборота SharePoint Online, система объединенных коммуникаций (мгновенные сообщения, индикация онлайнового присутствия, аудио- и видеоконференции, совместный доступ к экрану) Lync Online и собственно онлайновые аналоги знакомых приложений Microsoft Office: Word, Excel, OneNote и PowerPoint, объединенные в пакет Office Web Apps. Важная особенность этих сервисов – ими можно пользоваться не только с помощью обыкновенных ПК, но и с мобильных устройств. Наиболее полные корпоративные сервисные планы Office 365 включают в себя также дополнительную подписку на новейшую версию настольного пакета Microsoft Office Профессиональный Плюс, которую необходимо устанавливать на ПК вручную. Те пользователи, которые ранее приобрели настольную версию Microsoft Office, могут использовать ее вместе с Office 365, если их версия офисного пакета не старше Office 2007 Service Pack 2 – более ранние версии не поддерживаются.

Office 365 подходит для компаний любого размера, так как предлагает различную функциональность в зависимости от потребности компаний — будь это небольшая пекарня или крупный металлургический комплекс. Разные тарифные планы Office 365 предназначены для различных масштабов и потребностей бизнеса: планы семейства P – для малого бизнеса и профессионалов, планы семейства E – для крупного и среднего бизнеса. Планы E3 и E4 включают подписку на Office Профессиональный Плюс, а планы E1 или E2 предназначены для заказчиков, которым не нужна подписка на Office Профессиональный Плюс. Отдельное семейство планов K специально предназначено для сотрудников, редко работающих с информацией. Достоинства Office 365 очевидны для малого бизнеса: действительно, небольшие компании могут освободить себя от необходимости поддерживать собственную базовую ИТ-инфраструктуру (электронная почта, системы коллективной работы, мещения программного обеспечения и данных) и доверить их одной из ведущих мировых ИТ-компаний. Такое решение гарантированно обходится дешевле, чем расходы на приобретение серверов, лицензирование программного обеспечения и услуги системного администратора.

Office 365 представляет серьезный интерес и для крупных предприятий, так как предлагает серьезную экономию на дорогостоящем оборудовании и ресурсах ИТ-службы. Функциональность, приобретаемая предприятием, зависит только от потребностей заказчика — например, если в штате компании работают сотрудники без фиксированного рабочего места, они смогут получить доступ к корпоративной электронной почте и системам коллективной работы с любого компьютера или мобильного устройства, оснащенного веб-браузером, причем с совсем небольшими затратами для компании.

Важнейшим фактором выбора Office 365 для компаний любого размера остается технологическая мощь новейших программных служб, доступных сегодня на рынке. При нулевых начальных вложениях заказчики Office 365 получают новейшие возможности объединенных коммуникаций, создания и поддержки профессиональных веб-сайтов, повышения продуктивности работы и поддержки информационной безопасности. Если необходимо, часть ИТ-задач может решаться на базе альтернативных сервисов, используемых заказчиком, в то время как другая часть будет возложена на Office 365.

 

3 Продукты PaaS

 

Решения класса PaaS – динамично развивающееся направление облачных вычислений, ориентированное прежде всего на веб-разработчиков. Решения PaaS позволяют упростить разработку и развертывание масштабируемых веб-приложений и сэкономить трудозатраты программистов. Однако взамен на дополнительные удобства разработчики должны быть готовы уступить часть низкоуровневого контроля за системой облачному поставщику.

PaaS-решение в инвентаре разработчика можно сравнить с кухонным комбайном в домашнем хозяйстве: это приспособление позволяет ускорить и упростить приготовление повседневной пищи: например, замешивание теста на пирог, подготовку фарша для пельменей или выжимание сока из яблок. Разумеется, найдутся и такие блюда, в приготовлении которых кухонный комбайн особо не пригодится. Например, если вдруг нам придет в голову приготовить утку по‑пекински, то практически всю кулинарную работу придется выполнять в «ручном режиме». Но таких блюд не так много, и готовим мы их редко. Аналогичным образом PaaS-системы могут сэкономить разработчику массу времени и сил в большинстве типовых ситуаций. В тех немногих случаях, когда разрабатываемое приложение уникально по своим характеристикам, преимущества от использования PaaS будут сравнительно невелики. Однако такие приложения можно сопоставить с изысканными деликатесами – мы их готовим нечасто, и для большинства обычных веб-приложений PaaS-системы представляют не только приемлемый, но и коммерчески выгодный вариант.

Облачные решения класса PaaS – относительно новое направление, старт которому был дан в 2007–2008 годах, когда компания Salesforce.com представила сервис Force.com, а Google – платформу Google App Engine. C тех пор количество различных PaaS-решений резко возросло, и сегодня разработчики обладают беспрецедентной свободой выбора облачных решений. Существует Engine Yard и Heroku для любителей Ruby, PHP Fog для специалистов по PHP, Stackato для программистов на Perl, Cloudbees для Java-разработчиков и т. д. Также существует несколько PaaS-проектов от крупных вендоров, стремящихся одновременно охватить несколько популярных технологий разработки, таких как Windows Azure от Microsoft (.Net, Java, PHP, Ruby), OpenShift от Red Hat (Java, Ruby, PHP, Python) и Cloud Foundry от VMware (Java, Ruby, Node.js). Существуют также десятки менее известных систем, число которых с течением времени только увеличивается. Общая волна интереса к PaaS затронула и отечественный рынок: много внимания привлекла к себе новость о том, что украинско-российская команда Hivext получила 500 тыс. долл. инвестиций на развитие своих PaaS-продуктов.

Перспективы PaaS-технологий связаны с тенденцией превращения веб-приложений в предмет массового спроса. Десять лет назад веб-разработчики могли прилично заработать, создав веб-сайт с возможностью обновления содержания через веб-интерфейс. Сегодня это базовая штатная возможность, доступная «из коробки» во всех популярных системах управления контентом, и для того, чтобы заработать аналогичные деньги, сегодняшние веб-разработчики должны предложить заказчику нечто, в большей степени удовлетворяющее специфическим потребностям заказчика.

Как и системы обновления контента 10 лет назад, функционально насыщенные масштабируемые веб-приложения сегодня создаются не на базе готовых наборов инструментов, а по индивидуальному заказу. При этом разработчикам приходится раз за разом решать одни и те же задачи, к примеру: как обеспечить справляемость приложения с меняющейся нагрузкой? как избежать чрезмерной траты, связанной с перерасходованием ресурсов или их бесполезным простаиванием? Благодаря развитию PaaS-решений в ближайшем будущем необходимость заново изобретать велосипед при решении таких задач исчезнет, что позволит разработчикам сосредоточиться на более творческих проблемах и, возможно, поднимет веб-технологии в целом на качественно новый уровень.

 

Контрольные вопросы

 

1. Поясните состояние продуктов IaaS на современном рынке IT.

2. Поясните состояние продуктов SaaS на современном рынке IT.

3. Поясните состояние продуктов PaaS на современном рынке IT.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Антифрикционные сплавы на основе алюминия | Лекция 4. Теорема о моменте равнодействующей системы сходящихся сил (теорема Вариньона)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.