Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Монополия как объект микроэкономического анализа




В тех случаях, когда фирма обладает рыночной властью, начинают проявляться закономерности, характерные для монопольного рынка, даже если фирма не является подлинным монополистом. Изучение особенностей монопольного рынка составляет экономическую основу государственной политики в области монополий и монопольного поведения производителей.

Монополия представляет собой единственного продавца (производителя) какого-либо товара. В силу того, что фирма-монополист представляет собой рынок в целом, она сталкивается с кривой спроса, имеющей отрицательный (нисходящий) наклон. В силу этого монополист не может одновременно назначать и цену, и объём продаж.

Монопольная фирма может выбирать либо цену – и тогда объём задаётся спросом, либо объём продаж (производства) – и тогда величина цены выбирается потребителями.

Еще один популярный миф о монополии связан с возможностью монополии назначать самую высокую цену на свою продукцию. Однако самая высокая цена на рынке – это цена закрытия рынка (или его открытия) т. е. цена, при которой спрос минимален и стремится к нулю (либо только-только первые потребители начинают проявлять интерес). Эта цена никогда не является предметом интереса монополиста. Любая фирма стремится к получению максимума прибыли, и монопольное положение должно компании в этом помочь. Самая же высокая цена на рынке не может предоставить монополисту (впрочем, как и любому другому агенту) высокую прибыль и тем более максимальную прибыль. Для назначения оптимальной цены и выбора оптимального объёма продаж монополист руководствуется совсем другими правилами, нежели самая высокая цена на рынке.

Хотя номинально считается, что совершенных заменителей монополь­ного товара практически нет, это не исключает наличие несовершенных заменителей монопольной продукции как следствие всеобщей конкуренции фирм за деньги покупателя. Это проявляется, в частности, в виде нисходящей кривой спроса: чем больше цена товара, тем ниже предельная полезность дополнительной единицы товара для покупателя, и тем выше степень заменяе­мости товара в товарном наборе потребителя, следовательно, тем ниже будет объём покупок данного товара, даже если это товар монопольный.

Наличие монополии подразумевает, что вход других продавцов на рынок либо невозможен, либо невыгоден.

В условиях монополии могут существовать следующие основные виды барьеров входа: 1) наличие патента на продукцию, выпускаемую монополис­том, либо на технологию, которую использует монопольный производитель; 2) наличие лицензии, квот или высоких пошлин на импорт товара-заменителя; 3) контроль за источниками сырья или других специализированных ресурсов, используемых в производстве данного товара; 4) наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика; 5) высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков и локальных монополистов; 6) политика ценообразования, ограничивающего вход.

В соответствии с преобладающим типом барьера входа (механизма монополизации рынка) выделяют несколько видов монополий: государственная франшизная монополия, ресурсная монополия, патентная монополия, естественная монополия, стратегическая монополия.

Государственная франшизная монополия – связана с тем, что государство выдает лицензию – франшизу (исключительное право) – только одной фирме на осуществление деятельности в определённых отраслях.

Выдача франшизы связана с конкретными интересами государства и может не иметь отношения к технологии производства или стратегии компании. Примеры франшизной монополии имеют место в оборонных отраслях промышленности.

Ресурсная монополия основана на обладании компанией особым исключительным природным ресурсом.

Такой вид монополии в большей степени характерен для таких видов экономической деятельности как: добыча полезных ископаемых, распределение электроэнергии, газа и воды, сельское хозяйство.

Патентная монополия создается на основе достижений науки и техники, выражаемой в государственном патенте.

В отличие от франшизной монополии здесь требуется представить результат нововведений.

Естественная монополия возникает на основе ярко выраженного положительного эффекта масштаба.

Выпуск большого объёма продукции на одной крупной фирме обходится обществу дешевле, чем если бы много мелких фирм производили по небольшому количеству товара каждая. Естественная монополия связана наличием крупных первоначальных вложений в виде постоянного капитала при сравнительно малых предельных и средних переменных издержках функционирования компании в дальнейшем. Примерами естественной монополии являются транспортные отрасли (железнодорожный транспорт, метро), электроэнергетика, коммунальное хозяйство.

Стратегическая монополия возникает на основе особой стратегии предотвращения входа.

Фирма, благодаря хорошему управлению и высокопроизводительным работникам, может создавать преимущества в издержках, чтобы назначаемая ею цена оказалась ниже средних издержек потенциального конкурента, хотя и выше её собственных затрат. Подобное блокирование входа является исключительно стратегией фирмы и не связано непосредственно с наличием особых ресурсов, патентов и других аналогичных факторов.

Важной особенностью монопольного рынка является отсутствие кривой предложения монополиста.

Кривая предложения – это, по определению, реакция производителя на изменение цены продажи. Однако для монополиста изменение цены и объёма — это взаимосвязанные понятия, выраженные в кривой спроса, так что монополист реагирует не на издержки, а на изменение предельной выручки. Например, при росте спроса монополист может увеличить не цену продажи, а объём выпуска, и наоборот.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.