Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие сознания. Концепции сознания

Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство характеризует протяженность и взаимное расположение вещей. Время характеризует длительность и последовательность процессов.

Пространство – всеобщая и объективная форма существования материи, которая выражает структурность и протяженностьобъектов. Пространство обладает следующими свойствами:

· протяженность - рядоположенность и сосуществование различных элементов - проявляется в способности тел существовать одно подле другого;

· трехмерность носит всеобщий характер. Все создаваемые в науке n-мерные пространства есть лишь модели и абстракции, удобные для описания. Реальное пространство трехмерно, и все явления можно отобразить в трех пространственных координатах (длина, широта, высота);

· однородность и изотропность. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность - равноправность всех возможных направлений.

Время – всеобщая и объективная форма существования материи, которая выражает свойство вещей и событий иметь длительность и последовательность. Иначе: мера, фикирующая изменение. Время обладает следующими свойствами:

· длительность проявляется в способности существовать одно после другого, т.е. последовательность сменяющих друг друга состояний;

· необратимость проявляется в невозможности возврата в прошлое;

· одномерность.

Физическое описание мира по его пространственно-временным характеристикам представляет собой очень абстрактную модель, свойства которой не отражают разнообразия состояний мира.

Специфично проявление времени и пространства в микромире, живой природе, в социальной действительности, в связи с чем специально анализируется биологическое время, психологическое время, социальное пространство-время и другие виды времени и пространств.

Социальное пространство и время. Привычные нашему здравому смыслу представления о пространстве, где все точки и направления одинаковы (физика эти свойства определяет как однородность и изотропность пространства), возникли в качестве доминирующих мировоззренческих образов на относительно поздних этапах человеческой истории. К примеру, средневековому мышлению было свойственно рассматривать пространство как некоторую систему разнокачественных мест. Каждое из них наделялось определенным символическим значением. Выделялись святые места и особые направления (направления паломничества к святым местам, особые места в храмах, дающие исцеление и искупление грехов, и т.д.). Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов.


 

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика, психиатрия, семиотика и др.

Проблема сознания - одна из самых трудных, так как она сопутствует человеческому освоению мира.

Первая трудность. Все его мысли, чувства, переживания, волнения проходят через то, что мы называем сознанием. Оно не существует как отдельная вещь, а потому познать сознание нельзя с помощью тех способов познания, которые применяются, например, в естествознании. Его реальность прячется, ускользает. Поэтому некоторые исследователи говорят не о понятии сознания, а о метафоре сознания. Многие психологи в 19-20 вв. (В. Вундт и др.) считали, что научно исследовать мож­но только отдельные явления сознания, что же касается его сущности, то она не может быть выражена, хотя сознание субъективно дано в переживании.

Вторая трудность. Человек познает себя в сравнении с другими живыми организмами. Но сравнить феномен своей психики и, особенно сознания, человеку не с чем, ибо сознание - уникальная способность, присущая только человеку. К. Г. Юнг писал, что при решении вопроса о сознании «человек обречен на отшельничество».

Между тем философы пы­тались анализировать его природу и сформулировали следующие концепции сознания.

1. Концепция отождествления сознания и знания: все, что мы знаем, - это сознание, и все, что мы осознаем, - зна­ние. Большинство представителей классической философии разделяли это представление, подкрепляя его ссылкой на эти­мологию слова: латинское название для сознания происхо­дит от слов cum и sciarе, т.е. означает совместное знание (то же самое и в русском языке). Современная философия, психология и другие науки о человеке столкнулись с фактом несознаваемого зна­ния. Это та­кое знание, которым я располагаю и которым пользуюсь, но которое с большим трудом может быть осознано, если вообще может стать таковым. Обычно не осознаются некоторые эмоции и желания, некоторые глубин­ные установки личности. Т. о., знание является необходимым, но не достаточным условием сознания.

2. Ряд философов (прежде всего в фе­номенологии или близких к ней концепций - Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр и др.) в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а интенциональность: направ­ленностъ на определенный предмет, объект. Таким призна­ком с этой точки зрения обладают не только мысли, но и эмоции, же­лания, намерения, волевые импульсы. В феноменологии по сути дела отождествляется психика и сознание. Но факты не­полной очевидности Я для себя не могут найти объяснения при приравнивании сознания к интенциональности. Т. о., ин­тенциональность тоже является необходимым, но недоста­точным условием сознания.

3. Иногда сознание отождествляется с вниманием. Эта пози­ция особенно популярна у некоторых психологов, пытающихся с точки зрения когнитивной науки истолковать сознание как некоторый фильтр на пути информа­ции, перерабатываемой нервной системой. Сознание при по­добной интерпретации играет роль своеобразного распреде­лителя ограниченных ресурсов нервной системы. Между тем ряд фактов психической жизни не поддается объяснению с подобной точки зрения. Известны, напр, фак­ты невнимательного сознания, в частности, у водителя авто­машины, ведущего разговор, осознающего то, что происхо­дит на пути его следования, но внимательно следящего дале­ко не за всем. Можно говорить о центре и периферии поля сознания. Внимание направлено только на центр этого поля. Но то, что находится на периферии, тоже осознается хотя и неотчетливо.

4. Наиболее влиятельное в философии и психологии понимание сознания связано с истолкованием его как самосознания, как самоотчета Я в собственных действиях. Подобное понимание может сочетаться с интерпретацией сознания как знания (в этом случае считается, что знание имеет место только тогда, когда субъект рефлективно отдает себе отчет в способах его получения) или как интенциональности (в этом случае считается, что субъект осознает не только интенциональный предмет, но и сам акт интенции и себя как ее ис­точник).

Сознание при таком понимании выступает как специфичес­кая реальность, как особый «внутренний мир», данный субъекту совершенно непосредственно и познаваемый с пол­ной несомненностью. Способом познания сознания являет­ся самовосприятие, которое в результате тренировки может принять форму самонаблюдения (интроспекции). Самосознание является несомненным фактом, который вы­ражает важную особенность сознания. Без какой-то формы самосознания (иногда очень нечеткой, сла­бо выраженной) сознание действительно невозможно. Без такого рода самосознания субъект не может контролировать собственные действия — как внешние, так и внутренние (ра­боту мышления, воображения, желания и т.д.). Рефлексия - это высшая форма самосознания, выражающаяся в том, что субъект осуществляет специальный анализ способов своей деятельности и явлений сознания, в т.ч. и своего Я.

Сознание в его развитых формах является культурно-социальным продуктом. Специфически человеческое созна­ние и Я как его центр не определяются биологией человека. Единство сознания определяется наличием Я как ответствен­ного за деятельность и поступки субъекта. Поэтому единство сознания строится вместе с Я в конкретных культурно-исторических условиях. Современная культурная и социальная ситуации несут угрозу единству Я и сознания.

5. В истории философии сознание иногда понималось как сино­ним совокупности идей — индивидуальных или коллективных. В таком смысле употребляли этот термин, напр., Гегель и Маркс («общественное сознание», «классовое сознание» и т.д.).

В самом общем виде сознание можно определить как состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. По А. Г. Спиркину («Сознание и самосознание». М., 1972), сознание - это способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях. «Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека» (с. 83).

Следует учитывать, что сознание невозможно объяснить из индивидуальной психологии и физиологии; сознание требует также «системного», которое включает взаимодействие с другими людьми. Индивид, выросший в одиночестве, не имел бы сознания. Хотя обладает сознанием всегда лишь отдельный человек, оно формируется в обществе в процессе социализации.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Системность. Уровни структурной организации материи | Структура сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и язык
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.